РЖД показали новую концепцию плацкартного вагона габарита Т. Это уже пятый вариант, но, скорее всего, реализуют именно его. В прошлых годы показывали различные варианты капсульных вагонов, однако их так и не построили. В этот раз презентовали классический плацкарт.
Плацкарт будет выпускаться в вагоне габарита Т. Первая версия такого вагона была представлена в 2020 году, однако пассажиры в этих вагонах так и не поехали. Теперь построить плацкартные вагоны габарита Т обещают к 2027 году.
Вагон габарита Т больше обычного. Вагон будет включать 58 мест, поперечные полки станут на 14 см длиннее и на 3 см шире, а боковые – на 10 см длиннее и на 4 см шире. Здесь будут душ и два туалета.
Плацкарт совместил в себе классическую планировку, элементы плацкартного вагона со шторками от «Иппиарт» и «Вагонреммаша» и элементы дизайна купейного вагона габарита Т, представленного раньше.
Детальный обзор вагона
Места в плацкарте будущего оборудованы шторками.
Такое решение уже применялось в реновированных вагонах от «Иппиарт» и «Вагонреммаша». Таких вагонов было произведено около 50.
Однако, перевозчики не смогли их эксплуатировать должным образом и шторки быстро исчезли. Смогут ли обеспечить обслуживание таких вагонов в этот раз.
Как и в упомянутом вагоне, на третьей полке нового концепта есть вырез, который позволяет удобно сидеть на второй полке.
Не ясно, почему вырез на третьей полке сделан не со стороны окна и светильника. Скорее всего, сидеть пассажиры предпочли бы именно с той стороны. Вероятнее всего, вырез с противоположной нужен, чтобы было удобнее залезать наверх.
На столиках в отсеках встроены модули беспроводной зарядки, у каждой полки размещены лампочки индивидуального освещения, а также воздуховод.
Приточка воздуха вниз – правильное решение, однако важно месторасположение. В этом месте может дуть в голову сидящему пассажиру.
Перекладина для вещей встроена в полку сверху. Это решение тоже вызывает вопросы: сидящие на нижней полке «в ногах» пассажиры могут биться о нее головой.
Правда, на рисунке концепции будущего вагона эта перекладина изображена складной.
К сожалению, новая концепция не вобрала в себя несколько наработок из реализованных проектов. Например, нет столиков наверху, как в упомянутом вагоне от «Иппиарта».
Не были представлены на макете и складные ограничители на верхних полках. Без них – с полки можно упасть, особенно опасно такое для детей.
Нет бортика и на третьих полках. Обычно там делается ограничитель для багажа. Впрочем, возможно, всего этого не хватает, так как представлен лишь концепт – упрощенная версия того, что будет в итоге.
Возможно, этим же объясняется, что наверху нет розеток. В плацкартных вагонах, которые производятся сейчас, наверху есть usb-разъемы. Нет ни одного крючка. Неясно, к чему будут крепиться шторки наверху – если к багажной полке, как на макете, то это будет некрасиво, т.к. закрываться они будут по кривой.
А как же капсулы?
После 2020 года, когда плацкартный вагон габарита Т был впервые представлен публике, в РЖД представили несколько вариантов планировки вагона.
Пожалуй, самым неудачным был вариант, реализованный непосредственно в 2020 году. В том вагоне в части плацкартных отсеков разместили шкаф-колонну.
В ФПК считают, что лидером в рейтинге концептуальных макетов стал вагон с продольным «шахматным» расположением пассажирских мест.
Аналогичная схема используется в китайских скоростных поездах.
Тогда, однако, говорилось, что наибольшие оценки у исследуемых макетов получили параметры, принципиально не связанные с новым концептом: индивидуальное освещение, столики, шторки, зарядка гаджетов и пр.
«При сравнении с традиционным плацкартным вагоном выявлено, что все исследуемые объекты существенно уступают ему по эргономике», – отмечали в ФПК.
Тогда признали, что «капсульные вагоны могут представлять интерес не как замена традиционного вагона открытого типа, а как дополнение к существующим типам вагонов, преимущественно в региональных поездах на ограниченном количестве маршрутов с ночным режимом пропуска, а также они могут заинтересовать пассажиров, путешествующих с детьми, не занимающими отдельного места».
«Учитывая высокие финансовые риски запуска вагонов нового типа в масштабах сети, рассматривается возможность доработки макета с учетом результатов проведенной оценки с последующим повторным тестированием опытных вагонов, по итогам которого можно будет принять решение об их возможной закупке и тестовой эксплуатации», – говорилось в одном из годовых отчетов перевозчика.
В 2024 году «Трансмашхолдинг», который производит эти вагоны, сообщал, что планирует произвести порядка 2 тысяч вагонов в габарите Т. Это число включает не только плацкартные вагоны, но и купейные, и СВ.