Множество изобретений в мире появилось случайно. И некоторые из них так же случайно стали успешными бизнес-проектами. Не является исключением и знакомая сегодня каждому микроволновая печь. Ее прототип не имел ничего общего с бытовой техникой.
Прежде чем продолжить, отметим, что в 2025 году оборот первого производителя микроволновок превысил $25 млрд. А сам изобретатель, Перси Спенсер, до сих пор работает в компании, является председателем совета директоров и старшим вице-президентом.
Дело было в Америке
На дворе 1945 год, военной промышленности дан карт-бланш. Разработки ведутся во всех направлениях, в том числе авиации и противовоздушной обороне. Инженер одного из крупнейших подрядчиков Минобороны США компании Raytheon, Перси Спенсер, экспериментирует с приборами для обнаружения самолетов противника – работает с магнетронными установками для радаров.
Во время очередного эксперимента инженер замечает, что шоколад в его кармане превратился в расплавленную массу. Спенсер проверяет сувою догадку, что это побочный эффект от магнетрона, на других продуктах. Вскоре он решается поместить шоколадный батончик под направленное действие излучателя, и получает горячий шоколад. Дальше больше: приготовленный поп-корн, взрывание куриных яиц и прочие эксперименты. Свое новое изобретение Спенсер демонстрирует коллегам. Чуть позже он создает устройство с направленным микроволновым излучением – прототип СВЧ-печи.
В 1946 году инженер подает заявку на патент. А уже в 1947 фирма Raytheon выпускает первую в мире микроволновку. Новая техника остается в военной среде, сильно упрощая и ускоряя разморозку продуктов. О массовом производстве и применении пока речь не идет.
Цена первой микроволновки впечатает – $3 000 (немало по американским меркам в конце 1940-х). Устройство весит 340 кг, имеет мощность 3 кВТ. А высота печи составляет 168 см.
Массовый выпуск микроволновок начнется намного позже, в 1960-х. И первую партию выпустят не в Америке, а в Японии. Первопроходцем в этой нише станет фирма Sharp.
Довоенные микроволновки
С излучением работали не только в Америке, и задолго до военных 1940-х. Открытие феномена нагрева тканей живых организмов (тут речь идет непосредственно о человеке) принадлежит французскому физиологу Жаку Арсену д’Арсонвалю. Он в 1891 году обнаружил благотворное влияние электромагнитного поля в 10+ кГц на мышцы, суставы и связки.
Австрийский химик фон Зайнек в 1899 году начал экспериментировать с частотой 200 к ГЦ. А в 1908 году начали использоваться аппараты на 1,6 МгЦ. Они легли в основу метода диатермии, внедренного немецким врачом Карлом Францем Нагельшмидтом.
В 1921 году в поисках путей обхода патентов на электровакуумный триод инженер General Electric Альберт Халл получил магнетрон. Именно ему принадлежит авторство термина и первое описание принципа работы.
Дальше инженеры ведущих компаний мира стали развивать направление, пытаясь придумать устройство, применимое в разных сферах. Экспериментировать, не договариваясь, специалисты RCA, General Electric и Bell Labs решили на продуктах питания (просто, доступно, относительно безопасно). Но тройку лидеров рынка опередила фирма Westinghouse Electric. Именно она представила первое в мире устройство для разогрева сэндвичей в Чикаго Century of Progress в середине 1930-х.
Прототип микроволновки тянул 10 кВт и давал излучение в 60 МГц. Устройство было интересное, но в бытовом смысле бесполезное. Представить подобную технику дома было невозможно.
Кстати, в СССР тоже велись исследования магнетронов и микроволнового излучения. Правда, приоритетом было использование их в промышленности. Первая советская СВЧ-печь была создана в Ленинградском филиале ЦНИИ инженером Николаем Селюгиным. И предназначалась она для сушки древесины.
Но вернемся к Raytheon и Спенсеру.
Микроволновка как бизнес-проект
Перси Спенсер считается отцом микроволновок прежде всего потому, что первым запатентовал такую печь. О ее параметрах и применении мы уже говорили. Прототип был огромным, тяжелым, и для бытовых целей не подходящим. Raytheon поставила задачу инженерам: сделать печь доступнее и удобнее. Но ничего не вышло. И тоглда было принято единственное верное решение – продавать лицензию на технологию.
Первый покупатель патента, компания Tappan, в 1955 создала настенную СВЧ-печь стоимостью около $2 000. За год было продано до 10 единиц. Позволитьт технику себе могли только крупные пищевые производства и небедные рестораны.
В 1962 году лицензией воспользовалась фирма Sharp, создав настоящую бытовую микроволновку. Raytheon пошла по ее стопам, снова включилась в бизнес-гонку и выпустила СВЧ-печь весом всего 13 кг и стоимостью около $500. Она имела параметры 40 х 50 х 30 см. Так начался путь компании к миллионным прибылям и миллиардному капиталу.
Стоит отметить, что микроволновки перекроили рынок общепита в США. Появление компактный, удобных и недорогих печей уничтожило индустрию готовых горячих обедов в алюминиевой таре. Люди массово перешли на разогрев полуфабрикатов на месте (дома, в офисе).
Хейт, запреты и мифы о микроволновках
СВЧ-печи стоят $300-400, продаются тысячами, используются множество раз в день десятками тысяч человек. Разумеется, на столь успешный проект обращают внимание надзорные органы. В 1968 году правительство принимает закон о радиационном контроле, регулируя допустимый уровень утечки излучения в микроволновках.
Ассоциация производителей бытовой техники принимает правила игры, продукция проходит сертификацию. Но почти сразу появляются противники микроволновок, заявляющие, что излучение убивает и т.п. такие активисты есть и сейчас. Но ни в 1960-х, ни в 2020-х хейт не влияет на продажи СВЧ-печей и прибыль производителей. В одной только Америке в 1968 году было продано 40 000 единиц техники, а в 1975 – 1 000 000. В Японии за несколько лет продажи микроволновок Sharp выросли с нескольких тысяч до 2 млн единиц вы год.
Что касается мифов, начнем с того, что в 2005 году ВОЗ признала СВЧ-печи безопасными. Разумеется, такими являются устройства промышленного производства, от известных брендов, сертифицированные и соответствующие местным, международным документам. Кустарную технику на безопасность никто не проверяет. В общем, микроволновки не изменяют продукты на молекулярном уровне (а просто заставляют колебаться полярные молекулы воды, обеспечивая нагрев) и не фонтанируют излучением. Они удобны, используются в быту, общепите и других сферах. Микроволновки хорошо продаются, и уступать свое место на кухнях другой технике пока не собираются. А значит, их создатели и производители будут получать прибыль еще долго.
Бизнес-проект «Микроволновка», без преувеличения, удался. Кстати, в нашей стране в середине прошлого века тоже выпускались бытовые СВЧ-печи. Но в массовое производство они не пошли из-за высокой цены и не слишком компактного размера.