Найти в Дзене

Тоннели на пределе: как метро Москвы в 2025-м «собрало» на 30% больше железобетонных колец

Вы сейчас смотрите на редкий кадр — почти готовый тоннель московского метро, куда обычный пассажир попадёт только через несколько месяцев.
Рельсы уже лежат, кабели аккуратно стянуты к стенам, но внизу ещё нет контактного рельса — поезда здесь пока не ходят, тоннель живёт жизнью стройки. Именно такие кольцевые «оболочки» тоннелей в этом году стали главным рекордсменом: с начала 2025-го строители уже установили около 4 тысяч железобетонных колец — на 30% больше, чем за весь прошлый год. Разберёмся, что скрывается за этой цифрой, где сегодня роют новые тоннели и как эти подземные «ожерелья» изменят карту метро Москвы. По данным Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы, с начала 2025 года при проходке перегонных тоннелей метро смонтировано около четырёх тысяч железобетонных колец. Для понимания масштаба: примерно столько же колец потребовалось, чтобы построить участок «ЦСКА» – «Савёловская» Большой кольцевой линии — тот самый отрезок, который когда-то казался мегапроекто
Оглавление
📸 1.1: Почти готовый тоннель московского метро без контактного рельса. Техническая зона, куда попадают только строители и инженеры.
📸 1.1: Почти готовый тоннель московского метро без контактного рельса. Техническая зона, куда попадают только строители и инженеры.

Вы сейчас смотрите на редкий кадр — почти готовый тоннель московского метро, куда обычный пассажир попадёт только через несколько месяцев.
Рельсы уже лежат, кабели аккуратно стянуты к стенам, но внизу ещё нет контактного рельса — поезда здесь пока не ходят, тоннель живёт жизнью стройки.

Именно такие кольцевые «оболочки» тоннелей в этом году стали главным рекордсменом: с начала 2025-го строители уже установили около 4 тысяч железобетонных колец — на 30% больше, чем за весь прошлый год.

Разберёмся, что скрывается за этой цифрой, где сегодня роют новые тоннели и как эти подземные «ожерелья» изменят карту метро Москвы.

1. 4 тысячи колец: подземный рекорд 2025 года

По данным Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы, с начала 2025 года при проходке перегонных тоннелей метро смонтировано около четырёх тысяч железобетонных колец.

Для понимания масштаба: примерно столько же колец потребовалось, чтобы построить участок «ЦСКА» – «Савёловская» Большой кольцевой линии — тот самый отрезок, который когда-то казался мегапроектом сам по себе.

В 2024 году строители уложили 3093 кольца. То есть уже сейчас, не дожидаясь конца года, результат улучшен примерно на 30%.

За сухими цифрами — очень конкретный эффект:

  • быстрее продвигаются ключевые стройки сразу на нескольких линиях;
  • сокращаются сроки ввода новых участков;
  • Москва делает задел на десятилетия вперёд — тоннели строятся «в долгую», под будущие пассажиропотоки и новые районы.

2. Восемь щитов под землёй: где сейчас роют тоннели

Сегодня под Москвой одновременно работают восемь тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК). Это гигантские машины-«черви», которые прокладывают тоннель и сразу же собирают за собой бетонную «оболочку» из колец.

Они трудятся на четырёх линиях:

  • Рублёво-Архангельская линия — 5 щитов;
  • Троицкая линия — 1 щит;
  • Бирюлёвская линия — 1 щит;
  • Арбатско-Покровская линия (участок «Щёлковская» – «Гольяново») — 1 щит.

Давайте коротко посмотрим, что даст городу каждая из этих строек.

🚇 Рублёво-Архангельская: линия к Москве-Сити и в Подмосковье

Рублёво-Архангельская линия — будущая радиальная ветка, которая свяжет деловой центр «Москва-Сити» с районом Рублёво-Архангельское и Красногорском. Полная длина линии с учётом перспективных участков превысит 27 км, на ней запланировано до 12 станций.

По оценкам города, запуск линии улучшит транспортное обслуживание примерно 1–1,2 млн жителей семи центральных, западных и северо-западных районов Москвы, а также части Московской области.

Ключевой участок, где сейчас идёт рекордная проходка и установка колец, — это:

  • «Рублёво-Архангельское» – «Липовая Роща»;
  • «Липовая Роща» – «Строгино» — здесь работает щит-гигант «Мария».

Именно на этой линии уже смонтирована львиная доля нынешних 4 тысяч колец.

🌿 Бирюлёвская линия: метро в южные районы

Бирюлёвская линия протянется более чем на 22 км, на ней появится 10 станций — от территории бывшей промзоны «ЗИЛ» до районов Бирюлёво Восточное и Бирюлёво Западное.

Она свяжет между собой восемь районов юга столицы и даст удобное метро жителям Даниловского, Нагатинского Затона, Печатников, Москворечья-Сабурово, Царицына и Бирюлёва.

Ожидается, что линия улучшит транспортную доступность более чем для 700 тысяч человек и серьёзно разгрузит крупные магистрали юга города.

Сейчас один из щитов как раз работает на Бирюлёвской линии, прокладывая новый тоннель под югом Москвы.

🌆 Троицкая линия: быстрый коридор в Новую Москву

Троицкая линия в перспективе пройдёт от станции «ЗИЛ» до города Троицк. Общая длина линии превысит 43 км, планируется 17 станций.

Уже открыта часть трассы от «ЗИЛ» до «Новомосковской», а следующие этапы выведут метро вглубь Новой Москвы.

После полного ввода линия улучшит транспортное обслуживание территорий, где живут около 2 млн человек. Жители Троицка смогут вдвое быстрее добираться до Большой кольцевой линии и МЦК — примерно за 35–45 минут вместо нынешних поездок с пересадками.

Один из действующих щитов сегодня как раз достраивает отдельные участки этой магистрали.

🔵 Арбатско-Покровская: продление до «Гольяново»

Синяя ветка тоже растёт. Участок от действующей станции «Щёлковская» до будущей конечной «Гольяново»будет иметь длину 2,6 км.

Станция «Гольяново» мелкого заложения с островной платформой и двумя подземными вестибюлями существенно разгрузит:

  • станцию «Щёлковская» — по оценкам, на 25–30%;
  • само Щёлковское шоссе и сеть наземного транспорта.

Метро станет ближе для 160–230 тысяч жителей района, многие смогут дойти до новой станции пешком.

Именно здесь, между «Щёлковской» и «Гольяново», строители недавно установили первое кольцо левого перегонного тоннеля — символический старт подземных работ на этом отрезке.

3. Как выглядит тоннель без контактного рельса

На нашем заглавном снимке — классический тоннель столичного метро в процессе «доводки».

Что здесь можно рассмотреть:

  • по центру — два пути, уложенных на железобетонные основания, с ограничителями схода и дренажными лотками между ними;
  • вдоль стен — километры кабельных трасс: силовые, связи, автоматики, сигнализации;
  • справа и слева — технологические проходы для работников и аварийные ниши.

Главная деталь, которой пока нет, — контактный рельс. Именно по нему в будущем будет подаваться высокое напряжение на поезда. Пока он не смонтирован, тоннель остаётся «холодным» объектом: здесь можно свободно работать, подвозить материалы и оборудование.

4. Тоннель как конструктор: что такое железобетонное кольцо

Тоннель метро нельзя просто вырыть и оставить «голую» землю — грунт должен быть надёжно закреплён. Для этого и служат железобетонные кольца обделки:

  • каждое кольцо собирается из нескольких массивных блоков-сегментов;
  • сегменты стягиваются болтами и замками, образуя идеальный круг;
  • внутренняя поверхность получается ровной, на неё удобно монтировать кабели, крепления путей и прочие системы.

Щит идёт вперёд, вынимает грунт, а в образовавшуюся полость сразу же устанавливается новое кольцо. Получается бесконечный подземный конвейер: шаг — кольцо, шаг — кольцо.

Так и набегают тысячи элементов: только в этом году их уже около 4 тысяч, и работа далека от завершения.

5. Щиты-гиганты: 6 и 10 метров под землёй

В Москве сегодня работают ТПМК двух диаметров — 6 и 10 метров.

Шестиметровые щиты

  • стандарт для большинства линий;
  • прокладывают два раздельных однопутных тоннеля — по одному для каждого направления;
  • длина такой машины может достигать 105 м, а вес — около 500 тонн.

Десятиметровые щиты

  • используются там, где нужен двухпутный тоннель большого диаметра;
  • внутри такого тоннеля размещаются оба пути сразу, а на станциях платформы располагаются по бокам;
  • длина щита — до 70 м, масса — порядка 1,5 тыс. тонн.

Такие машины начали активно применять в Москве с середины 2010-х. Сейчас именно 10-метровый щит «Мария» строит двухпутный тоннель «Липовая Роща» – «Строгино» Рублёво-Архангельской линии.

📸 1.2 : Крупный план головы щита «Мария» в монтажной камере «Липовой Рощи».
📸 1.2 : Крупный план головы щита «Мария» в монтажной камере «Липовой Рощи».

6. «Мария» и её подземные километры

Щит-гигант «Мария» диаметром 10 м стартовал с территории будущей станции «Липовая Роща» и должен проложить двухпутный тоннель длиной 2,04 км до станции «Строгино». Максимальная глубина проходки — около 40 метров.

По данным «Мосинжпроекта», уже сейчас «Мария» смонтировала свыше 200 колец будущего двухпутного тоннеля. А на другом участке Рублёво-Архангельской линии, между станциями «Рублёво-Архангельское» и «Липовая Роща», установлено:

  • более 1,5 тыс. колец левого тоннеля;
  • свыше 1,2 тыс. колец правого.

Эта линия станет не просто «удобной альтернативой», а настоящим каркасом для новых деловых и жилых кварталов на северо-западе столицы и в Подмосковье.

По оценкам мэрии, Рублёво-Архангельская линия улучшит транспортное обслуживание порядка 1–1,2 млн человек, включая жителей Красногорска и будущего делового кластера «СберСити».

📸 1.3: Вид изнутри строящегося двухпутного тоннеля.
📸 1.3: Вид изнутри строящегося двухпутного тоннеля.

7. Кто строит тоннели: люди под землёй

ТПМК — это не автономный робот, а сложный подземный завод, которым управляет команда профессионалов.

По данным стройкомплекса:

  • около 15 человек одновременно работают внутри щита — это машинисты, электрики, механики, специалисты по гидросистемам;
  • ещё 10–15 человек находятся в монтажном котловане и на поверхности: обслуживают конвейеры, подают бетон, следят за логистикой и безопасностью.

Работы ведутся круглосуточно, в несколько смен. Тоннель нельзя «поставить на паузу» — важно сохранять стабильное давление на забое и ритм сборки колец.

📸 1.4: Проходчик рядом с установленной очередью колец —  человек в каскае на фоне гигантской бетонной «трубы».
📸 1.4: Проходчик рядом с установленной очередью колец — человек в каскае на фоне гигантской бетонной «трубы».

8. 130 км новых тоннелей за пять лет

Рекорд 2025 года не возникает на пустом месте. За последние годы Москва серьёзно ускорила темпы подземного строительства.

С 2019 года для нужд столичного метро проложено более 130 км тоннелей — как щитовым, так и горным способом. Только в 2024 году было построено около 4,9 км новых перегонных тоннелей, из которых 3,9 км — при помощи ТПМК.

Часть из них — именно двухпутные тоннели большого диаметра, которые требуют больше бетона, большего количества колец и более сложной организации работ.

Генеральный проектировщик и подрядчик большинства этих объектов — АО «Мосинжпроект». С 2011 года с участием холдинга построено и реконструировано 84 станции метро и свыше 180 км линий.

9. Что изменят новые тоннели для пассажиров

Каждое установленное кольцо — это буквально несколько сантиметров будущего маршрута, который пассажир когда-то пролетит за секунды.

Если собрать картину по четырём линиям, получается такой эффект:

  • Рублёво-Архангельская линия
    Даст удобный выезд из Пресненского района, Хорошёво-Мнёвников, Строгино и Красногорска к центру и «Москва-Сити», разгрузив вылетные магистрали и МКАД.
  • Бирюлёвская линия
    Приведёт метро в крупные спальные массивы юга, снизит нагрузку на Замоскворецкую линию и наземный транспорт, сократит время пути до центра для жителей Бирюлёва и соседних районов.
  • Троицкая линия
    Свяжет Новую Москву с БКЛ, МЦК и радиальными линиями, сделав дорогу от Троицка до крупных пересадочных узлов примерно вдвое быстрее и комфортнее.
  • Продление Арбатско-Покровской линии до «Гольяново»
    Сократит перегрузку «Щёлковской» примерно на четверть–треть, разгрузит Щёлковское шоссе и даст жителям Гольяново «свою» станцию рядом с домом.

Про всё это пассажиры, скорее всего, вспомнят только один раз — в день открытия станции. А пока под землёй тихо растёт бетонное «ожерелье» из тысяч колец.

-----------------------------------------------------------------------------------

Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.

Источники

При подготовке материала использовались только официальные и профильные источники, публикующие данные о строительстве метро в Москве, работе тоннелепроходческих комплексов и развитии новых линий. Статистика по количеству железобетонных колец, сведения о щите «Мария», параметрах ТПМК, длине линий и прогнозируемой нагрузке на станции взяты из открытых материалов городских ведомств и профильных организаций.

Основные источники:

  • Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (разделы о строительстве метро и новых линиях).
  • Портал Стройкомплекса Москвы stroi.mos.ru (новости о проходке тоннелей, установке железобетонных колец и работе ТПМК).
  • Пресс-релизы и публикации АО «Мосинжпроект» (информация о щите «Мария», участке «Липовая Роща» – «Строгино» и других объектах).
  • Портал «Московский транспорт» transport.mos.ru (данные о протяжённости линий, количестве станций и охвате пассажиропотока).
  • Официальные фотографии и визуализации Стройкомплекса Москвы и АО «Мосинжпроект» (тоннели, щиты, строительные площадки).

Благодарим за предоставленные фото-видео и текстовые материалы наши источники!

Спасибо за внимание!

Мы ведём уникальные транспортные хроники! Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал!

Постскриптум:

Тем, кому интересен Московский метрополитен, рекомендуем подборку: Общая тема

В нашем Телеграм канале еще больше информации!