Найти в Дзене
Игровой Движ

10 Безнадёжно Забытых RTS, Достойных Вашего Внимания в 2025

Эпоха суперграфики и открытых миров наступила, но это не значит, что мы должны забыть сокровища прошлого. Пока индустрия гонится за новыми трендами, старые стратегии тихо ждут своего часа, чтобы снова увлечь вас с головой. Глубокий геймплей, проработанная тактика и неповторимая атмосфера — вот что вы найдёте в этих забытых жемчужинах. Готовы открыть для себя лучшие RTS, о которых все забыли? Этот список — плод моей личной любви к жанру. Если ваш фаворит остался за скобками — сообщите, и я исправлю эту несправедливость! Серия стратегий в реальном времени «Казаки» занимает особое место в моём сердце и, я уверен, в сердцах многих из вас. Первая часть появилась на свет в золотой век RTS и по сути была умелой вариацией на тему Age of Empires, но с массой собственных идей и в уникальном для того времени сеттинге — эпохе Просвещения и Ренессанса. Как по мне, именно это и сделало её такой великолепной. В вашем распоряжении было множество разных наций — от Португалии и Франции до Пруссии и Тур
Оглавление

Эпоха суперграфики и открытых миров наступила, но это не значит, что мы должны забыть сокровища прошлого. Пока индустрия гонится за новыми трендами, старые стратегии тихо ждут своего часа, чтобы снова увлечь вас с головой. Глубокий геймплей, проработанная тактика и неповторимая атмосфера — вот что вы найдёте в этих забытых жемчужинах. Готовы открыть для себя лучшие RTS, о которых все забыли?

Этот список — плод моей личной любви к жанру. Если ваш фаворит остался за скобками — сообщите, и я исправлю эту несправедливость!

10 – Cossacks: Back to War

Серия стратегий в реальном времени «Казаки» занимает особое место в моём сердце и, я уверен, в сердцах многих из вас. Первая часть появилась на свет в золотой век RTS и по сути была умелой вариацией на тему Age of Empires, но с массой собственных идей и в уникальном для того времени сеттинге — эпохе Просвещения и Ренессанса. Как по мне, именно это и сделало её такой великолепной.

В вашем распоряжении было множество разных наций — от Португалии и Франции до Пруссии и Турции, — и каждая из них обладала уникальными художественными стилями зданий и юнитов. Кроме того, акцент на мушкетном бою, а не на рукопашных схватках, кардинально менял геймплей по сравнению с предшественниками жанра: теперь можно было выстраивать юнитов в строя для более эффективной стрельбы, а появление на поле боя пушек и вовсе производило сокрушительный эффект.

9 – Imperial Glory

-2

Некоторые заявляют, что Imperial Glory — это ни что иное, как «Total War для бедных». Я же, будучи джентльменом просвещённым, заявляю широкой публике: это Total War: Empire является вторичным подражателем Imperial Glory — той самой наполеоновской стратегией с элементами гранд-стратегии, которая вышла ещё в далёком 2005 году.

Если же говорить без шуток, то Imperial Glory была для своего времени весьма впечатляющей. Она сочетала в себе элементы гранд-стратегии от Total War и игр Paradox той эпохи и предлагала отлично проработанные тактические битвы в реальном времени. У неё была фантастическая графика, у каждой нации были свои уникальные юниты, а за каждый регион на европейской карте сражались на уникальной, специально спроектированной карте местности — так что можно было заранее планировать свою тактику для предстоящей битвы.

Даже сегодня у игры сохранилось активное сообщество фанатов, ведь в истории видеоигр Imperial Glory по праву стала культовой классикой.

8 – Impossible Creatures

-3

Я не играл в эту игру, когда она вышла, но я точно знаю, что если я не включу сюда «Impossible Creatures», народ меня просто растерзает! Я отлично помню, как видел эту игру на распродаже в каждом магазине, но, учитывая, что её разрабатывала та самая команда, что подарила нам «Homeworld», неудивительно, что все с таким нетерпением ждали их следующей работы.

Но что я знаю наверняка — так это гениальную концепцию игры и нашу всеобщую любовь к ней: здесь ты можешь скрещивать части разных животных, создавая чудовищных, но невероятно могущественных зверей для битвы. Летающий медведь? Запросто. Хамелеон-гепард? Почему бы и нет. Крыса-лемминг? Да без проблем!

8 – World War 2: Frontline Command

-4

Одна из моих самых любимых игр в этом списке — и та, о которой сегодня почти никто не вспоминает. Я зашел так далеко, что рискнул сунуться в адскую пасть Реддита, чтобы найти хоть какие-то обсуждения, но не нашёл абсолютно ничего.

World War II: Frontline Command — это стратегия 2003 года, которая играется в точности как Company of Heroes, если бы её сделали в 2003-м. В этой игре было ВСЁ: эффектные сцены, масштабная кампания, глубокая система укрытий и подавления огнём, огромное разнообразие юнитов и множество способов прохождения каждой миссии. Я прошёл её от начала до конца и был в полнейшем восторге. Очень грустно это осознавать.

Раздобыть её сейчас — та ещё задача, так что придётся либо пошарить по онлайн-барахолкам, либо искать её версию как abandonware.

7 – Mech Commander 2

-5

Хотите узнать, как я познакомился с Mech Commander 2? Было рождественское утро 2001 года, и юный я вовсю наслаждался заслуженным временем за компьютером отца. На нём был установлен демо-релиз Mech Commander 2. Не спрашивайте, откуда он взялся — он просто был.

Прошло 20 лет, и когда я наконец решил его найти, то не мог вспомнить название игры. К счастью, память о мехе «Бушвокер» меня не подвела — увидев его в сети, я сразу понял: это та самая игра с того рождественского утра.

Но хватит обо мне, потому что Mech Commander — одна из самых непохожих стратегий начала 2000-х. Вместо примитивных юнитов вы управляли модульными мехами, у каждого из которых были свои сильные и слабые стороны. Их можно было модифицировать, используя детали, добытые на поле боя из поверженных вражеских машин.

Как и многие игры того времени, она предлагала грандиозную одиночную кампанию, аж три больших сценария. Сейчас купить её официально невозможно, но на множестве сайтов с abandonware она есть.

6 – Praetorians

-6

Praetorians — это не рядовая RTS начала 2000-х. В то время как большинство игр стремились повторить успех Age of Empires и Starcraft, Praetorians отказалась от базового строительства и сбора ресурсов, сделав ставку на тактическую составляющую битв.

Здесь нет отдельных юнитов — вы управляете боевыми построениями (представьте себе Rome: Total War), которые можно перестраивать, активировать особые способности (например, «черепаху» для защиты от лучников) или выставлять стену копий против кавалерийской атаки.

Но что, на мой взгляд, действительно выделяло её на фоне других игр того времени — это римская тематика, которую все так любят, а выбор в этой стилистике тогда был невелик. Напомню, что Rome: Total War вышла лишь в 2004 году, более чем через год после появления Praetorians.

В 2020 году вышел вполне удачный HD-ремастер, так что вы можете окунуться в эту классику без лишних хлопот.

5 – Codename: Panzers

-7

Хотите узнать, что врезало Codename: Panzers в мою память намертво? У каждого юнита, вооружённого разным оружием, были разные звуки выстрелов. Да-да, именно на таком уровне детализации игра работала в то время. Если у солдата была винтовка — она звучала как винтовка. Если пулемёт — раздавались звуки пулемёта. И пистолет-пулемёт — тоже.

Оглядываясь назад спустя 20 лет, я понимаю, насколько же легко было впечатлить меня в юности. Но стоит учесть, что это была эпоха настоящей «лихорадки» Второй мировой войны: все игры выходили в этом сеттинге, все смотрели «Братьев по оружию» и играли в Medal of Honor и Call of Duty.

В «Panzers» тоже было кое-что впечатляющее для своего времени: система брони, боезапас, дальнобойные перестрелки и вызовы поддержки с карты — вроде авиаразведки, авиаударов и артиллерии. Это была великая игра, и если вас не смутят устаревшие механики (юниты, по сути, сражаются в линию), в неё до сих пор стоит сыграть.

4 – Star Wars: Galactic Battlegrounds

-8

До недавнего времени мой опыт знакомства со Star Wars: Galactic Battlegrounds ограничивался игрой с демо-диска в конце 90-х, когда я был совсем маленьким и даже не знал английского. Но игра осталась в моей памяти навсегда — не потому, что она была какой-то особенно великой (да и смог бы я это тогда оценить?), а потому, что она была крутой интерпретацией других игр, в которые я рубился — например, Red Alert 2 и Age of Empires.

И вот, спустя годы, я обнаружил, что покупаю эту игру в Steam за копейки. И что вы думаете? Её кампания и сегодня, спустя 20 лет, может быть не менее увлекательной, чем тогда.

3 – Empires: Dawn of the Modern World

-9

Последние три пункта в этом списке красноречиво говорят о том, какие RTS приносили мне больше всего удовольствия в начале 2000-х. Третье место занимает Empires: Dawn of the Modern World — игра, которая по сути является духовным преемником Empire Earth. Её создала та же студия на том же движке, так что, как вы можете догадаться, это практически та же Empire Earth, но слегка усовершенствованная: классическая RTS со строительством базы и сбором ресурсов, где вы проходите эпохи.

Однако, в отличие от Empire Earth, охватывающей всю историю человечества, разработчики решили ограничить временные рамки и поместили игру в промежуток от Средневековья до Второй мировой войны. Такой подход позволил им наделить каждую нацию большей индивидуальностью и сделать их игровой процесс по-настоящему уникальным.

Empires: Dawn of the Modern World так и не достигла высот оригинальной Empire Earth, но для фанатов серии это всё равно стоящий спин-офф, в который определённо стоит поиграть.

2 – Rise of Nations

-10

Начало 2000-х стало поистине золотой эрой для жанра RTS, когда игры выходили одна за другой. Чтобы выделиться на общем фоне, нужно было предложить что-то особенное. И именно таким прорывом стала Rise of Nations от Microsoft Game Studios — одна из самых высокооценённых игр 2003 года и одна из лучших RTS за всю историю.

Rise of Nations вобрала в себя лучшие черты популярных стратегий своего времени, таких как Empire Earth, Civilization и Age of Empires. По мере развития сквозь эпохи каждая нация обретала четко определенные границы (кажется, в игре даже была система истощения запасов), а игрок мог создавать поистине огромные армии из сотен юнитов. Графика тоже была невероятно качественной для своего времени.

1 – Empire Earth

-11

Empire Earth прочно удерживает место в моей тройке самых played RTS из детства, наравне с Red Alert 2 и Age of Empires. По сути, она была гибридом этих двух игр, но в 3D и с бóльшим количеством всего — наций, юнитов, игровых возможностей, чего угодно. Может, это прозвучит странно, но в то время Empire Earth казалась вершиной эволюции жанра RTS.

Вы могли провести свою нацию от Каменного века до далёкого будущего, и было невероятно круто наблюдать, как твои решения воплощаются на протяжении тысяч лет человеческой истории. За один субботний день можно было начать игру, сражаясь камнями и дубинами, а к десяти вечера добраться до Первой мировой войны. На следующее утро по полю боя уже шагали мехи, круша всё на своём пути. Столько светлых воспоминаний связано с этой игрой! И если бы у меня был всего один шанс заказать ремастер на всю жизнь, мой выбор пал бы на Empire Earth.

Надеюсь, вам понравилось это путешествие в прошлое, и вы, возможно, нашли игры, которые пропустили в юности. А может, вы сами — юный игрок, который хочет посмотреть, во что мы, динозавры, рубились до эпохи смартфонов и игр-сервисов.

Хорошего дня и удачи!