Найти в Дзене
Питер в кармане

Феодоровский собор: Временной лабиринт

Белокаменный храм, возведенный в честь 300-летия Дома Романовых, задумывался как "священное хранилище заветных святынь" царствующего дома и русского народа. В его стенах планировалось собрать списки с икон святых, тезоименитых членам династий Рюриковичей и Романовых, а также русских подвижников, святителей и чудотворцев. Идея создания юбилейного храма возникла у "Союза русского народа" в 1907 году. Через два года по всей стране начался сбор пожертвований, и к 1910 году было собрано 500 тысяч рублей. В том же году прошел конкурс на лучший проект, победителем которого стал инженер С. С. Кричинский, предложивший проект в стиле ростовских храмов XVII века. После доработки проект был утвержден, и строительство началось 17 октября 1910 года на месте, принадлежавшем подворию Феодоровского мужского монастыря Нижегородской епархии. Монастырь был основан в начале XIII века князем Юрием II Всеволодовичем в Городце, на левом берегу Волги. Главной святыней обители была чудотворная Феодоровская икон
Оглавление

Белокаменный храм, возведенный в честь 300-летия Дома Романовых, задумывался как "священное хранилище заветных святынь" царствующего дома и русского народа. В его стенах планировалось собрать списки с икон святых, тезоименитых членам династий Рюриковичей и Романовых, а также русских подвижников, святителей и чудотворцев.

-2

Идея создания юбилейного храма возникла у "Союза русского народа" в 1907 году. Через два года по всей стране начался сбор пожертвований, и к 1910 году было собрано 500 тысяч рублей. В том же году прошел конкурс на лучший проект, победителем которого стал инженер С. С. Кричинский, предложивший проект в стиле ростовских храмов XVII века. После доработки проект был утвержден, и строительство началось 17 октября 1910 года на месте, принадлежавшем подворию Феодоровского мужского монастыря Нижегородской епархии.

-3

Монастырь был основан в начале XIII века князем Юрием II Всеволодовичем в Городце, на левом берегу Волги. Главной святыней обители была чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, которую после упразднения монастыря перенесли в Ипатьевский монастырь в Костроме. Именно этой иконой юного боярина Михаила Романова благословили на царство. В 1700 году монастырь в Городце восстановили, и в нем разместили список чудотворной иконы.

-4

Феодоровской иконой. Этот киот простоял семь лет. Попытки монастыря построить подворье в столице не увенчались успехом, и только в 1894 году служащие товарной станции возвели деревянную, а затем каменную часовню в память спасения императорской семьи в Борках. Эта часовня была приписана к монастырю. В 1904 году епископ Финляндский и Выборгский Сергий освятил часовню как церковь во имя Феодоровской иконы и святителя Алексия. Затем к зданию пристроили два придела, которые освятили в 1909 году. Церковь, вмещавшая 300 человек, действовала до 1914 года на Полтавской улице.

-5

Новый двухэтажный храм высотой 22,5 сажени торжественно заложил 5 августа 1911 года архиепископ Волынский и Житомирский Антоний в присутствии великого князя Михаила Александровича, покровителя строительного комитета. Храм строился из железобетона под руководством автора проекта С. С. Кричинского. Нижняя трехпридельная церковь, способная вместить 1500 человек, была оформлена в новгородском стиле XIII века. Ее посвятили святому Александру Невскому и Марии Магдалине. 7 сентября 1913 года в ней освятили два придела: правый – во имя святого Филарета Милостивого, левый – во имя мученицы Марфы, чьи имена носили родители первого царя из рода Романовых.

-6

Верхняя Феодоровская церковь, рассчитанная на 2000 человек, также была трехпридельной. Она была украшена в стиле XVII века. Отсутствие колонн создавало ощущение простора. В церковь вела расписанная лестница со сценами из священной истории, украшенная красивыми дверями из чеканной бронзы. Пятиярусный иконостас, вырезанный из липы, покрыли басмой. Его изготовили в московской мастерской И. М. Дикарева. Эскиз иконостаса был основан на иконостасе церкви Грузинской Божией Матери в Никитниках, родовом храме Романовых. В той же мастерской изготовили киоты, царское место и Голгофу. Иконы, копии старинных, написали под руководством профессора Н. В. Покровского известные московские художники: В. П. Гурьянов, Н. С. Емельянов и Г. И. Чириков. Роспись в стиле фресок Дионисия поручили В. С. Щербакову, но он не успел ее выполнить.

-7

Знаменитая фирма Оловянишникова изготовила утварь, мраморный престол и ажурные бронзовые паникадила в виде шапки Мономаха. Колокола с именами членов царской семьи отлили в мастерской. Серебряную дарохранительницу, уменьшенную копию Успенского собора, подарили храму Государева свита, а сосуды из Ипатьевского монастыря – Гвардейский корпус. Не успели сделать место Патриарха и сень над плащаницей.

-8

Главный придел нижней церкви во имя святого Александра Невского оформить не удалось. Г. И. Чириков написал образы для мраморного иконостаса, изготовленного фирмой Оловянишникова. Иконостас должны были украсить старинные царские врата, подаренные инженером С. Н. Смирновым. Росписи планировалось выполнить в стиле новгородской церкви Нередицы. Этот придел освятили осенью 1920 года одновременно с правым приделом верхней церкви во имя святителя Николая и мученицы Александры. Иконостас из закрытой церкви Пересыльной тюрьмы перенесли в верхнюю церковь.

-9

Послереволюционное освящение, состоявшееся 15 января 1914 года, сильно отличалось от предыдущего. В главном приделе верхней церкви присутствовали Государь с дочерьми, члены императорской фамилии, представители разных сословий и потомки тех, кто подписал грамоту об избрании Михаила Федоровича на царство. Освящение совершил митрополит Владимир, будущий новомученик. Через неделю храм объявили соборным и открыли небольшой приход. В храме продолжали служить монахи Феодоровского монастыря, хотя настоятелем назначили отца Владимира Александровича Шамонина.

-10

Фасад храма, облицованный белым старицким камнем с орнаментом работы В. И. Траубенберга, украшали родословное древо Романовых и Феодоровская икона. Икону из майолики по рисунку С. В. Чехонина изготовила мастерская П. К. Ваулина. Купол собора покрыли золоченой медью, а над входом разместили мозаичного Спаса, копию работы В. М. Васнецова.

-11

Начавшаяся война резко замедлила строительство. До революции на средства, собранные в славянских странах, возвели звонницу с колоколами, настроенными специалистом Г. Плешковым. Также построили граненую башню, где планировали разместить музей начала XVII века, и причтовый дом с кельями. Поскольку предцерковную площадь с памятником святому Александру Невскому создать не удалось, у собора возвели массивную крепостную стену из красного кирпича, чтобы закрыть вид на товарную станцию железной дороги. Не хватило времени на палату Всероссийского союза православных братств с библиотекой и книжным складом.

-12

14 марта, в день начала царствования Романовых, в соборе служилась торжественная литургия. В положенные дни в храме совершались панихиды по умершим членам династии. Например, 21 февраля – по царю Михаилу Федоровичу. Хором храма руководил А. Н. Николаев, последователь духовного композитора А. Д. Кастальского, который возрождал старинные распевы в Москве.

-13

С 1881 года в расположенной неподалеку Александровской (Боткинской) больнице действовала деревянная, а с 1914 года – каменная часовня святого Александра Невского.

-14

После революции монахи продолжали служить в храме до его закрытия 23 июля 1932 года. Вскоре здание перестроили под молокозавод. В 1970-е годы демонтировали барабаны.

-15

7 октября 1993 года рядом с собором заложили деревянную церковь, освященную 28 марта 1998 года во имя Новомучеников и исповедников Российских. Летом 2005 года здание вернули епархии, и 28 августа 2005 года в нем провели первую литургию. В 2009 году поставили золоченые купола. Сегодня идет масштабная реставрация, завершение которой планируется к 400-летию Дома Романовых.

-16

Белокаменный храм, возведенный к 300-летию династии Романовых, должен был стать "священным хранилищем" реликвий царствующего дома. Здесь планировали собрать списки икон всех святых, почитаемых Рюриковичами и Романовыми. Средства на строительство собирали по всей стране. В 1910 году прошел конкурс, и победителем стал архитектор Степан Кричинский, предложивший проект в стиле ростовских храмов XVII века.

-17

Чтобы скрыть вид на железнодорожную станцию, у храма возвели крепостную стену из красного кирпича.

-18

Монахи служили в соборе до 1932 года. Затем храм закрыли, а здание передали молокозаводу "Союзмолоко". Верхний храм превратили в цех по производству молочных продуктов, разделив его на три этажа железобетонными перекрытиями и добавив опоры. Над западной частью церкви возвели дополнительные этажи для дирекции завода. Купола и барабаны сняли.

-19

В 1995 году храм получил статус памятника федерального значения. В 2005 году его передали Санкт-Петербургской епархии.

-20

27 марта 2011 года, в день празднования Федоровской иконы Божией Матери, завершилась реставрация колокольни собора. Цель реставрации — воссоздать колокольню в историческом виде и восстановить "Романовский звон", состоявший из одиннадцати колоколов. В 2009 году во время реставрации храма нашли фрагмент небольшого колокола, предположительно принадлежавшего княжне Татьяне. Остальные, вероятно, были уничтожены.

-21

На реставрацию колокольни и галереи перехода собора в 2010 году потратили 19 миллионов рублей. Колокола отлили на пожертвования. Самый большой колокол, "Михаил-Николай", весит 9 тонн. Его назвали в честь первого и последнего царей династии Романовых. Каждый колокол украшен царскими портретами и гербами. По традиции, на окантовке выгравированы имена современных жертвователей. Все колокола отлили по старинным технологиям в глиняной форме, обсыпанной землей.

-22

Работы по воссозданию колокольни выполнила компания "Строительная культура".

-23

В Феодоровском соборе ежедневно проходят службы. Приход активно занимается и внебогослужебной деятельностью. Здесь работают:

  • Воскресная школа для детей.
  • Религиозно-просветительские курсы.
  • Школа библейской филологии.
  • Богословско-философский семинар.
  • Группы взаимопомощи для зависимых.
  • Общество трезвости.
  • Школа пения.
  • Социально-информационный центр.
  • Экскурсионная служба.
  • Швейная мастерская.
-24

Кроме того, в Феодоровском соборе:

  • Воцерковляют детей и взрослых.
  • Готовят людей к Таинству Крещения.
  • Занимаются благотворительностью, молодежным и семейным служением.
  • Регулярно проводят встречи для изучения Библии.
  • Организуют собрания «Женщины в свете Писания».
  • Читают лекции по богословию, истории и искусству.
  • Устраивают концерты духовной и классической музыки.
-25

Архитектор Кричинский вдохновлялся средневековыми русскими церквями из ростовской и ярославской губерний. Он гармонично соединил старинные мотивы с элементами модерна. Собор построен из железобетона. Его основу составляют четыре мощные арки.

-26

Это высокий и величественный храм с пятью позолоченными куполами. Крыша покрыта медью и черепицей. В нескольких шагах от собора возвышается храм Новомучеников и Исповедников Российских, выполненный в том же неорусском стиле. Вместе они создают единый архитектурный ансамбль. Колокольня храма окружена стеной, напоминающей кремлевскую. Это символизирует связь двух российских столиц. Стены церкви отделаны известняком и украшены резными изображениями, среди которых можно увидеть мифических животных — феникса, единорога и других. На фасаде со стороны Миргородской улицы восстановлено изящное панно из майолики.

-27

Внутреннее убранство нижнего храма

Внутренняя часть Феособора разделена на два храма, каждый из которых имеет уникальный характер. Нижний храм посвящен святому князю Александру Невскому и святой Марии Магдалине.

-28

Изначально планировалось создать его в стиле древних новгородских церквей: без иконостаса, с каменной перегородкой, а престол и жертвенник также должны были быть каменными. Однако эти идеи не были реализованы. Сегодня нижний храм оформлен именно так, что делает его непохожим на другие православные храмы России.

-29

Еще одна интересная деталь – баптистерий с крестообразной купелью, выполненной из мрамора. Здесь происходит крещение. На полу с керамической плинфой выложен мраморный рисунок круглого лабиринта, символизирующий путь человека к Богу.

-30

Подобные изображения украшали европейские храмы в Средние века. Хотя в нижнем храме нет иконостаса, иконы все же присутствуют, а также великолепные фрески, выполненные современными мастерами. Единственная старинная икона – список Федоровской иконы Богородицы.

-31

Внутреннее убранство верхнего храма

Верхний храм, высокий и светлый, сохранил свою вместительность и простор. Его архитектурный стиль напоминает традиционные русские церкви эпохи Романовых. В центре нет колонн, что позволяет большому числу людей свободно перемещаться.

-32

Мраморный пол украшен изящным орнаментом. В западной части находится вместительный притвор, куда ведет царская лестница. Отсюда можно попасть в основную часть храма или подняться на хоры через другую лестницу. Из притвора также можно пройти в крытый переход, ведущий на колокольню.

-33

В верхнем храме по-прежнему три алтаря, каждый из которых имеет свое назначение:

  1. Центральный алтарь посвящен Феодоровской иконе Божией Матери и преподобному Михаилу Малеину.
  2. Южный придел — Царственным страстотерпцам.
  3. Северный придел — Святым Новомученикам и Исповедникам Российским.
-34

Часть икон в храме — копии первоначальных образов Фео собора, которые теперь хранятся в Русском музее. В центре храма свисает большое бронзовое паникадило в форме шапки государя Михаила Федоровича, воссозданное взамен утраченного. Боковые паникадила более скромных размеров дополняют интерьер.

-35

В октябре 2025 года на западе нижнего храма открылась постоянная экспозиция, посвященная архимандриту Зинону (Теодору) и его работе в Феодоровском соборе.

-36

На шести стендах представлены черновики и эскизы Зинона, созданные во время оформления интерьера нижнего храма. Редкие оригиналы — наброски, рисунки и чертежи — хранятся в архиве настоятеля собора, протоиерея Александра Сорокина.

-37

Экспозиция приоткрывает завесу над творческой лабораторией мастера, который более десяти лет назад восстановил Феодоровский собор и создал шедевр современного христианского искусства.

-38

Эскизы фресок и архитектурных элементов, украшающих восточные апсиды и другие части храма, рассказывают о его художественном видении.

-39

Автор экспозиции — Наталья Горейкова.

-40

Интересные факты

  • В годы строительства Фео собора его район считался окраиной Петербурга.
  • У прихода Фео собора есть герб с грифоном. В христианской символике грифон объединяет небо и землю, воплощая тайну Боговоплощения.
  • В соборе регулярно проводят детские литургии. Служба адаптирована для понимания детьми.
  • Это редкий российский православный храм, где звучит древнее византийское пение.
  • В нижнем храме священники облачаются в византийские одеяния, непривычные для России. Они простые, песочного или бордового цвета.
-41

Расписание богослужений

Будние дни:

  • 7:00 — литургия в нижнем храме
  • 18:00 — вечерня в нижнем храме

Субботы:

  • 10:00 — литургия в нижнем храме
  • 18:00 — всенощное бдение в нижнем храме

Воскресенья и великие церковные праздники:

  • 7:00 — ранняя литургия в нижнем храме
  • 10:00 — поздняя литургия в верхнем храме
  • 18:00 — вечерня в нижнем храме

По средам и пятницам в 18:00 в нижнем храме читают акафисты.

-42

Акафист — это жанр православной церковной гимнографии. Он представляет собой хвалебно-благодарственное пение в честь Господа Бога, Богородицы, ангелов или святых.

Слово «акафист» переводится с греческого как «гимн, при пении которого нельзя сидеть».

-43

Структура акафиста состоит из 25 строф: 13 коротких, которые заканчиваются возгласом «Аллилуйя», и 12 длинных, в каждом из которых 12 хвалебных обращений к святому начинаются словом «Радуйся».

Акафисты могут быть посвящены как отдельным святым, так и важным событиям церковного календаря.

По средам и пятницам в 18:00 в нижнем храме звучат акафисты.

-44

Местоположение

Адрес: Миргородская улица, 1-В, литера А

Ближайшие станции метро

  • Площадь Восстания
  • Площадь Александра Невского
-45

Как добраться

  • От станции метро Площадь Восстания идите к Московскому вокзалу. Пересеките площадь Восстания и следуйте по Гончарной улице. На Полтавской поверните направо и идите до Миргородской улицы. Собор находится на их пересечении. Путь займет около 10 минут.
  • От станции метро Площадь Александра Невского (выход через Александра Невского-I направо или через Александра Невского-II налево) идите по Невскому проспекту до Харьковской улицы. Поверните налево и идите до Миргородской, затем направо. Пешком это займет примерно 15 минут.
-46

Тайна церковных лабиринтов

На полу нижнего храма Фёдоровского собора около Московского вокзала можно увидеть лабиринт. Это уменьшенная копия готического лабиринта, который уже почти тысячу лет возвышается во французском Шартре.

-47

Лабиринты были неотъемлемой частью готических храмов XII-XIV веков. Многие из них не сохранились, но те, что остались, до сих пор привлекают внимание туристов и прихожан. Истинное назначение лабиринтов оказалось настолько необычным, что о нём на долгие века предпочли забыть. Чтобы это забыть, во многих церквях лабиринты уничтожили. О тех, что остались, стали рассказывать, что они символизируют паломничество в Иерусалим или мытарства души на пути к Богу. Современные паломники даже проходят этот лабиринт на коленях. Однако нет никаких доказательств, что архитекторы готических храмов задумывали именно такую символику или ритуалы.

-48

Так для чего же создавались лабиринты?

Многочисленные источники эпохи Высокого Средневековья свидетельствуют: главной функцией церковных лабиринтов была игра. В пасхальный понедельник клир собора вставал в хоровод вокруг лабиринта. Самый молодой клирик приносил мяч и передавал его настоятелю. Запевали гимн на латыни: «Христианин, воспой Пасхальную жертву, Агнец искупает овцу». В такт гимну настоятель делал три шага к центру лабиринта и бросал мяч любому из своих подчинённых. Тот должен был поймать мяч и бросить обратно. Так настоятель проходил до центра и обратно. После игры все шли на праздничную трапезу.

-49

Неизвестно, как возникла эта игра и почему её в какой-то момент посчитали неподобающей для храма. Ясно только, что она появилась с эпохой готических соборов и исчезла вместе с ней.

-50

Фёдоровский собор определённо стоит посетить. Там есть много интересного помимо лабиринта. Например, там служит мой однокашник, отец Алексей — умный человек и кандидат исторических наук. В Петербурге вряд ли найдёшь православного священника, который был бы не только теологом, но и профессиональным антиковедом.

-51

Феодоровский собор в Санкт-Петербурге стал площадкой для съёмок нескольких фильмов:

  • «Анна Каренина» (1997) — британско-американская мелодрама, экранизация романа Льва Толстого;
  • «Комиссарша» (2017) — военный фильм, драма Елены Николаевой.
-52

В августе 2025 года в рамках киноклуба Феодоровского собора Фёдоровской иконы Божией Матери в честь 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге показали «Танцующую в темноте» Ларса фон Триера.

-53

Встречи киноклуба проводятся дважды в месяц, по воскресеньям, в лекционном зале или трапезной Феодоровского просветительского центра.

-54

Посещение этого места — настоящее событие, которое требует времени и внимания. Здесь каждый уголок дышит историей и атмосферой. Чтобы по-настоящему насладиться и оценить всю красоту и уникальность этого места, стоит выделить несколько часов. В неспешном ритме можно тщательно изучить каждую деталь как внешнего убранства, так и внутреннего интерьера.

-55

Каждое окно, каждая дверь, каждая скульптура или картина здесь имеют свою историю и заслуживают вашего внимания. Погружение в этот мир позволит вам ощутить дух времени и почувствовать связь с прошлым.

-56

Когда попадаешь сюда, кажется, что оказался в центре воронки времени. Всё вокруг пропитано атмосферой прошлого, но в то же время живёт настоящим моментом. Звуки, запахи, детали интерьера — всё это создаёт ощущение, будто ты перенесся в другую эпоху, где каждый предмет имеет свою историю, а воздух хранит тайны веков.

-57
-58
-59
-60
-61
-62
-63
-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70
-71
-72
-73
-74

Пожалуйста не забывайте подписываться на меня в других соц сетях. Найти можно легко, вбив в поиске запрос «Питер в кармане». Подписывайтесь. Это очень важно!

https://vk.com/piter_v_karmane

https://dzen.ru/piter_v_karmane