Найти в Дзене

Цветовое звучание: стеклянные образы Герасимова для филармонии

Здание Самарской филармонии было открыто в 1988 году после реконструкции на месте бывшего театра-цирка «Олимп» (1907 года постройки). Новое здание внешне напоминает своего предшественника в стиле модерн, но значительно больше и имеет современное оснащение, включая Хрустальное фойе и Концертный зал амфитеатром.  Самарская филармония удивляет не только своей архитектурой, но и внутренним интерьером. Красивые фойе, лестницы, музейное пространство, великолепные люстры. Отдельно хочу выделить витражи на окнах и объемную композицию. Витражи и объёмная композиция «Цветы музыкантам» созданы заслуженным художником Вячеславом Дмитриевичем Герасимовым. Современное здание Самарской (областной) филармонии было возведено по проекту архитектора Юрия Васильевича Храмова и открыто для зрителей в 1988 году. Внутреннее художественное оформление, в которое вошли крупные рельефные витражи и объёмная композиция, выполнял Вячеслав Дмитриевич Герасимов — признанный самарский монументалист, автор м
Оглавление

Здание Самарской филармонии было открыто в 1988 году после реконструкции на месте бывшего театра-цирка «Олимп» (1907 года постройки). Новое здание внешне напоминает своего предшественника в стиле модерн, но значительно больше и имеет современное оснащение, включая Хрустальное фойе и Концертный зал амфитеатром. 

Филармония Самары. Фото автора.
Филармония Самары. Фото автора.

Самарская филармония удивляет не только своей архитектурой, но и внутренним интерьером.

Красивые фойе, лестницы, музейное пространство, великолепные люстры.

Филармония Самары. Фото автора.
Филармония Самары. Фото автора.

Интерьерная работа В.Д.Герасимова

Отдельно хочу выделить витражи на окнах и объемную композицию. Витражи и объёмная композиция «Цветы музыкантам» созданы заслуженным художником Вячеславом Дмитриевичем Герасимовым.

Филармония Самары. Фото автора.
Филармония Самары. Фото автора.

Филармония Самары. Фото автора.
Филармония Самары. Фото автора.

Краткая историческая справка

Современное здание Самарской (областной) филармонии было возведено по проекту архитектора Юрия Васильевича Храмова и открыто для зрителей в 1988 году.

Внутреннее художественное оформление, в которое вошли крупные рельефные витражи и объёмная композиция, выполнял Вячеслав Дмитриевич Герасимов — признанный самарский монументалист, автор мозаик, рельефов и декоративных композиций в городе и области (его работа мозаичное панно на Доме Профсоюзов).

Именно интерьерная работа Герасимова стала одной из «визитных карточек» здания. 

История создания

Идея комплексного оформления фойе и холлов филармонии формировалась в проекте здания во время строительных работ 1970–80-х годов под руководством Ю. В. Храмова; художественную часть поручили Герасимову как монументалисту, уже зарекомендовавшему себя в регионе. В рамках этого заказа художник разработал несколько взаимосвязанных объектов: два больших витража, делящих пространство фойе, и центральную объёмно-пространственную композицию «Цветы музыкантам», занимающую центральное место в Хрустальном фойе и проходящую несколькими этажами вверх. Работы создавались как часть авторского оформления нового здания и монтировались при его сдаче в эксплуатацию.

Замысел и идея

Замысел Герасимова — метафора звучания и эмоциональных состояний музыки, воплощённая в плоскости и объёме стекла и металла.

  • Два крупных витража воспринимаются как «музыкальные партитуры» в цвете: один — тёплый, «пламенный», ассоциирующийся с мажорным звучанием; другой — холодный, сине-зелёный, — с минорной или лирической интонацией. Для обозначения этих полярных состояний в публикациях употребляются названия «Мажор» и «Минор» (или варианты «Музыка лирическая» и «Музыка патетическая»). 
  • Объёмная композиция «Цветы музыкантам» — образ букета, «проросшего» сквозь этажи фойе: стебли тянутся вверх, вверху видны бутоны и соцветия, что усиливает эффект «возвышения» музыки и её распространения к залу и зрителям. Таким образом композиция выполняет и эстетическую, и символическую функцию: она встречает и провожает слушателя, визуально связывая этажи и пространство фойе. 

Материалы и техника

Герасимов использовал сочетание традиционных и экспериментальных материалов и приёмов монументально-декоративного искусства:

  • Литое и витражное стекло, стеклоблоки. Большие по площади стеклянные полотна выполнены с применением литых («cast») и рельефных приёмов, что позволило получить объёмную фактуру поверхностей. Стекло для работ частично завозилось из стран Прибалтики. 
  • Многослойная конструкция и зеркальные вставки. В ряде работ художник применял многослойный приём: между отдельными фрагментами в глубину вставлялись зеркала, что создаёт дополнительный эффект отражения и глубины при смене угла зрения. Эта техническая находка повышает динамику восприятия витражей. 
  • Металлические элементы (нержавеющая сталь, титан). Для крепёжных и декоративных частей композиции использованы нержавеющая сталь и титан — материалы, дающие конструктивную надёжность и современную визуальную фактуру в сочетании со стеклом. 

«Цветы музыкантам»

Первое, на что обращаешь внимание, зайдя в филармонию - стебли «Цветы музыкантам». Это начало композиции, которая «проросла» через четыре этажа.

«Цветы музыкантам». Фото автора.
«Цветы музыкантам». Фото автора.

«Цветы музыкантам». Фото автора.
«Цветы музыкантам». Фото автора.

«Цветы музыкантам». Фото автора.
«Цветы музыкантам». Фото автора.

«Цветы музыкантам». Фото автора.
«Цветы музыкантам». Фото автора.

«Цветы музыкантам». Фото автора.
«Цветы музыкантам». Фото автора.

Наверху видны бутоны цветов. Архитектор здания и всего его внутреннего оформления - Юрий Храмов. Исполнитель композиции - Вячеслав Герасимов.

«Цветы музыкантам». Фото автора.
«Цветы музыкантам». Фото автора.

Цветные витражи «Музыка патетическая» и «Музыка лирическая»

Цветные витражи высотой в три этажа - тоже работа Герасимова.

  • Правый, из красно-жёлтого стекла, символизирует «пламя революции». «Музыка патетическая» или в прессе употребляют название «Мажор».
«Музыка патетическая». Фото автора.
«Музыка патетическая». Фото автора.

«Музыка патетическая». Фото автора.
«Музыка патетическая». Фото автора.

«Музыка патетическая». Фото автора.
«Музыка патетическая». Фото автора.

«Музыка патетическая». Фото автора.
«Музыка патетическая». Фото автора.

  • Левый, в сине-зелёных тонах - северное сияние. «Музыка лирическая» или в прессе употребляют название «Минор».
«Музыка лирическая». Фото автора.
«Музыка лирическая». Фото автора.

«Музыка лирическая». Фото автора.
«Музыка лирическая». Фото автора.

«Музыка лирическая». Фото автора.
«Музыка лирическая». Фото автора.

«Музыка лирическая». Фото автора.
«Музыка лирическая». Фото автора.

«Музыка лирическая». Фото автора.
«Музыка лирическая». Фото автора.

  • Стекло для витражей везли из Прибалтики. Помог его доставить самарский конструктор Дмитрий Козлов. Транспорта, который бы взял ценный груз, не нашли. Тогда Герасимов обратился к Козлову, с которым подружился, когда писал его портрет. Ученый-конструктор помог найти самолёт для перевозки.

Перила на лестницах. Фото автора.
Перила на лестницах. Фото автора.

  • Также прибалтийское стекло нарезали квадратами и уложили в перила на лестницах филармонии.

Значение для интерьера филармонии и городского облика

  • Работы Герасимова стали неотъемлемой частью образа филармонии: витражи задают колористический тон фойе, структурируют пространство и усиливают ощущение «театральности» и монументальности интерьера.
  • Центральная композиция «Цветы музыкантам» функционирует как символ гостеприимства и творческого подъёма — образ, который узнаётся посетителями и появляется в отчетных и просветительских материалах учреждения.
  • известно, что автор и архитектор были представлены к государственной премии СССР за комплексное художественное решение (премия в итоге не была вручена из-за общественно-политических перемен).

Понравился пост? Пожалуйста, подпишетесь — это поможет развитию канала! 🌟

Мой блог посмотреть можно по ссылке

Другие подборки: