Найти в Дзене
Италия PRO

Предельная власть над цветом в живописи Тициана. Часть 2

Грандиозность мироощущения! Только двум непревзойденным мастерам в итальянском искусстве: Микеланджело и Тициану дано обладать предельной властью над цветом! Вспомним слова Делакруа о расположении цветов, игре и тени, о музыке живописи, о магической гармонии, захватывающей нас при первом взгляде на картину, даже если за дальностью расстояния мы еще не видим, что она изображает. Вот из этой музыки цвета, из этой магической гармонии, им созданной, Тициан и творит свои образы, как бы лепит их из этого чудесного, до предела насыщенного, всегда покорного ему благодарного материала. В этой статье мы продолжим рассматривать замечательные шедевры живописи, созданные мастером в лучшие годы его творческого пути! 1. Колорист — художник, виртуозно владеющий цветом и использующий цвет как главный выразительный инструмент. 2. Гармония — согласованность и созвучие элементов композиции — света, цвета, форм и эмоций — создающие ощущение красоты и цельности. В статье эта «магическая гармония» описывае
Оглавление

Грандиозность мироощущения! Только двум непревзойденным мастерам в итальянском искусстве: Микеланджело и Тициану дано обладать предельной властью над цветом! Вспомним слова Делакруа о расположении цветов, игре и тени, о музыке живописи, о магической гармонии, захватывающей нас при первом взгляде на картину, даже если за дальностью расстояния мы еще не видим, что она изображает. Вот из этой музыки цвета, из этой магической гармонии, им созданной, Тициан и творит свои образы, как бы лепит их из этого чудесного, до предела насыщенного, всегда покорного ему благодарного материала. В этой статье мы продолжим рассматривать замечательные шедевры живописи, созданные мастером в лучшие годы его творческого пути!

Мини-словарик:

1. Колорист — художник, виртуозно владеющий цветом и использующий цвет как главный выразительный инструмент.

2. Гармония — согласованность и созвучие элементов композиции — света, цвета, форм и эмоций — создающие ощущение красоты и цельности. В статье эта «магическая гармония» описывает особый эффект картин Тициана.

3. Трагизм — художественное выражение глубокого человеческого страдания, драматической судьбы и переживаний. В статье говорится о трагизме, который «возвышает душу» в некоторых композициях Тициана.

Для более комфортного прочтения прилагаем мини-словарик с терминами. Не забудьте заглянуть в дополнительные рубрики в конце нашей статьи.

Благодатная гармония, красота, и трагизм, возвышающий душу, в полотнах великого мастера

И все же, хоть живопись Микеланджело и живопись Тициана — тезис и антитезис, этих двух титанов роднит нечто особенное: только им в итальянском искусстве присущая в такой полной мере грандиозность мироощущения. Взгляните на "Вознесение Марии", — громадный алтарный образ Тициана в церкви Фрари в Венеции. Да, это именно грандиозно, и вдохновленный лик Марии не уступает по своей внутренней силе, по своему пафосу, по своему страстному и величественному порыву самым величественным образам Сикстинской капеллы.

Тициан. "Вознесение Марии" (Ассунта) в церкви Фрари в Венеции
Тициан. "Вознесение Марии" (Ассунта) в церкви Фрари в Венеции

Какая красота, возвышенная и вдохновленная, в поднятом к небесам взоре Марии!

"Полная мощи, пишет об этой картине Бернсон, — вздымается Богоматерь над покорной ей вселенной... Кажется, во всем мире нет силы, которая могла бы противостоять ее свободному взлету на небо. Ангелы не поддерживают ее, а воспевают победу человеческого бытия над бренностью, и их ликующая радость действует на нас подобно восторженному взрыву оркестра в финале "Парсифаля" Вагнера".

Тициан. "Вознесение Марии". Фрагмент
Тициан. "Вознесение Марии". Фрагмент

Эта грандиозность мироощущения и эта высокая и радостная торжественность, подобно грому оркестра, так же озаряют своим сиянием композиции Тициана, вовсе не радостные по сюжету, но созданные им в лучшие, наиболее светлые годы его жизни, когда он весь отдавался культу прекрасного как абсолютному благу.

Тициан. "Вознесение Марии". Фрагмент
Тициан. "Вознесение Марии". Фрагмент

Мы видим это особенно ясно в таком шедевре из шедевров, как его "Положение во гроб". Это несомненно одно из самых больших, самых непревзойденных произведений живописи, ибо в этой картине все совершенство: и контраст безжизненного, падающего тела Христа с мужественными, дышащими силой фигурами апостолов, и трагизм всей композиции, возвышающий нашу душу, ведь горе тонет здесь в общей благодатной гармонии и красоте, и небо, словно разбавленное вином, и колорит такой звучности, такой силы, что кажется, нет и не может быть в природе более прекрасных тонов, то пламенеющих, то исчезающих во мраке, чем те, которыми одарил эту картину Тициан.

Тициан. "Положение во гроб"
Тициан. "Положение во гроб"

Такие картины — это и есть "чистая живопись", потому что ничего, кроме живописи, в них нет, живописи как стихии цвета и света, которой повелевает гений художника.

Тициан. "Динарий кесаря"
Тициан. "Динарий кесаря"

Поглядим на другую знаменитую картину Тициана — "Динарий кесаря". Согласно евангельской легенде, фарисей, желая смутить Христа, спросил у него, следует ли платить подать кесарю, то есть римскому императору, на что Христос ответил ему: "Воздайте божье богу, а кесарево — кесарю". Перед нами два лика: лик Христа, вылепленный из света, и лик фарисея, выступающий из тьмы, наложивший на него свою печать.

Тициан. "Динарий кесаря". Фрагмент
Тициан. "Динарий кесаря". Фрагмент

Стихией цвета и света передает Тициан духовное благородство первого, низменность и коварство второго, сияющее торжество первого над вторым. Во всей истории живописи мы вряд ли найдем более крупного колориста, чем Тициан.

Индивидуальная неповторимость и роковая загадочность портретов кисти Тициана

Тицианом написано много портретов, и каждый из них уникален, ибо передает индивидуальные черты, заложенные в каждом человеке. Да, конечно, в каждом из нас есть что-то особенное и неповторимое, но изобразить это особенное удается редким художникам. Тициан улавливает индивидуальность человека целиком, концентрируя в краске и цвете, а затем расстилает ее перед нами в великолепном живописном портрете.

Тициан. "Портрет молодого человека с перчаткой"
Тициан. "Портрет молодого человека с перчаткой"

Перед нами "Портрет молодого человека с перчаткой". Этот портрет назван так потому, что мы не знаем, кто этот юноша, а рука его с перчаткой — уже сама по себе шедевр, бесподобный тициановский прием в изображении отдельных деталей, красота которого как бы еще усиливает значительность, красоту всего образа. Какая величественная и горделивая осанка! Молодой человек уверен и в своей красоте, и в своей силе, и в своем праве на эту уверенность... Но куда устремлен этот взгляд? Чего не знает еще и что хочет постигнуть этот юный и пленительный кавалер?

Тициан. "Портрет молодого человека с перчаткой". Фрагмент
Тициан. "Портрет молодого человека с перчаткой". Фрагмент

В 1548 году Тициан пишет огромный конный портрет Карла V, императора Священной Римской империи, короля Испании. В его империю входили Нидерланды, Южная Италия, Сицилия, Сардиния и огромные испанские колонии в Америке. Но всего этого было недостаточно великому честолюбцу, пролившему много крови в бесчисленных войнах во имя создания "всемирной христианской империи". Своей цели он не достиг, и, видимо поняв, что она недостижима, передал императорскую корону брату, а испанскую — сыну и сам удалился в монастырь, где и умер два года спустя.

Тициан. "Карл V в сражении под Мюльбергом"
Тициан. "Карл V в сражении под Мюльбергом"

Портрет был написан художником за семь лет до отречения, когда ничто еще не могло предвещать такой беспримерный поступок. Тициан написал конный портрет императора в утро перед сражением под Мюльбергом, в которой он одержал одну из своих самых блистательных побед. Художник изобразил императора в сияющих латах, с поднятым забралом и с копьем в руке. Какой эффектный и величественный всадник! Но как страшно одинок он на этом поле... Куда устремляется он на красиво гарцующем коне?

Тициан "Карл V в сражении под Мюльбергом". Фрагмент
Тициан "Карл V в сражении под Мюльбергом". Фрагмент

Мы глядим на его лицо, такое характерное, волевое, с резко выдающимся подбородком, и вдруг ясно различаем в его взгляде рассеянную грусть, какую-то внутреннюю усталость, ритм которой передается всей фигуре... Один в поле, один с надломленной душой. Таким понял и таким изобразил Тициан "повелителя полумира", тогда, когда, возможно, тот сам не сознавал еще своей великой усталости. И лучшим объяснением его отречения служит навеки этот портрет.

Тициан. "Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе"
Тициан. "Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе"

А вот, пожалуй, еще более разительное свидетельство вещей проницательности Тициана... Папа Павел III мечтал о расширении своих владений. Это был старик властный и честолюбивый, столько же заботившийся о подавлении реформации и об усилении папского престола, как и о возвеличении своих незаконнорожденных детей, которым он старался обеспечить любыми средствами самое высокое положение в тогдашней Италии. Тициан изобразил папу в групповом портрете вместе с его внуками Алессандро, которого он возвел в кардиналы, и Оттавиано, наследником пармского престола.

Тициан. "Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе". Фрагмент
Тициан. "Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе". Фрагмент

Внук-кардинал служит как бы лишь фоном для двух главных персонажей: резко повернувшегося к входящему Оттавиано, хилого, но грозного и подозрительного старика первосвященника, и самого Оттавиано, низко склонившегося перед ним.

Тициан. "Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе". Фрагмент
Тициан. "Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе". Фрагмент

Вглядитесь в тонкий и хищный профиль Оттавиано, во всю его фигуру, такую вкрадчивую и притворно почтительную, — и вы поймете, как понимает на этой картине его папа, его дед, на что способен этот юноша с внешностью царедворца и душой убийцы. Да, именно таким изобразил его Тициан. Папа и Оттавиано смотрят друг на друга исподлобья. Папа знает, что этот его внук, осыпанный его милостями, не питает к нему ни любви, ни жалости, а внук знает, что дед может разгадать и присечь его замыслы.

Тициан. "Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе". Фрагмент
Тициан. "Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе". Фрагмент

Два года спустя после того, как этот удивительный портрет был написан Тицианом, произошли следующие события. Сын Павла III, герцог пармский, был убит заговорщиками, во главе которых стоял его сын Оттавиано. Потрясенный убийством сына и участием в этом преступлении внука, папа Павел III , которого за его меценатство называют "последним великим папой" эпохи Возрождения, умер от разрыва сердца. Великий художник как бы предугадал будущую трагедию, ибо в искусстве своем он проникал в самую суть изображаемого. По силе, вскрывающей роковую игру самых темных человеческих страстей, этот портрет роднит Тициана с Шекспиром.

В следующей, заключительной статье о великом Тициане мы расскажем о последних работах мастера, в том числе о тех, работу над которыми не суждено было завершить.

Дополнительные материалы:

1. Алтаев Ал. Впереди веков. Историческая повесть из жизни Леонардо да Винчи (1958)

2. Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В пяти томах (1994).

3. Морозова О. В, Яйленко Е. В., Геташвили Н. В. Леонардо, Рафаэль, Тициан (2015).

4. Муратов П. П. Образы Италии (1999).

Дорогой читатель! Подписавшись, вы не просто добавите еще один канал в свою ленту — вы поддержите людей, которые искренне горят искусством и хотят передать эту страсть вам. Это абсолютно бесплатно, но для нас — бесценно. Кстати, в нашем канале можно найти не только статьи, но и видеоролики об искусстве.

Будем рады, если вы останетесь с нами! ❤️