Найти в Дзене
ВТБ Страна

Тайны, скрытые краской: о каких деталях известных картин вы не знали?

Оглавление

Реставрация произведений искусства не всегда просто возвращает картинам их первоначальный вид. Иногда в процессе обнаруживаются находки, меняющие наше восприятие знакомых шедевров. Собрали четыре громкие истории о неожиданных открытиях.

Собачка, ставшая единорогом

Рафаэль Санти. «Дама с единорогом», 1506 год, Галерея Боргезе, Рим © Public domain // Вид картины «Дама с единорогом» до реставрации
Рафаэль Санти. «Дама с единорогом», 1506 год, Галерея Боргезе, Рим © Public domain // Вид картины «Дама с единорогом» до реставрации

Одним из самых удивительных открытий стала картина Рафаэля, написанная в 1506 году. Изначально портрет изображал молодую женщину с собачкой на руках, что символизировало ее супружескую преданность, — такие портреты заказывали на свадьбу. Однако после смерти художника в картину внесли изменения: собачку трансформировали в мифологического единорога, а модель превратили в святую Екатерину, укрыв ее плечи мантией. Первым открытием реставраторов в 1934–1936 годах стал первоначальный образ женщины, который и был восстановлен.

А уже через 23 года картина стала первой в истории, для изучения которой был использован рентген. Так специалисты обнаружили, что единорог также был дописан, но решили оставить его нетронутым, чтобы избежать повреждений.

Возвращение Купидона

Вид картины «Девушка с письмом у окна» до реставрации // Ян Вермеер. «Девушка с письмом у окна», 1650-е годы, Дрезденская картинная галерея © Public domain
Вид картины «Девушка с письмом у окна» до реставрации // Ян Вермеер. «Девушка с письмом у окна», 1650-е годы, Дрезденская картинная галерея © Public domain

Один из шедевров Вермеера, «Девушка с письмом у открытого окна», также стал объектом неожиданного открытия. В процессе рентгеновского исследования было обнаружено, что на стене за девушкой скрывался образ Купидона, который был закрашен еще в 18 веке. Ранее считалось, что сам Вермеер закрасил этот образ, но современные исследования показали, что это было сделано уже после его смерти.

Слой краски, закрывший Купидона, был нанесен, когда картина была приобретена в Париже для курфюрста Саксонии. Возможно, новый владелец решил скрыть обнаженную фигуру из эстетических соображений. После реставрации 2021 года Купидон вернулся на свое место, придав картине аллегорическое значение: теперь героиня явно читает любовное письмо.

Секрет тихого морского пейзажа

Вид картины «Вид песков Схевенинген» до реставрации // Хендрик ван Антониссен. «Вид песков Схевенинген», 1641 год, Музей Фицуильяма, Кембридж © Public domain
Вид картины «Вид песков Схевенинген» до реставрации // Хендрик ван Антониссен. «Вид песков Схевенинген», 1641 год, Музей Фицуильяма, Кембридж © Public domain

Картина нидерландца Хендрика ван Антониссена «Вид песков Схевенинген» долгое время оставалась обычным морским пейзажем. Но реставрация 2014 года раскрыла неожиданный секрет: под слоем краски был скрыт кит, выброшенный на берег, что часто происходило в Голландии того времени. В 18 или 19 веках кто-то удалил этот элемент, возможно, решив сделать картину более пригодной для продажи: вписывающуюся в буржуазные интерьеры.

Когда реставратор Шан Куанг начала осторожно очищать картину, на ней появились очертания большого млекопитающего. Это открытие значительно усилило интерес к картине и привнесло новый смысл в ее восприятие: теперь толпа людей на картине смотрит не просто в пустоту, а на необычное и трагичное явление.

Женщина, скрытая под мужчиной

Фёдор Рокотов. «Портрет неизвестного в треуголке», начало 1770-х годов, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain // Фёдор Рокотов. «Портрет Александры Петровны Струйской», 1772 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Фёдор Рокотов. «Портрет неизвестного в треуголке», начало 1770-х годов, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain // Фёдор Рокотов. «Портрет Александры Петровны Струйской», 1772 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Необычная история скрытого изображения произошла с картиной Фёдора Рокотова «Портрет неизвестного в треуголке». Исследование, проведенное в Третьяковской галерее, выявило, что под этим портретом скрывается изображение молодой женщины. Изначально Рокотов написал ее в фас, но позже принялся за работу заново, представив модель в три четверти, прикрыв ее прическу треуголкой и заменив платье на маскарадный костюм.

Этот портрет, как предполагают исследователи, был написан на основе образа в маскарадном костюме Олимпиады Балбековой, первой жены Николая Струйского, известного стихотворца-любителя, издателя и почитателя Екатерины II. Олимпиада скончалась преждевременно, и Рокотов, не успев завершить работу, изменил ее. Картина стала не только отражением фамильной тайны, но и поэтическим воплощением женственности и юности.

Об исследовании, раскрывшем тайны «Черного квадрата» Малевича, рассказали на канале «Цвет настроения». Подписывайтесь в Telegram и во «ВКонтакте», чтобы быть в курсе последних новостей из мира искусства. Там же мы публикуем новости о находках во время масштабной реставрации Дома Радио, которая стартовала в 2024 году по инициативе ВТБ. Например, в ходе работ специалисты расчистили неизвестные росписи начала 20 века и нашли письма 1942 года.