Реставрация произведений искусства не всегда просто возвращает картинам их первоначальный вид. Иногда в процессе обнаруживаются находки, меняющие наше восприятие знакомых шедевров. Собрали четыре громкие истории о неожиданных открытиях.
Собачка, ставшая единорогом
Одним из самых удивительных открытий стала картина Рафаэля, написанная в 1506 году. Изначально портрет изображал молодую женщину с собачкой на руках, что символизировало ее супружескую преданность, — такие портреты заказывали на свадьбу. Однако после смерти художника в картину внесли изменения: собачку трансформировали в мифологического единорога, а модель превратили в святую Екатерину, укрыв ее плечи мантией. Первым открытием реставраторов в 1934–1936 годах стал первоначальный образ женщины, который и был восстановлен.
А уже через 23 года картина стала первой в истории, для изучения которой был использован рентген. Так специалисты обнаружили, что единорог также был дописан, но решили оставить его нетронутым, чтобы избежать повреждений.
Возвращение Купидона
Один из шедевров Вермеера, «Девушка с письмом у открытого окна», также стал объектом неожиданного открытия. В процессе рентгеновского исследования было обнаружено, что на стене за девушкой скрывался образ Купидона, который был закрашен еще в 18 веке. Ранее считалось, что сам Вермеер закрасил этот образ, но современные исследования показали, что это было сделано уже после его смерти.
Слой краски, закрывший Купидона, был нанесен, когда картина была приобретена в Париже для курфюрста Саксонии. Возможно, новый владелец решил скрыть обнаженную фигуру из эстетических соображений. После реставрации 2021 года Купидон вернулся на свое место, придав картине аллегорическое значение: теперь героиня явно читает любовное письмо.
Секрет тихого морского пейзажа
Картина нидерландца Хендрика ван Антониссена «Вид песков Схевенинген» долгое время оставалась обычным морским пейзажем. Но реставрация 2014 года раскрыла неожиданный секрет: под слоем краски был скрыт кит, выброшенный на берег, что часто происходило в Голландии того времени. В 18 или 19 веках кто-то удалил этот элемент, возможно, решив сделать картину более пригодной для продажи: вписывающуюся в буржуазные интерьеры.
Когда реставратор Шан Куанг начала осторожно очищать картину, на ней появились очертания большого млекопитающего. Это открытие значительно усилило интерес к картине и привнесло новый смысл в ее восприятие: теперь толпа людей на картине смотрит не просто в пустоту, а на необычное и трагичное явление.
Женщина, скрытая под мужчиной
Необычная история скрытого изображения произошла с картиной Фёдора Рокотова «Портрет неизвестного в треуголке». Исследование, проведенное в Третьяковской галерее, выявило, что под этим портретом скрывается изображение молодой женщины. Изначально Рокотов написал ее в фас, но позже принялся за работу заново, представив модель в три четверти, прикрыв ее прическу треуголкой и заменив платье на маскарадный костюм.
Этот портрет, как предполагают исследователи, был написан на основе образа в маскарадном костюме Олимпиады Балбековой, первой жены Николая Струйского, известного стихотворца-любителя, издателя и почитателя Екатерины II. Олимпиада скончалась преждевременно, и Рокотов, не успев завершить работу, изменил ее. Картина стала не только отражением фамильной тайны, но и поэтическим воплощением женственности и юности.
Об исследовании, раскрывшем тайны «Черного квадрата» Малевича, рассказали на канале «Цвет настроения». Подписывайтесь в Telegram и во «ВКонтакте», чтобы быть в курсе последних новостей из мира искусства. Там же мы публикуем новости о находках во время масштабной реставрации Дома Радио, которая стартовала в 2024 году по инициативе ВТБ. Например, в ходе работ специалисты расчистили неизвестные росписи начала 20 века и нашли письма 1942 года.