Друзья, привет!
Сегодня хочу поговорить о русской культуре времен правления Петра I в первой четверти XVIII века. Поехали!
В первую очередь хочу отметить, что в русской культуре XVIII века произошло главное: была окончательно преодолена национальная замкнутость русской культуры, которая все более активно стала использовать различные достижения западноевропейской и других зарубежных культур и начался процесс дифференциации и появления новых сфер культурного творчества, таких как художественная литература, светская живопись, наука и т.д. Но, отмечая преемственность культуры петровского времени с культурой предыдущего столетия, следует обратить внимание на три очень важных обстоятельства, которые не всегда находят должное отражение в исторических исследованиях:
1. Изменения в культуре петровского времени носили не плавный, эволюционный характер, лишенный качественных сдвигов, а имели характер «революционного прорыва», сопровождавшегося существенной ломкой старых и появлением принципиально новых областей культурного творчества.
2. Практически все петровские нововведения в области культуры зачастую сопровождались не просто насильственной ломкой привычного уклада жизни, но и полностью отрицали многовековые культурные традиции русского народа, о чем не очень любят писать и говорить все апологеты Петра и на чем, напротив, особо акцентируют внимание их идейные оппоненты.
3. Несмотря на очень существенные изменения, произошедшие в науке, образовании, литературе, театрально-музыкальном и изобразительном искусстве, художественная культура петровского времени всё же носила переходный характер.
В литературе петровского времени как бы сосуществовали два пласта: литературное народное творчество и литература правящей элиты. В петровскую эпоху развитие литературного народного творчества протекало в тех же формах и жанрах, что в предыдущие века, т.е. в виде различного рода старин или былин, исторических, в основном солдатских, песен, сказов, притч и т.д. В так называемой «посадской» литературе продолжали бытовать старые формы литературного творчества, в том числе «жития», «воинские», «бытовые» и «сатирические» повести, но само содержание литературных произведений значительно изменилось, в основном благодаря окончательному торжеству светского начала в литературном творчестве. Вместе с тем большинство литературных сочинений той поры по-прежнему были безымянны, а их неуклюжий и тяжеловесный язык наполнен старинными церковнославянскими словами и речевыми оборотами.
По мнению многих историков культуры, первая четверть XVIII в. стала временем расцвета жанра «бытовой» реалистической повести или художественной прозы («гистории»), в которых в наибольшей полноте отразились и реалии тогдашнего времени, и те тенденции светского начала в литературном процессе, которые сложились еще в конце прошлого столетия. Речь, в частности, идет о том, что в беллетристике петровского времени особый акцент стал делаться на создании обобщенных литературных образов, индивидуальной трактовке персонажей и раскрытии их внутреннего мира.
Заметное место в литературном процессе того времени занял жанр публицистических ораторских произведений или панегириков («хвалебных слов»), непревзойдённым мастером которых по праву считался Феофан Прокопович.
А вот в живописи, архитектуре и скульптуре произошли более кардинальные изменения. Например:
1. Зародился новый жанр живописного искусства – гравюра.
2. Дальнейшее развитие получил жанр парсуны.
3. Зародился принципиально новый жанр изобразительного искусства – реалистический портрет.
4. Появились 2 новых жанра – скульптурный портрет и скульптурная композиция.
5. В годы петровских реформ русское зодчество переживало переходный период, так или иначе отражавший сильное влияние европейской архитектурной традиции и прежде всего таких новомодных архитектурных стилей, как барокко и ордерный стиль. Наиболее заметно влияние традиций европейской архитектуры проявилось в становлении и развитии нарышкинского стиля или стиля московского барокко, для которого были характерны подчеркнутая симметричность композиции, многоярусность и обилие декоративных элементов на фасаде здания.
6. В самом начале нового столетия появляется так называемой ордерный стиль, для которого было характерно широкое использование различных колонн, портиков, ротонд и фронтонов.
7. Принципиально иной архитектурный стиль – так называемый северо-немецкий или голландский вариант барокко со сдержанным суховатым декором и стремлением к максимальной рациональности – был взят за основу при строительстве новой столицы – Санкт-Петербурга.
А у меня на сегодня всё!
Напоминаю Вам поставить лайк и подписаться на мой канал. Ведь со мной всегда Есть Что Прочесть! До новых встреч!
Также буду рада Вашей подписке на мой Телеграм-канал: https://t.me/est_chto_prochest