Найти в Дзене
Benza

История с бензином каждый раз повторяется, но мы «вывезем!»

Каждой осенью приходят новости о подорожании топлива. Рынок ГСМ в России как герой боевика: каждый год его проверяют на прочность, и каждый раз ему приходится стойко держать удар. Давайте посмотрим на это глубже. Помните 2021-й год? Пандемия, логистика хромает, спрос скачет. Тогда мы впервые массово увидели на АЗС таблички «нет 95-го». Это был первый звонок. Многие списали все на «временные трудности», но рынок уже показал свой характер. Государство вводит демпфер. Проще говоря, дотации нефтяникам, чтобы они не гнали все топливо на экспорт. Но в 2023-м правила попытались поменять, и… рынок взвыл. Цены на бирже взлетели так, что независимые заправки стали продавать бензин себе в убыток. В итоге правительство экстренно вернуло ограничения на экспорт. Цены пришли в норму, но все успели изрядно понервничать. Нынешний кризис собрал все проблемы разом. Плановый ремонт на НПЗ совпал с другими обстоятельствами. Топлива на рынке стало меньше. Паника снова взрывает новостные ленты. Вы читаете н

Каждой осенью приходят новости о подорожании топлива. Рынок ГСМ в России как герой боевика: каждый год его проверяют на прочность, и каждый раз ему приходится стойко держать удар. Давайте посмотрим на это глубже.

Фото pinterest
Фото pinterest

Помните 2021-й год? Пандемия, логистика хромает, спрос скачет. Тогда мы впервые массово увидели на АЗС таблички «нет 95-го». Это был первый звонок. Многие списали все на «временные трудности», но рынок уже показал свой характер.

Государство вводит демпфер. Проще говоря, дотации нефтяникам, чтобы они не гнали все топливо на экспорт. Но в 2023-м правила попытались поменять, и… рынок взвыл.

Цены на бирже взлетели так, что независимые заправки стали продавать бензин себе в убыток. В итоге правительство экстренно вернуло ограничения на экспорт. Цены пришли в норму, но все успели изрядно понервничать.

Нынешний кризис собрал все проблемы разом. Плановый ремонт на НПЗ совпал с другими обстоятельствами. Топлива на рынке стало меньше.

Паника снова взрывает новостные ленты. Вы читаете новости, видите пустую колонку на соседней заправке, слышите про лимит топлива в одни руки, и вот уже дефицит добрался и до вас.

Власти снова используют запрет на экспорт. Рынок ждёт, что вот-вот что-то должно поменяться.

Мы наблюдаем за цикличным кризисом, который уже стал частью нашей осени. Обычно в ноябре ситуация начинает восстанавливаться: цены перестает лихорадить, на бирже падают котировки, покупатели топлива успокаиваются.

Пока одни регионы фиксируют только подорожание, в других уже видны первые результаты работы регуляторов. Это, конечно, не массовое падение цен, но важный сигнал для всей отрасли.

Точечное, но значимое снижение наблюдается в Волгоградской области. После вмешательства регионального управления ФАС один из крупных независимых игроков рынка (ООО «Аркон-Про») снизил цены на заправках. Бензин АИ-95 подешевел на 13 копеек (до 67,64 руб./литр), а АИ-92 — на 9 копеек (до 61,20 руб./литр). Это может создать здоровый прецедент и заставить других участников рынка следить за ценовой политикой.

В Заполярье, Мурманская область, прогнозируют, что после осеннего скачка рост цен замедлится. Ожидается, что с падением спроса в зимний сезон оптовые цены стабилизируются. Это еще один сигнал, говорящий о циклическом характере рынка.

Где-то о снижении пока не слышали. Например, в Астраханской области на той же неделе фиксировался рост в среднем на 6 копеек за литр. Но именно эта разница между регионами и показывает, что единого кризиса нет — есть точечные проблемы, которые начинают решаться.

Для заправок, логистов, перевозчиков и простых автовладельцев нынешняя осень была сложной. Но именно сейчас появляются первые признаки, что самая тяжелая полоса, возможно, осталась позади.

Снижение цен в отдельно взятом регионе — это доказательство, что механизмы регулирования начинают работать. Да, проблемы еще есть. Где-то не хватает цистерн, где-то сохраняется дисбаланс спроса и предложения. Но этот осенний кризис, как и предыдущие, не вечен. На рынок снова вернутся адекватные цены.

Ставьте «+» в комментариях, если вас коснулся осенний кризис, и вы, так же как и мы, активно наблюдаете за состоянием топливного рынка. Поделитесь, как обстоят дела у вас в регионах.