Томас Таллис (ок. 1505–1585) был ведущим композитором церковной музыки эпохи Тюдоров.
Он прошёл сложный путь во время Реформации, но сохранил свой статус почётного члена Королевской капеллы.
Согласно Акту о супрематии (1534 г.), Генрих VIII стал главой Англиканской церкви, получив полную власть над ней. Два года спустя его главный министр, Томас Кромвель, начал процесс подавления религиозных организаций – мужских и женских монастырей, – конфисковав все их активы в пользу короны. Уолтемское аббатство было последним, которое было подавлено в марте 1540 года. Эта политика имела серьёзные последствия для английских музыкантов: многие потеряли как дом, так и средства к существованию. Бесчисленные музыкальные рукописи также были утрачены, когда монастырские библиотеки были распроданы или даже уничтожены.
О ранних годах жизни Томаса Таллиса известно мало.
Существуют утверждения, что он был родом из Лестершира или Кента, но первое известное упоминание датируется 1532 годом, когда он значился органистом в Дуврском монастыре.
К 1537 году Таллис переехал в приходскую церковь Святой Марии-эт-Хилл в Лондоне.
Год спустя он перешёл в Уолтемское аббатство, расположенное за пределами столицы.
Вероятней всего, это был довольно дальновидный шаг.
Монастыри уже подвергались ликвидации в рамках плана Генриха VIII по установлению контроля Англиканской церковью, было бы очень желательно, чтобы выходное пособие было щедрым.
Когда Уолтемское аббатство было распущено в 1540 году, Таллис получил 20 шиллингов в качестве компенсации и ещё 20 шиллингов в качестве "вознаграждения".
Королевская часовня
Для многих музыкантов-подмастерьев роспуск монастырей стал катастрофой, но талант и амбиции Таллиса помогли ему обеспечить будущее.
Вскоре он нашёл новую работу – одним из "певцов" в Кентерберийском соборе.
Два года спустя, в 1543 году, он получил работу своей мечты в Королевской часовне – элитном коллективе духовенства и музыкантов, приписанных к королевскому двору, которые играли везде, где требовалось монарху.
Для композитора духовной музыки это была вершина профессии – стабильная, хорошо оплачиваемая работа с лучшими музыкантами.
Неудивительно, что Тэллис оставался в группе до самого выхода на пенсию.
Изменение и адаптация
Главным преимуществом композитора была его способность адаптироваться, поскольку он справлялся с бурными изменениями, произошедшими во время Реформации: службы проводились на английском языке вместо латыни; и часовни, где священники пели мессы за усопших, были упразднены, как и особые службы в праздники святых.
Музыки стало меньше, и она стала более прямой и простой.
Сложная полифония сменилась большим акцентом на псалмы и гимны.
Однако эти изменения не были постоянными. Католицизм возродился во времена правления Эдуарда VI (1547–1553) и Марии (1553–1558), прежде чем протестантизм вернулся при Елизавете I.
Таллис уверенно переходил от одного музыкального стиля к другому.
«Videte miraculum» – изящный шестиголосный антифон Деве Марии, а гимн «If ye love me» – прекрасный пример его более простого "реформированного" стиля.
Однако шедевром Таллиса является монументальный Spem in alium – мотет, исполняемый восемью пятиголосными хорами, расположенными по кругу.
Зрители сидят в центре, а голоса кружатся вокруг них.
Ходил слух, что Таллис сочинил это необычайно сложное произведение в ответ на вызов герцога Норфолка, но это не подтверждено.
В последние годы жизни Таллис работал со своим учеником Уильямом Бёрдом.
Елизавета I предоставила им эксклюзивную лицензию на издание и продажу нот, и в 1575 году они выпустили книгу мотетов «Cantiones sacrae» («Духовные песни»).
Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк. Вам несложно, а нам приятно. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал. У нас ещё много
прекрасных историй в запасе.