Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью.
Особую роль в развитии английского театра сыграла группа драматургов под названием «Университетские умы». К ней обычно причисляют: Джона Лили (1554-1606 гг.), Джорджа Пиля (1556-1596 гг.), Томаса Лоджа (1558-1625 гг.), Томаса Нэша (1567-1601 гг.), Роберта Грина (1558-1592 гг.), Томаса Кида (1558-1594 гг.) и Кристофера Марло (1564-1593 гг.).
Это были первые писатели-профессионалы. Большинство из них не дожили до сорока лет; сумбурный образ жизни повлиял и на их творчество, и на продолжительность жизни. Жизнь Грина, Пиля, Нэша, Кида, Марло была типично богемной. При этом Грин, Пиль и Нэш закончили свою жизнь в нищете.
Название «Университетские умы» группа получила во многом из-за того, что все они прошли обучение в университетах. Часть из них получила образование в Оксфорде (Лили, Пиль, Лодж), остальные – в Кембридже (Грин, Нэш, Марло). Только об образовании Кида нет сведений, но его пьесы так насыщены латинскими и итальянскими стихами и цветами классической эрудиции, что, скорее всего, он также обучался в университете.
Джон Лили приобрел огромную популярность благодаря своему роману “Эвфуэс”. Первая часть, “Эвфуэс, анатомия ума” появилась в 1579 году, вторая, “Эвфуэс и Англия”, – в 1580-м. Сюжет романа не отличался оригинальностью, более важным в романе Лили был стиль изложения. Лили одним из первых понял, что нельзя заставлять всех персонажей говорить одним и тем же языком. Многие последующие драматурги и писатели подражали Лили. Во многом творчество Лили было направлено на прославление добродетели королевы Елизаветы. Так, в “Сафо и Фаоне” описывается незапятнанная чистота царицы Сицилии, явно намекая на “королеву-девственницу”. При этом в “Эндимионе”, имелись намеки на графа Лейстера, его жену и на других придворных дам, замешанных в отношениях Елизаветы и Лейстера. Таким образом, театральные подмостки становились местом обсуждения жизни Двора.
Помимо этого, в творчестве Лили отражены события 1588 года. Так, его Мидас – совершенно явная карикатура на Филиппа II, поскольку фригийский царь в пьесе сокрушается о неудаче его флота, посланного покорять Англию, а также о жестокостях его войск в Нидерландах. Еще ранее тему борьбы с испанцами затрагивал Кид; его “Испанская трагедия” была написана не позднее 1587 года, во всяком случае, до крушения Армады.
Роберт Грин внес в драматургию дух английского народного театра. Это особенно ясно проявилось в пьесе “Вейкфилдский полевой сторож” (1593), героем которой был йомен Зеленый Джордж, прозванный так за свою зеленую куртку. Это было отсылкой к балладам о Робин Гуде, который, по легенде, носил замшевый зеленый кафтан стрелка. По сюжету пьесы Зеленый Джордж, обходящий по долгу службы окрестности города Вейкфилда, становится участником решающих событий одной из англо-шотландских войн XIV века. Джордж сумел завлечь остатки шотландской рати и самого короля Александра Шотландского в чащи, где шотландцы стали пленниками Эдуарда III. Получилось, что в то время как власти города готовы сдать Вейкфилд шотландцам и мятежным лордам, простолюдин Джордж спасает город и помогает нанести поражение врагам. Когда же король Эдуард в качестве награды предлагает Джорджу посвятить его в рыцари, тот отказывается, поскольку предпочитает остаться йоменом, свободным крестьянином. Таким образом, героем пьесы становится не король, не знатный лорд, а крестьянин.
Роберт Грин посвятил немало работ описанию нравов современного ему Лондона. Это наброски о так называемой “ловле кроликов”, то есть о воровском искусстве обирания простодушных людей. Сюда можно отнести “Замечательное разоблачение мошеннического промысла” (1591 г.) с четырьмя продолжениями; "Вторую часть ловли кроликов" (1591 г.) и др. Помимо прочего, Грин был автором “Забавного спора между бархатными и суконными панталонами”, где сатирически описывались нравы придворных.
Нэш следовал за своим другом Грином. Его главное произведение “Несчастливый путешественник, или жизнь Джека Уильтона” (1594 г.) является примером плутовского жанра. Из пьес Нэша одна, по-видимому, самая яркая – “Собачий остров” – никогда не была даже напечатана: ее почти сразу же запретил Тайный совет. После ее показа в 1597 году все лондонские театры были закрыты, а автор попал в тюрьму.
Пожалуй, одним из самых ярких предшественников Шекспира был его сверстник, поэт и драматург Кристофер Марло (1564-1593). Сын бедняка, учившийся в Кембридже из милости случайного покровителя, он успел перенести гонения за «атеизм». Марло прославили его трагические образы: Тамерлан, Варрава, Фауст. Его героев объединяла жажда власти. Желая заполучить власть, они прибегали к хитрости, жестокости, что, в конечном счете, приводило их к гибели.
Так, например, в истории о докторе Фаусте Марло рассматривал конфликт нового человека со старым миром и старыми представлениями: «Фауст отказывается от знаний – они устарели. Отжили свое кишащие при королевских дворах жалкие схоласты, к числу которых принадлежит Вагнер: уже здесь появляется эта карикатура на лжеученых». Союз с дьяволом дает Фаусту, казалось бы, желаемое – он становится всесильным. Но без подлинно великой цели могущество Фауста приобретает самодовлеющий характер и опустошает его душу. В конце он попадает в ад как обыкновенный грешник.
Во многом пьесы «Университетских умов» являлись переходным этапом от средневековой драматургии к творчеству Ренессанса. Сюжеты их пьес были свободны от аллегорий средневековых моралите, герои – исторические или мифические личности – полны жизни. Творчество этих драматургов сильно повлияло на дальнейшее развитие драматургии и публичного театра, включая работы Уильяма Шекспира.
Источники:
История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. Т. 3. М., 1985.
Аникст А. Театр эпохи Шекспира: [Электронный ресурс]. URL: http://thelib.ru/books/aleksandr_anikst/teatr_epohi_shekspira-read-7.html
Михальская Н. П. Аникин Г. В. История английской литературы.