Найти в Дзене
Когда можно спать?

ПЕРВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА РОССИИ: ход событий и тайны открытия

Многие эрудированные люди наверняка знают, что первой железной дорогой в России была дорога из Санкт-Петербурга в Царское Село. Но вот знаете ли вы все подробности её открытия и ход событий, предшествующих этому событию? На эти вопросы мы постараемся ответить в этой статье! Самая первая железная дорога в мире появилась в Англии в 1825 году. Россия же оказалась шестой страной, построившей железную дорогу. Важно понимать, что речь идёт о железных дорогах общего пользования, так как прообраз путей был создан при Петрозаводских фабриках ещё в 1788 году. Также учтём, что с 1825 года Россией правил император Николай I, при котором страна была сильно занята внутренней политикой. Внутри было много цензуры из-за недавнего восстания декабристов и т. д. К чему мы это упоминаем? К тому, что это даёт ответ на вопрос: а почему так долго не могли построить железную дорогу в России? На самом деле инициатором постройки дороги был даже не русский, а австриец Франц Антон фон Герстнер. Он был инженером и
Оглавление

Многие эрудированные люди наверняка знают, что первой железной дорогой в России была дорога из Санкт-Петербурга в Царское Село. Но вот знаете ли вы все подробности её открытия и ход событий, предшествующих этому событию?

На эти вопросы мы постараемся ответить в этой статье!

Источник: https://dzen.ru/a/XPYehTSs4wCvsvI4
Источник: https://dzen.ru/a/XPYehTSs4wCvsvI4

Предыстория строительства

Самая первая железная дорога в мире появилась в Англии в 1825 году. Россия же оказалась шестой страной, построившей железную дорогу. Важно понимать, что речь идёт о железных дорогах общего пользования, так как прообраз путей был создан при Петрозаводских фабриках ещё в 1788 году.

Также учтём, что с 1825 года Россией правил император Николай I, при котором страна была сильно занята внутренней политикой. Внутри было много цензуры из-за недавнего восстания декабристов и т. д. К чему мы это упоминаем? К тому, что это даёт ответ на вопрос: а почему так долго не могли построить железную дорогу в России?

Император российский (1825-1855) Николай I. Источник: https://en.wikipedia.org
Император российский (1825-1855) Николай I. Источник: https://en.wikipedia.org

На самом деле инициатором постройки дороги был даже не русский, а австриец Франц Антон фон Герстнер. Он был инженером и предпринимателем, а также инициатором создания железной дороги в Австрии.

В 1834 году он прибывает в Россию и в 1835 уже беседует лично с императором Николаем I о строительстве железной дороги. Что интересно, первоначальный проект Герстнера предусматривал дорогу из Петербурга в Москву на условиях его полной и неограниченной по времени монополии на эту дорогу и построенные в течение 20 лет другие железные дороги. Неплохо ведь, правда?

Франц Антон фон Герстнер. Источник: https://www.marpravda.ru
Франц Антон фон Герстнер. Источник: https://www.marpravda.ru

Переговоры затянулись. Был создан особый комитет, изучающий этот вопрос. В Австрию для изучения железнодорожного промысла был отправлен русский инженер (в будущем отец Московско-Петербургской железной дороги) Николай Осипович Крафт.

Спустя некоторое время, в июне 1835-го года, Николай Крафт возвращается и докладывает царю о перспективах данного проекта. Однако здесь стоит упомянуть, что основным козырем в рукаве становится то, что железная дорога была интересна империи с точки зрения быстрой переброски войск, о чём царю также сообщают.

Николай Осипович Крафт. Источник: https://kraeved-himki.ru
Николай Осипович Крафт. Источник: https://kraeved-himki.ru

И наконец, в марте 1836-го Герстнеру дают разрешение на строительство лишь небольшого участка железной дороги, как вы понимаете, ею становится та самая Царскосельская железная дорога.

Прежде чем продолжим наше повествование, упомянем интересный факт. За пару лет до этого, в 1833 году, на Урале отец и сын Черепановы создают первый в России паровоз, который называют "судоходный пароход". На отечественной железной дороге он не прижился, так как работал на дровах и сильно отставал от европейских паровозов. Но факт всё равно любопытный.

Паровоз Черепановых. Источник: https://m.ok.ru/group/58909816586324/topic/153043558750292
Паровоз Черепановых. Источник: https://m.ok.ru/group/58909816586324/topic/153043558750292

Начало строительства

Прежде чем строить, само собой, нужно было найти на эту стройку средства. Здесь подключилось предприимчивое русское дворянство. Были собраны акции с помощью частного акционерного общества, но почти все акции скупил один русский предприниматель, внук Екатерины II — граф Алексей Алексеевич Бобринский, и его жена. Вместе с тем от правительства они получили привилегию:

«исключительное право на постройку дороги с тем, чтобы в продолжение 10 лет по выдаче привилегии никто не имел права строить на означенном расстоянии подобной дороги».

Как вы понимаете, граф Алексей Алексеевич сделал выгодное вложение.

Граф А. А. Бобринский. Источник: https://uk.wikipedia.org
Граф А. А. Бобринский. Источник: https://uk.wikipedia.org

Общие затраты на постройку дороги составили пять миллионов рублей, что по тем меркам просто баснословные деньги. 10% из них было потрачено на приобретение подвижного состава и рельсов.

13 мая 1836 года стартовало строительство железнодорожных путей. Руководителем проекта стал сам Герстнер, а также ещё 17 инженеров (часть из них были приглашены из Англии и участвовали в строительстве первой железной дороги).

Рельсы, шпалы, стрелки и подвижной состав — всё это было закуплено из-за границы. Именно здесь родилась "русская колея".

Колея - расстояние между рельсами.

В Европе тогда она составляла 1435 мм, а на Царскосельской дороге — 1829 мм. Чем это вызвано?

  • Многие считают, что Николай I таким образом предотвратил возможность быстрого вторжения иностранной армии вглубь России.
  • Сам Герстнер так сделал, чтобы расширить состав и обеспечить возможность перевозки большего количества людей и даже карет.
  • Инженеры утверждают, что из-за огромных территорий России широкая колея даёт более устойчивое передвижение тяжёлых составов.
  • В будущем также окажется, что из-за заимствования технологий у американцев их колея (которая тоже шире европейской) подходила больше, чем европейская, для русского рельефа.

Причин много, но позднее русская колея установилась на 1524 мм, а ещё позднее — на 1520 мм и всё равно осталась шире, чем в Европе.

Началась активная стройка. В её ходе даже был создан первый железнодорожный мост, который проложили через Обводный канал в Петербурге. Но прежде чем это произошло, всё лето 1836 года велась колоссальная работа по подготовке прокладывания рельсов. Весь масштаб работ:

  • вырубка леса;
  • выкапывание водоотводных каналов для осушения необходимой территории;
  • постройка деревянных бараков для рабочих;
  • прокладывание временной дороги для подвоза материалов;
  • очищение дороги от пней и прочего мусора;
  • создание земляной насыпи, землю для которой брали по обе стороны от дороги, копая на глубину не более 2-х метров;
  • послойная просушка и утрамбовка насыпи;
  • для моста через Обводный канал в течение шести недель вбивали около трёхсот свай.

Даже тяжело представить, что такая работа велась в середине XIX века отчасти крепостными.

Царскосельский ж/д мост в современности. Источник: https://ru.wikipedia.org
Царскосельский ж/д мост в современности. Источник: https://ru.wikipedia.org

Лишь в сентябре 1836 года началась укладка рельсов. Для удобного управления стройкой дорогу разделили между подрядчиками на 11 участков. Мы упоминали выше, что подвижной состав был закуплен за границей, однако часть вагонов и дорожные механизмы были изготовлены в Петербурге на Александровском заводе.

Первая пробная поездка ещё на конной тяге была проведена между Царским Селом и Павловском уже в конце сентября 1836 года.

Кстати, забыли упомянуть, что изначально задумывалась дорога только от Петербурга до Царского Села. Однако в процессе проект расширили и решили проложить дорогу до Павловска.

3 октября в Кронштадт был доставлен из Англии первый паровоз, а 3 ноября этот паровоз с составом был обкатан на перегоне Павловск — Большое Кузьмино (Пушкин), что отображено на приводимой акварели (ошибочно называемой «Прибытие первого поезда»).

Вагоны скорее напоминали повозки разных видов и назывались соответственно: «шарабаны», «берлины», «дилижансы», «ваггоны». Всего к открытию дороги в Россию поступили 6 паровозов, 44 пассажирских и 19 грузовых вагонов, закупленных у Англии и Бельгии.

В 1837 году в Санкт-Петербурге строится первый ж/д вокзал в виде двухэтажного деревянного здания. Именно это здание в будущем станет тем самым Витебским вокзалом в Санкт-Петербурге.

Открытие железной дороги

30 октября 1837 года, спустя полтора года строительства, наступил день торжественного открытия железной дороги.

Источник: https://experience.tripster.ru/experience/14802/
Источник: https://experience.tripster.ru/experience/14802/

На рельсах стоял паровоз инженера Стефенсона и восемь вагонов. За его управлением был лично Герстнер. Первым почётным пассажиром стал император Николай I.

Ровно в 14:30 поезд отбыл из Санкт-Петербурга, развил скорость около 60 км/ч и спустя 35 минут прибыл под крики "Ура!" и аплодисменты на станцию Царское Село. Обратно он доехал за 27 минут. Это было историческим событием в истории страны. Первая железная дорога положила начало новой истории. Позднее на ней смогли кататься все желающие.

Макет паровоз "Проворный". Источник: https://dzen.ru/a/Y2vTdBDdUGjyGot6
Макет паровоз "Проворный". Источник: https://dzen.ru/a/Y2vTdBDdUGjyGot6

Паровоз, на котором была совершена первая поездка, был назван «Проворный». Помимо него функционировало ещё пять первых паровозов: «Стрела», «Богатырь» (позже «Россия»), «Слон», «Орёл» и «Лев». Сам первый паровоз так и не сохранился, но в Санкт-Петербурге воссоздан его макет.

Дальнейшая эксплуатация

Конечно, не сразу железная дорога перешла на паровую тягу. Изначально только по воскресеньям катали пассажиров на паровой тяге, а в остальные дни — на конной. Переход на паровую тягу полностью осуществился лишь 4 апреля 1838 года.

Движение на участке Царское Село — Павловск открыли лишь 22 мая 1838 года. На вокзале в Павловске был открыт специальный концертный зал, где с 1856 года с большим успехом выступал Иоганн Штраус.

Постоянное расписание движения для пяти пар поездов в сутки впервые было введено 15 мая 1838 года:
Начало движения — 9 часов.
Окончание движения — 22 часа.
Интервал между поездами — 3–4 часа.

Так как дорога была однопутной с разъездом посередине, движение было построено следующим образом: поезда с конечных станций отправлялись одновременно и, пройдя половину пути, расходились на разъезде — станции «У Московского шоссе» (современная платформа «Шушары»), — после чего продолжали маршрут. Время поездки было равно 42 минутам.

11 августа 1840 года у серединного разъезда произошла первая в России железнодорожная катастрофа. Пьяный машинист паровоза «Богатырь», англичанин Роберт Максвелл, следуя из Царского Села, проехал разъезд на середине дороги, не дожидаясь встречного состава, и столкнулся с ним. Тот состоял из пустых вагонов, движимых паровозом «Лев». Погибли 6 человек. Роберт Максвелл спрыгнул со своего поезда и уцелел. Второй путь открыли лишь в 1876 году.

Источник: https://www.1520mm.ru/catastrophe/accident1899.phtml
Источник: https://www.1520mm.ru/catastrophe/accident1899.phtml

Самостоятельно Царскосельская железная дорога просуществовала до 1900 года. 2 января она была закрыта для перепрошивки на колею 1524 мм и включена в часть нового железнодорожного пути Санкт-Петербург — Одесса. Открыли на этом участке и третий путь, но он был исключительно для частного передвижения императорских особ из Санкт-Петербурга в Царское Село, оттого и назывался «Императорский путь».

Заключение

Казалось бы, в школьной программе по истории это событие упоминается лишь вскользь. Открыли дорогу и открыли. А оказывается, это событие с большой предысторией, колоссальным человеческим трудом и множеством интересных фактов.

Начиная с приезда Герстнера и заканчивая перепрошивкой колеи, Царскосельская железная дорога — это больше, чем просто ж/д путь; это яркая страница истории нашей страны.

Цитаты известных личностей, исторические события сегодняшнего дня и много небольших интересных фактов и видеороликов в наших соц. сетях:

VK: https://vk.com/whenicansleep?from=groups

TG: https://t.me/KMSproduction