Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

А как же капсулы? РЖД показали самый массовый плацкарт будущего – производство начнется в 2027 году

Оглавление

РЖД показали новую концепцию плацкартного вагона габарита Т. Это уже пятый вариант, но, скорее всего, реализуют именно его. В прошлых годы показывали различные варианты капсульных вагонов, однако их так и не построили. В этот раз презентовали классический плацкарт.

Плацкарт будет выпускаться в вагоне габарита Т. Первая версия такого вагона была представлена в 2020 году, однако пассажиры в этих вагонах так и не поехали. Теперь построить плацкартные вагоны габарита Т обещают к 2027 году.

Первый вагон габарита Т, представленный в 2020 году
Первый вагон габарита Т, представленный в 2020 году

Вагон габарита Т больше обычного. Вагон будет включать 58 мест, поперечные полки станут на 14 см длиннее и на 3 см шире, а боковые – на 10 см длиннее и на 4 см шире. Здесь будут душ и два туалета.

Санузлы в аналогичном вагоне габарита Т  (купе). Фото: Алексей Уланов
Санузлы в аналогичном вагоне габарита Т (купе). Фото: Алексей Уланов

Плацкарт совместил в себе классическую планировку, элементы плацкартного вагона со шторками от «Иппиарт» и «Вагонреммаша» и элементы дизайна купейного вагона габарита Т, представленного раньше.

Плацкарт со шторками от «Иппиарт». Выпущено около 50 таких вагонов
Плацкарт со шторками от «Иппиарт». Выпущено около 50 таких вагонов

Детальный обзор вагона

Места в плацкарте будущего оборудованы шторками.

-5

Такое решение уже применялось в реновированных вагонах от «Иппиарт» и «Вагонреммаша». Таких вагонов было произведено около 50.

Вагон со шторками в эксплуатации, 2022 год
Вагон со шторками в эксплуатации, 2022 год

Однако, перевозчики не смогли их эксплуатировать должным образом и шторки быстро исчезли. Смогут ли обеспечить обслуживание таких вагонов в этот раз.

-7

Как и в упомянутом вагоне, на третьей полке нового концепта есть вырез, который позволяет удобно сидеть на второй полке.

-8

Не ясно, почему вырез на третьей полке сделан не со стороны окна и светильника. Скорее всего, сидеть пассажиры предпочли бы именно с той стороны. Вероятнее всего, вырез с противоположной нужен, чтобы было удобнее залезать наверх.

На столиках в отсеках встроены модули беспроводной зарядки, у каждой полки размещены лампочки индивидуального освещения, а также воздуховод.

-9

Приточка воздуха вниз – правильное решение, однако важно месторасположение. В этом месте может дуть в голову сидящему пассажиру.

-10

Перекладина для вещей встроена в полку сверху. Это решение тоже вызывает вопросы: сидящие на нижней полке «в ногах» пассажиры могут биться о нее головой.

-11

Правда, на рисунке концепции будущего вагона эта перекладина изображена складной.

-12

К сожалению, новая концепция не вобрала в себя несколько наработок из реализованных проектов. Например, нет столиков наверху, как в упомянутом вагоне от «Иппиарта».

-13

Не были представлены на макете и складные ограничители на верхних полках. Без них – с полки можно упасть, особенно опасно такое для детей.

-14

Нет бортика и на третьих полках. Обычно там делается ограничитель для багажа. Впрочем, возможно, всего этого не хватает, так как представлен лишь концепт – упрощенная версия того, что будет в итоге.

-15

Возможно, этим же объясняется, что наверху нет розеток. В плацкартных вагонах, которые производятся сейчас, наверху есть usb-разъемы. Нет ни одного крючка. Неясно, к чему будут крепиться шторки наверху – если к багажной полке, как на макете, то это будет некрасиво, т.к. закрываться они будут по кривой.

-16

А как же капсулы?

После 2020 года, когда плацкартный вагон габарита Т был впервые представлен публике, в РЖД представили несколько вариантов планировки вагона.

Пожалуй, самым неудачным был вариант, реализованный непосредственно в 2020 году. В том вагоне в части плацкартных отсеков разместили шкаф-колонну.

-17

В ФПК считают, что лидером в рейтинге концептуальных макетов стал вагон с продольным «шахматным» расположением пассажирских мест.

-18
-19

Аналогичная схема используется в китайских скоростных поездах.

-20

Тогда, однако, говорилось, что наибольшие оценки у исследуемых макетов получили параметры, принципиально не связанные с новым концептом: индивидуальное освещение, столики, шторки, зарядка гаджетов и пр.

«При сравнении с традиционным плацкартным вагоном выявлено, что все исследуемые объекты существенно уступают ему по эргономике», – отмечали в ФПК.

Тогда признали, что «капсульные вагоны могут представлять интерес не как замена традиционного вагона открытого типа, а как дополнение к существующим типам вагонов, преимущественно в региональных поездах на ограниченном количестве маршрутов с ночным режимом пропуска, а также они могут заинтересовать пассажиров, путешествующих с детьми, не занимающими отдельного места».

«Учитывая высокие финансовые риски запуска вагонов нового типа в масштабах сети, рассматривается возможность доработки макета с учетом результатов проведенной оценки с последующим повторным тестированием опытных вагонов, по итогам которого можно будет принять решение об их возможной закупке и тестовой эксплуатации», – говорилось в одном из годовых отчетов перевозчика.

В 2024 году «Трансмашхолдинг», который производит эти вагоны, сообщал, что планирует произвести порядка 2 тысяч вагонов в габарите Т. Это число включает не только плацкартные вагоны, но и купейные, и СВ.