В начале нулевых мир медленно, но верно сходил с ума по кроссоверам. Всё хотели машину, которая была бы почти как внедорожник, но ехала как автомобиль. Американский автопром, известный своими громадными «джипами» и баржами-седанами, немного растерялся. General Motors нужно было срочно что-то придумать, чтобы не упустить волну. Ответом Cadillac стал SRX первого поколения — неоднозначный, но безумно интересный автомобиль. Он не стал мега-популярным, но именно он, как первопроходец, протоптал тропинку для всех последующих успешных кроссоверов марки. Сегодня мы с теплотой вспоминаем этого угловатого смельчака.
Рождение универсала: дизайн и платформа
Когда SRX показали публике в 2003 году, он выглядел как пришелец из будущего. Вместо плавных линий, которые все тогда любили, дизайнеры Cadillac нарисовали его по линейке. Острые грани, рубленая форма и знаменитые вертикальные задние фонари — всё это был фирменный стиль «Искусство и наука». Смотришь на него и понимаешь: это не просто очередной высокий универсал. Автомобиль словно хочет казаться спортивным и стремительным, даже стоя на месте. Такой дизайн был рискованным ходом. Покупатели премиум-сегмента только привыкали к идее кроссовера, и далеко не все были готовы к столь радикальной внешности.
Что скрывалось под этой брутальной оболочкой? Оказалось, что SRX — это, по сути, «приподнятый» седан. За основу взяли заднеприводную платформу Sigma, на которой делали тогдашние Cadillac CTS и STS. Это сразу говорило о том, что поездка будет комфортной и динамичной, а не тряской, как в рамных внедорожниках. При желании можно было заказать полный привод, который помогал увереннее чувствовать себя зимой или в дождь. Внутри царила классическая американская роскошь: много кожи, дерева и хрома. Но главной фишкой салона был огромный панорамный люк, который шел от лобового стекла почти до багажника. Он создавал невероятное ощущение простора, особенно на задних сиденьях.
Практичности SRX мог позавидовать даже иной минивэн. Он предлагался аж в двух вариантах длины! Короткий — для пяти пассажиров, и длинный — с третьим рядом сидений. Правда, место на третьем ряду было чисто символическим, для детей и недолгих поездок. А вот багажник был просто громадным. Сложив спинки второго ряда, можно было загрузить туда ну очень много чего. Журнал «Авторевю» в своем тесте метко подметил: «SRX — это, по сути, универсал повышенной вместимости, а не внедорожник. Его главные козыри — комфорт на асфальте, просторный салон и мощные двигатели». Эта фраза идеально описывает суть машины: она пыталась угодить всем, будучи одновременно семейным автомобилем, спортивным кроссовером и грузовиком для поездки на дачу.
Техническое сердце: двигатели и ходовая часть
Под капотом у этого красавца скрывалось два мотора, и оба — с характером. Базовым для нас был 3.6-литровый V6 на 255 лошадиных сил. Аппетит у него был внушительный, но и ехал он бодро. Для тех, кому шестерки было мало, предлагался настоящий зверь — легендарный 4.6-литровый V8 Northstar, выдававший 320 «лошадок». С ним SRX превращался в настоящего задиру, способный с легкостью утереть нос многим спортивным седанам. Оба двигателя работали в паре с пятиступенчатым «автоматом». Коробка была надежной, но не самой быстрой по меркам сегодняшнего дня.
Ехала машина неожиданно легко и азартно. Благодаря легковой платформе и настройкам подвески, она вела себя на дороге очень уверенно. Ты не чувствовал себя за рулем высокого и неуклюжего внедорожника. Ощущения были скорее как от большого спортивного универсала. В поворотах крены были, конечно, но управляемость оставалась четкой и предсказуемой. Журналисты «За рулем» в свое время отметили: «Поведение SRX на дороге — это компромисс в пользу комфорта, но без потери четкости реакций. Он не столь собран, как немецкие конкуренты, но его плавность хода и предсказуемость в поворотах вызывают уважение». Правда, за комфорт на трассе приходилось расплачиваться на разбитой дороге — подвеска могла отдавать в кузов довольно чувствительными ударами.
С эксплуатацией же все было не так радужно. Атмосферные моторы имели хороший запас прочности, но их ремонт, в случае чего, влетал в копеечку. Особенно это касалось сложного V8 Northstar. «Автомат» тоже требовал к себе внимания и своевременной замены масла. Со временем у владельцев проявился ряд типичных «болячек»: капризная помпа, термостат, электроника и течи гидроусилителя руля. Технический эксперт Михаил Горбачев как-то сказал: «Northstar — это инженерный шедевр, но он не прощает ошибок и некачественного обслуживания. Владельцу такого автомобиля нужно быть готовым к высоким затратам на оригинальные запчасти и работу грамотных специалистов». В общем, это была любовь с условием.
Наследие и место на вторичном рынке
Производство первого SRX свернули в 2009 году. Он не стал бестселлером, проиграв продажи Lexus RX и BMW X5. Европейцы не очень поняли его угловатый дизайн и прожорливость. Но свою миссию он выполнил — он был смелым экспериментом, который показал, что Cadillac может делать машины не только для Штатов, но и для мирового рынка. Он был важным учебным опытом, без которого не было бы ни второго, ни третьего поколения, уже куда более успешных.
Сегодня найти первый SRX в достойном состоянии — та еще задача. Он стал редким, а потому его судьба на вторичном рынке очень двойственная. С одной стороны, это все еще полноценный премиальный автомобиль с мощным мотором, кожаным салоном и всеми «примочками» своего времени. С другой — его цена сейчас просто смешная, особенно по сравнению с его ровесниками-немцами. Это делает его лакомым кусочком для автолюбителя, который хочет почувствовать себя во власти американской роскоши, не разоряя банк.
Покупка подержанного SRX сегодня — это акт доброй воли и определенная доля авантюризма. Его владельцы — обычно фанаты марки или просто ценители нестандартной техники. На форумах можно встретить такие комментарии: «Да, он пьет как не в себя, да, запчасти искать — тот еще квест. Но когда на трассе ты давишь на газ и слышишь этот рык мотора, все недостатки кажутся мелочами. Это машина с душой и характером». Первый Cadillac SRX — это не просто транспорт. Это автомобиль с историей, для тех, кто ценит индивидуальность и готов за ней ухаживать.