Они не хотели их снимать: 6 советских фильмов, где актрисы появились вопреки желанию режиссера
Можно ли получить главную роль, если тебя буквально «протолкнули»? С первого взгляда кино кажется настоящей магией: актёры идеально проживают своих персонажей, режиссёры чувствуют каждый кадр, а зрители искренне влюбляются в героев. Однако за кулисами ситуация бывает совсем иной. Здесь решают не только талант и мастерство, но и личные связи, влияние и «телефонное право».
Сегодня речь пойдёт о шести советских актрисах, которые оказались в культовых фильмах не благодаря выбору режиссёра, а по воле тех, кто имел власть сверху. В их историях — интриги, конфликты, слёзы и, конечно же, роли, которые могли достаться другим.
«Д'Артаньян и три мушкетёра»
Фильм «Д'Артаньян и три мушкетёра» стал настоящей легендой, а образ Констанции в исполнении Ирины Алфёровой — нежным, немного холодным и почти эфемерным. Однако режиссёр Георгий Хилькевич изначально не хотел видеть Алфёрову в этой роли: он уже утвердил Евгению Симонову и даже сшил костюмы под неё. Хилькевич считал Алфёрову «Снежной королевой», слишком отстранённой для живой и лёгкой Констанции.
Почему же тогда именно Алфёрова появилась в фильме? Всё решило вмешательство сверху: чиновники поставили ультиматум — либо Алфёрова, либо Боярский не участвует в картине. А поющий Михаил Боярский был крайне важен для режиссёра и композитора Дунаевского, поэтому компромисс был найден в пользу Алфёровой.
Съёмки для Ирины превратились в настоящее испытание: костюмы не переделывали, а они были ей малы, актриса с трудом в них дышала. Атмосфера на площадке была холодной, коллеги игнорировали её и не приглашали на вечеринки. Спустя годы актриса откровенно призналась, что это была самая тяжёлая работа в её жизни и не скрывала негативного отношения к Хилькевичу. Тем не менее, образ Констанции стал культовым и запомнился зрителям как воплощение тонкости и изящества.
«Гараж»
Помните грозную женщину-директора рынка из «Гаража»? Эта роль досталась Анастасии Вознесенской, супруге Андрея Мягкова. Однако она получила её не по инициативе режиссёра Эльдара Рязанова. Первоначально на роль рассчитывали пригласить Аллу Демидову, но она отказалась. После этого Андрей Мягков поставил условие — если в фильме не будет его жены, он сам в картину не войдёт.
Мягков часто стремился, чтобы Настя получила роль, хотя бы эпизодическую, и чтобы они вместе появлялись в кадре. Иногда такие условия принимали, а иногда — нет. Например, именно из-за отказа пойти на уступки с подобным условием Андрею Мягкову отказали в роли Нестора Петровича в фильме «Большая перемена». Режиссёр Владимир Коренев компромиссов не принял.
«Тот самый Мюнхгаузен»
Знаете кто должен был сыграть возлюбленную Мюнхгаузена? Роль изначально предназначалась Татьяне Догилевой. Она уже готовилась к съёмкам: перекрасилась, изучала сценарий. Однако вскоре пришёл неожиданный приказ сверху — актрису сняли с роли без каких-либо объяснений. В итоге её место заняла Елена Коренева.
Почему произошло именно так? Кому и чем понравилась Коренева? Кто настоял на этих изменениях — до сих пор остаётся загадкой. Главное же — талант актрисы в этом решении роли не играл, так как и Догилева и Коренева, безусловно, талантливы.
«Отпуск за свой счёт»
Фильм «Отпуск за свой счёт» мог стать звездным моментом для Евгении Симоновой, но этого не произошло. Кандидатура Ольги Мелиховой на главную роль в этой ленте была утверждена по «указке сверху», при этом имя инициатора продолжает оставаться неизвестным. В интервью сама Ольга признавалась, что не ожидала такого развития событий.
Съёмочный процесс был очень трудным — коллеги актрису не приняли, и ей даже пришлось плакать на площадке из-за сильного напряжения. После этого у неё было мало заметных ролей, а после фильма «Собачье сердце» она практически исчезла из кинематографа и переехала в Финляндию. Главное — роль в «Отпуске за свой счёт» ей фактически подарили, а не выбрали по профессиональным заслугам.
«Девчата»
Юрий Чулюкин изначально хотел доверить роль Тони из "Девчат" своей жене Наталье Кустинской — молодой, эффектной и подходящей по возрасту актрисе. Однако комиссия настояла на выборе Надежды Румянцевой, которой уже перевалило за 30. Аргумент был в её опыте и проверенности, что, по мнению комиссии, обеспечит более яркую роль. В итоге образ Тони изменился: из молодой девушки она превратилась в более зрелую и опытную женщину, хотя по сюжету героине всего 18, но внешне она выглядела, конечно же, старше.
Режиссёр адаптировался под этот выбор, что изменило смысл повести. В оригинале «Девчат» ключевой момент заключается в том, что взрослый мужчина влюбляется в практически девочку, и чувства взаимны. Несмотря на замену актрисы, фильм не потерял в качестве, и сегодня мало кто помнит, что роль изначально планировалась для другой исполнительницы.
«Герой нашего времени»
В фильме «Герой нашего времени» Светлана Светличная сыграла контрабандистку, хотя изначально эта роль была предназначена Тамаре Семиной. Однако муж Светличной, Владимир Ивашов, который исполнял роль Печорина, вежливо, но настойчиво попросил убедить Семину уступить роль, чтобы он мог сниматься вместе с женой.
Тамара Семина согласилась, возможно, из уважения к актеру или чтобы избежать конфликта. Так Светлана Светличная получила одну из своих первых серьёзных ролей. Позже её ждала «Бриллиантовая рука» и всенародная слава, а всё началось с небольшой просьбы мужа.