Найти в Дзене
А, политичненько!

Диджитализм как новая идеология: риски и последствия

Наблюдается новая волна веры в технологии (цифровой идеализм): интернет, искусственный интеллект, блокчейн — как инструменты для создания «умного общества». Вместе с этим растёт вопрос: кто контролирует данные и свободу в сети?  Яркий пример: идеология технократических движений и цифровых активистов продвигает идею, что данные и конкретные технологии могут сделать управление прозрачным, справедливым и эффективным.  Есть риск формирования цифровой диктатуры, когда элита или государственные структуры получают всё больше контроля над информацией. Так же это может привести к власти отдельных транснациональных компаний. “Оцифровывая экономику”, можно лишь усилить “цифровую документацию” без реального роста эффективности — при этом остаётся риск, что “айтишные олигархи” и IT-элита получат контроль над данными, а обычные специалисты будут вытеснены. Дигитализм (или диджитализм) как идеология вырос из техно-оптимизма 90-х и идей сетевого общества М. Кастельса. Его корни также в кибернетике Н.

Наблюдается новая волна веры в технологии (цифровой идеализм): интернет, искусственный интеллект, блокчейн — как инструменты для создания «умного общества». Вместе с этим растёт вопрос: кто контролирует данные и свободу в сети? 

Яркий пример: идеология технократических движений и цифровых активистов продвигает идею, что данные и конкретные технологии могут сделать управление прозрачным, справедливым и эффективным. 

Есть риск формирования цифровой диктатуры, когда элита или государственные структуры получают всё больше контроля над информацией. Так же это может привести к власти отдельных транснациональных компаний. “Оцифровывая экономику”, можно лишь усилить “цифровую документацию” без реального роста эффективности — при этом остаётся риск, что “айтишные олигархи” и IT-элита получат контроль над данными, а обычные специалисты будут вытеснены.

Дигитализм (или диджитализм) как идеология вырос из техно-оптимизма 90-х и идей сетевого общества М. Кастельса. Его корни также в кибернетике Н. Винера и техноанархизме Дж. П. Барлоу. Основоположники направления - технологические визионеры, продвигающие интернет как основу новой социальной модели. Ключевые игроки, распространяющие идеи, ТНК, например, Google, Meta (признана в РФ экстремистской организацией), Apple, Microsoft, Amazon, а также компании типа xAI Илона Маска. 

Такая вера в “технологический детерминизм” может обернуться тем, что свобода в цифровом обществе станет иллюзией. Цифровые активисты рискуют превратить доступ к данным в инструмент власти — и тогда “умное общество” станет скорее технократическим, чем демократическим. 

Очень опасно создавать технологии ради технологий, они должны быть частью единой стратегии развития экономики и общества.