Часть 26
Пообедать мы решили в трапезной Новоспасского мужского монастыря, который находится прямо напротив Крутицкого подворья.
Вообще в Москве (и не только) мы несколько раз обедали в трапезных при монастырях и нам этот вариант очень понравился. Во-первых, я как человек воспитанный в уважении к православной вере, искренне надеюсь, что монахи не будут использовать малосъедобные или просроченные продукты. Да, наивно, но эта надежда вполне себя оправдала – вся еда в трапезных была свежая и вкусная. А во-вторых цены там вполне гуманные, я бы даже сказала божеские. 😜
Например, в том же Новоспасском монастыре
две порции горбуши, запеченной под сыром (самое дорогое блюдо в меню, кстати), с салатом, морсом и выпечкой обошлись чуть больше тысячи рублей. На двоих, повторюсь. Это в 1,5 раза дешевле, чем суп с блинчиками и компотом в столовой ГУМа.
После обеда мы немного прогулялись по территории монастыря.
Да, я знаю, что здесь, в Преображенском соборе,
находится усыпальница великих князей рода Романовых (императоров по традиции хоронили в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга). Но посещать её я не планировала хотя бы потому, что правильнее сказать, что усыпальница «находилась». Во время Октябрьской революции её полностью уничтожители и восстановили только в 90-х годах прошлого века. Вы представляете себе, как можно восстановить полностью уничтоженную много лет назад усыпальницу? Вот и у меня не особо много вариантов. А кенотаф можно установить в любом месте и не один, вообще-то. Тратить время на осмотр того, что, говоря откровенно, не существует уже более ста лет, мне не слишком хотелось. Тем более, у нас еще не вся программа на сегодня была выполнена.
Но и просто уйти оттуда было бы глупо. Тем более что территория, которую могут беспрепятственно осмотреть туристы, небольшая, но очень ухоженная.
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь был основан в XIII веке всё тем же князем Даниилом Московским. Слово «ставропигиальный» означает, что он находится под управлением Патриархии, а не епархии, т.е. обладает высоким статусом.
Правда изначально обитель находилась в другом месте – там, где в наши дни стоит Данилов монастырь. Я посмотрела по карте… скажем так, не центр.
А вот сын Даниила, великий князь Иван I Калита, как раз и перенес монастырь в самый центр Москвы – на Боровицкий холм. Обитель получила название Спаса-на-Бору и стала домашним храмом князя и членов его семьи.
Но на новом месте монастырь тоже не прижился – великий князь Иван III затеял в Кремле крупномасштабное строительство, в которое обитель почему-то не вписалась, и ее было решено перенести за кремлевские стены. Так монастырь наконец-то обрел постоянную прописку, в очередной раз сменив название – его стали именовать Новоспасским.
При Иоанне IV Грозном обитель превратили в могучее укрепление,
и Новоспасский монастырь выдержал осаду польских войск, став местом сбора ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского.
В 40-е годы XVII века монастырь окружили каменными стенами,
а в 1647 году был торжественно освящен Преображенский собор.
Вообще при Романовых монастырь процветал. Вплоть до XVIII века на территории обители хоронили представителей правящей династии и других именитых боярских родов, а царская семья регулярно приходила сюда на богомолье, несмотря на то, что монастырь находился вне стен Московского Кремля.
Самое высокое здание Новоспасского монастыря – четырехъярусная колокольня с церковью Сергия Радонежского, была построена в середине XVIII века.
Во время вторжения Наполеона в Россию монастырь был ограблен и подожжен, а Преображенский собор не был взорван лишь волей случая. Полностью восстановить обитель удалось только через несколько десятков лет.
В 1918 году монастырь закрыли, а на его территории организовали концентрационный лагерь для уголовников и политических заключенных.
В 30-е годы XX века бывшие монастырские здания передали в ведение НКВД, причем часть их использовалось в качестве архива, а часть отвели под картофелехранилище. Удивительно, но полному уничтожению обветшавшего Новоспасского монастыря помешала Великая Отечественная война – стало просто не до того.
А в 60-е годы XX века при монастыре появился музей, посвященный реставрационному делу и стали вестись восстановительные работы, растянувшиеся на два десятилетия.
В начале 1990-х годов Новоспасский монастырь вернули церкви, с тех пор в обители ведется реставрация.
Из построек XVII века в Новоспасской обители сохранились Покровская церковь, мощные каменные крепостные стены и башни, а также корпуса для настоятеля и братии.
Выйдя из обители,
мы отправились вниз, к Новоспасскому мосту.
Деревянные мосты в районе Новоспасского монастыря и Крутицкого подворья были еще при Иване Грозном, а в 1911 году был возведен стальной трёхпролетный Новоспасский мост.
В 1937 году мост реконструировали – были надстроены опоры моста для увеличения габаритов проходящих под мостом судов, а в 2000 году мост был в очередной раз перестроен под неумолчный вой, что эта самая перестройка мост безвозвратно погубила и испортила.
Собственно, ничего нового: у нас давно уже многое только под этот хорошо оплаченный вой и идет, с тех самых пор, как наша страна начала медленно, но верно выбираться из того тупика, в который нас загнали в 90-е годы. Но все мы помним пословицу про собаку и караван. 😉
Повернув направо, мы пошли по Краснохолмской набережной
в сторону Большого Краснохолмского моста,
за которым находится Гончарная слобода – очередная точка нашего маршрута.
Продолжение следует...