Здание Самарской филармонии было открыто в 1988 году после реконструкции на месте бывшего театра-цирка «Олимп» (1907 года постройки). Новое здание внешне напоминает своего предшественника в стиле модерн, но значительно больше и имеет современное оснащение, включая Хрустальное фойе и Концертный зал амфитеатром.
Самарская филармония удивляет не только своей архитектурой, но и внутренним интерьером.
Красивые фойе, лестницы, музейное пространство, великолепные люстры.
Интерьерная работа В.Д.Герасимова
Отдельно хочу выделить витражи на окнах и объемную композицию. Витражи и объёмная композиция «Цветы музыкантам» созданы заслуженным художником Вячеславом Дмитриевичем Герасимовым.
Краткая историческая справка
Современное здание Самарской (областной) филармонии было возведено по проекту архитектора Юрия Васильевича Храмова и открыто для зрителей в 1988 году.
Внутреннее художественное оформление, в которое вошли крупные рельефные витражи и объёмная композиция, выполнял Вячеслав Дмитриевич Герасимов — признанный самарский монументалист, автор мозаик, рельефов и декоративных композиций в городе и области (его работа мозаичное панно на Доме Профсоюзов).
Именно интерьерная работа Герасимова стала одной из «визитных карточек» здания.
История создания
Идея комплексного оформления фойе и холлов филармонии формировалась в проекте здания во время строительных работ 1970–80-х годов под руководством Ю. В. Храмова; художественную часть поручили Герасимову как монументалисту, уже зарекомендовавшему себя в регионе. В рамках этого заказа художник разработал несколько взаимосвязанных объектов: два больших витража, делящих пространство фойе, и центральную объёмно-пространственную композицию «Цветы музыкантам», занимающую центральное место в Хрустальном фойе и проходящую несколькими этажами вверх. Работы создавались как часть авторского оформления нового здания и монтировались при его сдаче в эксплуатацию.
Замысел и идея
Замысел Герасимова — метафора звучания и эмоциональных состояний музыки, воплощённая в плоскости и объёме стекла и металла.
- Два крупных витража воспринимаются как «музыкальные партитуры» в цвете: один — тёплый, «пламенный», ассоциирующийся с мажорным звучанием; другой — холодный, сине-зелёный, — с минорной или лирической интонацией. Для обозначения этих полярных состояний в публикациях употребляются названия «Мажор» и «Минор» (или варианты «Музыка лирическая» и «Музыка патетическая»).
- Объёмная композиция «Цветы музыкантам» — образ букета, «проросшего» сквозь этажи фойе: стебли тянутся вверх, вверху видны бутоны и соцветия, что усиливает эффект «возвышения» музыки и её распространения к залу и зрителям. Таким образом композиция выполняет и эстетическую, и символическую функцию: она встречает и провожает слушателя, визуально связывая этажи и пространство фойе.
Материалы и техника
Герасимов использовал сочетание традиционных и экспериментальных материалов и приёмов монументально-декоративного искусства:
- Литое и витражное стекло, стеклоблоки. Большие по площади стеклянные полотна выполнены с применением литых («cast») и рельефных приёмов, что позволило получить объёмную фактуру поверхностей. Стекло для работ частично завозилось из стран Прибалтики.
- Многослойная конструкция и зеркальные вставки. В ряде работ художник применял многослойный приём: между отдельными фрагментами в глубину вставлялись зеркала, что создаёт дополнительный эффект отражения и глубины при смене угла зрения. Эта техническая находка повышает динамику восприятия витражей.
- Металлические элементы (нержавеющая сталь, титан). Для крепёжных и декоративных частей композиции использованы нержавеющая сталь и титан — материалы, дающие конструктивную надёжность и современную визуальную фактуру в сочетании со стеклом.
«Цветы музыкантам»
Первое, на что обращаешь внимание, зайдя в филармонию - стебли «Цветы музыкантам». Это начало композиции, которая «проросла» через четыре этажа.
Наверху видны бутоны цветов. Архитектор здания и всего его внутреннего оформления - Юрий Храмов. Исполнитель композиции - Вячеслав Герасимов.
Цветные витражи «Музыка патетическая» и «Музыка лирическая»
Цветные витражи высотой в три этажа - тоже работа Герасимова.
- Правый, из красно-жёлтого стекла, символизирует «пламя революции». «Музыка патетическая» или в прессе употребляют название «Мажор».
- Левый, в сине-зелёных тонах - северное сияние. «Музыка лирическая» или в прессе употребляют название «Минор».
- Стекло для витражей везли из Прибалтики. Помог его доставить самарский конструктор Дмитрий Козлов. Транспорта, который бы взял ценный груз, не нашли. Тогда Герасимов обратился к Козлову, с которым подружился, когда писал его портрет. Ученый-конструктор помог найти самолёт для перевозки.
- Также прибалтийское стекло нарезали квадратами и уложили в перила на лестницах филармонии.
Значение для интерьера филармонии и городского облика
- Работы Герасимова стали неотъемлемой частью образа филармонии: витражи задают колористический тон фойе, структурируют пространство и усиливают ощущение «театральности» и монументальности интерьера.
- Центральная композиция «Цветы музыкантам» функционирует как символ гостеприимства и творческого подъёма — образ, который узнаётся посетителями и появляется в отчетных и просветительских материалах учреждения.
- известно, что автор и архитектор были представлены к государственной премии СССР за комплексное художественное решение (премия в итоге не была вручена из-за общественно-политических перемен).
Понравился пост? Пожалуйста, подпишетесь — это поможет развитию канала! 🌟
Мой блог посмотреть можно по ссылке
Другие подборки: