Найти в Дзене
AnVeMa Gallery

Обзор на выставку «Тыльная сторона ладони»

текст: Галина Мумрикова
В первый день ноября в музее на Делегатской открылась камерная (если говорить о размере) и в то же время мощная по сути выставка художников, которые, образовав дуэт, обратились к теме культурного кода русской культуры. Прямо скажу, словосочетание «культурный код» порядком поднадоело, но и обойтись без него в нынешних реалиях сложно. В целом проект посвящен памяти Марии Александровны Некрасовой, крупного ученого в области народного и декоративно-прикладного искусства. Знаю, как готовилась эта выставка, как тщательно ее выстраивала куратор Марианна Гушелик, как неожиданно нашелся в Академии музыки имени Гнесиных чудесный фольклорный хор, да многое нужно было успеть, чтобы сделать настоящее мероприятие, в котором бы все сошлось: тема, концепция, работы, дизайн, сопровождение. Начнем, пожалуй, с названия. Почему речь идет о нашей ладошке? А давайте вспомним выражение «как на ладони», то есть видеть очень ясно и отчетливо. Здесь, чтобы увидеть, надо как бы «зайти вн

текст: Галина Мумрикова

В первый день ноября в музее на Делегатской открылась камерная (если говорить о размере) и в то же время мощная по сути выставка художников, которые, образовав дуэт, обратились к теме культурного кода русской культуры. Прямо скажу, словосочетание «культурный код» порядком поднадоело, но и обойтись без него в нынешних реалиях сложно. В целом проект посвящен памяти Марии Александровны Некрасовой, крупного ученого в области народного и декоративно-прикладного искусства.

Знаю, как готовилась эта выставка, как тщательно ее выстраивала куратор Марианна Гушелик, как неожиданно нашелся в Академии музыки имени Гнесиных чудесный фольклорный хор, да многое нужно было успеть, чтобы сделать настоящее мероприятие, в котором бы все сошлось: тема, концепция, работы, дизайн, сопровождение.

Начнем, пожалуй, с названия. Почему речь идет о нашей ладошке? А давайте вспомним выражение «как на ладони», то есть видеть очень ясно и отчетливо. Здесь, чтобы увидеть, надо как бы «зайти внутрь», копнуть глубже, чтобы понять глубинные смыслы, понять своеобразный «сказ о сакральном». Тут не все лежит на поверхности «как на ладони» и, чтобы понять представленные картины и матры, надо подумать, напрячься.

Ольга Соколова не просто художник – она настоящий исследователь, историк, и созданные ею орнаменты народных костюмов, цветовая гамма, названия – все требует от зрителя некой сопричастности, соприкосновения, вступления в исторический диалог – тогда только станет понятно, почему образы женского народного костюма такие разные, что в каждом из них доминирует и почему, что означают двуглавые кони на мужской рубахе, что такое подклинок, орепей, понёва, завеса-фартук или система оберегов на девичьем костюме Архангельской губернии. Можно только подивиться, сколько пришлось Ольге поработать в библиотеке и сколько «перелопатить» материала, чтобы создать коды и мотивы. И чтобы они действительно захватили зрителя. Чтобы зритель порадовался каждой черточке, символу и удивился многообразию, величию, жизненной силе и логической завершенности каждого элемента.

-4

Впрочем, у Ольги не только парафразы на тему народного костюма. Ее художественные исследования привели к философским диалогам с добром и злом, к обращению к стихии Земли или Огня и даже к воплощению «Меры времени», когда «…В центре – Солнце, под ним Рождественская звезда. На синем фоне звезды и снег. Золотой луч слева внизу – мера Времени, смещающая всё плохое. Стрелочки на тонком синем обруче – движение по кругу,, они обозначают его цикличность». Художник к каждой картине написала лаконичное, всем понятное объяснение – и это дорогого стоит.

-5

Авторские куклы Евгении Гольцевой – она назвала их матры – это отражение природных стихий в их высоком понимании: Земля, Вода, Воздух, Огонь. Все, что происходит в Космосе. Матра, конечно же, не матрешка, которая вроде как стала символом всего русского. Мы привыкли к ней, разрисованной , яркой, порой аляповатой. Она стала модным сувениром, игрушкой. Матра Гольцевой – это да, расписная кукла по внешней сути и абсолютно новое прочтение куклы как таковой. Они сделаны из липы, символизирующей в культурах практически всех народов мягкость, нежность и женственность. Главное в матре – форма и символы в росписи. Ну, и конечно, цветовая гамма. Есть матры с лицом и даже глазками, в других вместо головы нечто вроде шлема, неважно. Некоторые похожи на инопланетян, случайно оказавшихся на Земле. Но ничего случайного на самом деле нет, потому что если приглядеться, оттолкнуться от названия, всё предельно ясно: матры живут среди нас, создавая уют и общаясь с природой, они обобщают, смеются и предостерегают. Они как обереги – помогают жить. Просто жить…

На церемонии открытия выставки всех поразило выступление народного хора Российской академии музыки имени Гнесиных (художественный руководитель – заслуженная артистка РФ, профессор Светлана Игнатьева). Вышли ребята и девчата в аутентичных костюмах. Современное прочтение фольклорного материала и свежие чистые голоса сделали свое дело. Перефразируя известные слова, сказать можно было лишь одно: и какой же русский не любит… традиционную народную песенную культуру! Хористы выглядели как-будто сошедшие с полотен Ольги Соколовой, яркие, настоящие, из народа, словно безмолвные матры запели и завели хороводы.

И еще. День открытия выставки ознаменовал еще одно открытие. Он стал днем рождения питерской галереи AnVeMa gallery. Проектом «Тыльная сторона ладони» галерея начинает свою выставочную деятельность. Кстати, Анна Мирович, одна из организаторов выставки, является еще и основателем театра Кот Вильям, который получил «Золотую Маску». Выставка для галереи предельно знаковая: ведь ее концепция как раз и ориентирована на исследование культурных кодов прошлого и их переосмысление.

Итак, все звезды сошлись, все нужные коды и мотивы перемешались во Всероссийском музее декоративного искусства на «Тыльной стороне ладони»...

Побольше бы таких полноценных выставок, которые готовятся тщательно и профессионально.