С восхождением на престол Александра III в столице началось масштабное возрождение русской архитектуры допетровских времён. Сначала церкви стали приобретать черты московского и ярославского зодчества XVII века, а позднее и доходные дома в Петербурге начали напоминать русские терема.
Название Мытнинская улица произошло от расположенного рядом мытного двора, где взималась пошлина за проезд и провоз товаров по платным дорогам, а также выполнялись функции гостиных дворов. В конце XIX века эти земли оставались преимущественно незастроенными, здесь находились огороды Смольного монастыря, пустыри и отдельные деревянные дома. Однако с развитием капитализма участки стали активно застраиваться.
В начале XX века участки на пересечении Мытнинской, 8-й Рождественской и Старорусской улиц приобрёл Павел Михайлович Становой, потомственный почётный гражданин и гласный (депутат) петербургской Городской думы. Здесь он возвёл два здания, ставших символами петербургского модерна — доходный дом на углу Мытнинской и 8-й Рождественской (ныне 8-я Советская ул., 48) и доходный дом на пересечении Мытнинской, 5 и Старорусской, 2.
Проект доходного дома П. М. Станового на углу Мытнинской и Старорусской был разработан архитектором Дмитрием Андреевичем Крыжановским. К тому времени Крыжановский уже зарекомендовал себя как мастер модерна, включая создание великолепного храма старообрядцев Поморского согласия на Тверской улице в 1907 году, выполненного в ретроспективном стиле с элементами псковско-новгородского зодчества и модерна.
Вероятно, Становой, будучи выходцем из новгородских крестьян, увидел в работе Крыжановского знакомые ему архитектурные мотивы и сделал свой выбор в его пользу.
Дом был построен в 1908–1909 годах. Архитектор использовал неорусский стиль, особенно проявившийся в традиционном завершении новгородских храмов, а также элементы северного модерна, такие как «мох» штукатурки и центральная «средневековая замковая» башенка с луковичной главкой.
Здание представляет собой шестиэтажный новгородский терем с угловой частью, напоминающей башню с куполом, напоминающим богатырский шлем. Фасад украшен минимальными декоративными элементами, что придаёт ему особую ценность.
Крыжановский использовал криволинейные карнизы, кованые балконные ограждения с изображениями петушков и павлинов, а также ромбовидные окна. Особое внимание заслуживают входные двери с изображениями сов среди еловых шишек.
В интерьерах дома сохранились орнаменты на стенах с северными растениями, печь в стиле модерн из Копыси Могилёвской губернии и винтовая лестница, напоминающая бутон тюльпана, с изящными коваными ограждениями. Парадное дома Станового является выдающимся образцом псевдорусского стиля в Петербурге.
Один из немногих сохранившихся домов, которые объединяют в себе модерн и неорусский стиль, особенно привлекает моё внимание. В дореволюционное время в этом доходном доме находилось женское городское училище имени Павла Потёхина. Это очень интересный факт из истории здания.
К сожалению, домовладелец и попечитель училища не дожили даже до Великой Отечественной войны. Однако архитектор дома, Дмитрий Андреевич Крыжанский, прожил дольше. Во время войны он спасал архитектурные памятники, в том числе и свои творения. Но в 1942 году архитектор умер от истощения. Это очень печальная история, которая напоминает о трудностях, пережитых нашей страной в те годы.
За последние несколько лет активисты и жильцы дома проделали большую работу. Они смогли полностью воссоздать утраченные двери и восстановить одну оригинальную дверь. Это замечательный пример того, как жители могут заботиться о своём историческом наследии.
Кроме того, в доме сохранились изящная лестница и метлахская плитка на полу. Эти детали создают неповторимую атмосферу и позволяют нам ощутить связь времён. Я считаю, что такие здания — это настоящее богатство, которое мы должны сохранять и беречь для будущих поколений.
Некоторые думают, что Крыжановский выбрал «псевдорусский» стиль из-за близости Церкви Шестаковской иконы Божьей матери, выполненной в похожей манере. Но национальные черты были характерны для большинства его зданий того времени. Хотя элементы старины на фасадах встречаются редко — изразцы, форма окон, башенки.
Внутри здания также присутствуют «псевдорусские» детали: изразцы, плитка, перила. Двери подъездов украшены резьбой «под старину», но большая часть из них не сохранилась до наших дней. В парадной есть второй выход, который ведет в крошечный дворик размером два на два метра.
В здании располагается Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального района Санкт-Петербурга.
В Центральном районе Санкт-Петербурга социальное обслуживание начало формироваться в 1987 году. Первые отделения предоставляли помощь пожилым и инвалидам на дому. Служба росла, появлялись новые формы и виды помощи, открывались новые отделения.
В 2005 году глава администрации района издал распоряжение о создании «Центра социального обслуживания населения». Это стало новой вехой в развитии социальной помощи. Центр активно расширял формы поддержки и охватывал больше категорий граждан. Появились отделения для семей с детьми, детей-инвалидов, несовершеннолетних и лиц без определенного места жительства.
После принятия «Концепции развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы» в районе прошла реорганизация. В 2008 году отделение помощи женщинам в трудных ситуациях выделили в новый Центр по работе с семьей и детьми. В 2009 году создали Центр социальной реабилитации инвалидов.
Сейчас в состав Центра входят 32 подразделения. Социальное обслуживание охватывает несколько направлений: надомное, срочное и консультативное. Пожилым людям помогают с реабилитацией и организуют досуг. Каждое направление имеет свои особенности и учет услуг.
По другую сторону улицы расположена пекарня "Lumama".
Пожалуйста не забывайте подписываться на меня в других соц сетях. Найти можно легко, вбив в поиске запрос «Питер в кармане». Подписывайтесь. Это очень важно!
https://vk.com/piter_v_karmane
https://dzen.ru/piter_v_karmane