Город превращается в каток, травматологи работают на пределе, а статистика ДТП заставляет задуматься. Температурные качели создали на улицах опасную ловушку — из-за постоянного таяния и замерзания тротуары покрылись невидимым льдом. За последнюю неделю количество пациентов в травматологии увеличилось втрое, а в нейрохирургии — в пять раз! Что делать в этой ситуации и как защитить себя от травм и аварий?
Опасные переломы и коварный лёд: что происходит в травмпунктах
«По статистике на первом месте это у нас переломы предплечья, то есть лучевой кости. Когда человек теряет равновесие, выставляет руку вперед, чтобы не удариться головой, он ломает себе либо лучевую кость в типичном месте, либо плечевую кость. И чем человек старше, тем количество и тяжесть переломов увеличивается. Также если человек подворачивает ногу и напрягается во время падения, он ломает себе лодыжки. А пожилые люди, у которых низкая плотность костной ткани, при падении ломают шейку бедра»,
— объясняет руководитель травматолого-ортопедического центра ОКБ № 2 Владимир Малишевский.
Врачи отмечают, что количество пациентов с травмами резко возросло — только в один травмпункт обращаются около 200 человек ежедневно. Причём большинство травм можно было бы избежать при соблюдении простых правил безопасности.
Топ-3 смертельно опасных травм на гололёде
В ситуации с гололёдом есть травмы, которые можно назвать самыми частыми и опасными.
«Самые распространённые травмы — это перелом верхних конечностей. Это травмы головы, потому что падают с высоты собственного роста и чаще всего затылком, либо у ступени, либо у дорожного покрытия. И перелом нижних конечностей — это пациенты наши уже 70-75 плюс по возрасту»,
— перечисляет врач скорой медицинской помощи г. Тюмени, гл. внештатный специалист по первой помощи областного департамента здравоохранения Ирина Сковбель.
Особенно опасны травмы головы — падение на затылок может привести к сотрясению мозга или более серьёзным последствиям. Именно поэтому медики рекомендуют при падении стараться группироваться и защищать голову.
Ходить как пингвин: простые правила, которые спасут от перелома
Специалисты травмпункта делятся простыми, но эффективными советами:
- Передвигайтесь маленькими шажками, подражая походке пингвина
- Проверяйте поверхность, если под снегом может скрываться лёд
- Выбирайте обувь с правильной подошвой (желательно с глубоким протектором)
- Не держите пакеты в руках — они понадобятся для балансировки
- Не смотрите в телефон во время ходьбы
«Травматизм повышается в раннее утро и где-то после 17 часов. Вот прям пиковые часы. Причём падают там, где раньше никогда не падали. Это значит, как автомобилисты никогда не знают, когда придёт зима, а уже нужна была зимняя резина позавчера ещё, пешеходы то же самое. То есть обувь-то ещё не все поменяли»,
— отмечает Ирина Сковбель.
Врачи подчёркивают: большинство травм случается именно в тёмное время суток, когда лёд меньше всего заметен, а люди торопятся домой после работы.
Как действовать, если вы стали свидетелем падения человека
Если вы видите, что человек упал и не может самостоятельно подняться, нужно действовать грамотно.
«Помогать однозначно надо, вот прямо непременно, потому что человек в таком состоянии сам себе не поможет. Он сначала не оценит, что с ним вообще случилось и действительно ли это серьёзно. По сути, первая помощь начинается с того, что нужно не растеряться и подойти, посмотреть, как у него самочувствие, визуально оценить травмы, вызвать службу скорой помощи»,
— рекомендует врач скорой помощи.
Особенно важно не пытаться самостоятельно вправлять переломы или перемещать пострадавшего с травмой позвоночника. Если человек без сознания, нужно проверить дыхание и сердцебиение, а затем повернуть его на бок и дождаться приезда скорой помощи.
300 метров вместо 30: почему светоотражатели спасают жизни пешеходов
«Ближний свет в ночное время позволяет водителю заметить пешехода на расстоянии 30-50 метров. Если на человеке имеется светоотражающий элемент, это 300-350 метров. Понимаете, это уже причина купить такую одежду»,
— подчёркивает начальник отдела Госавтоинспекции УМВД России по г. Тюмени Александр Таратута.
Такая существенная разница в видимости может стать решающей в условиях гололёда, когда тормозной путь автомобиля возрастает в несколько раз. За время реакции водителя и торможения машина может проехать несколько десятков метров, поэтому дополнительные секунды на принятие решения буквально спасают жизни.
Не выезжайте на встречку даже там, где разрешено: советы водителям
Для автомобилистов гололёд представляет не меньшую опасность. ДТП на скользкой дороге часто происходят по цепной реакции, когда одна авария провоцирует несколько последующих столкновений.
«Самое главное — соблюдать скоростной режим. Также не выезжайте на полосу встречного движения даже где это разрешено, не говоря уже о запрещённых участках. Асфальт холодный, сцепление шин не особо, тем более при снеге и гололёде. Шипы пока не выполняют свою функцию полностью. Так что снижайте скорость, и всё будет замечательно»,
— советует представитель ГИБДД.
Особенно опасны участки спусков и подъёмов, а также снегозаносимые участки трасс. На федеральных дорогах региона введён режим повышенной готовности, дежурные службы ведут круглосуточный мониторинг состояния проезжей части.
Когда наступит улучшение: прогнозы экспертов
Ситуация с гололёдом, по мнению специалистов, улучшится только с установлением устойчивых отрицательных температур и выпадением значительного количества снега.
«Я думаю, после того, как выпадет снег и он уже сядет, температура стабилизируется низовая, таять не будет. Спустя где-то две недели, надеюсь, наши водители осознают, что всё-таки наступила зима, зимний период»,
— прогнозирует Александр Таратута.
Врачи также подтверждают, что только устойчивый снежный покров может снизить количество травм на улицах.
«Нас спасёт только снег, когда просто станет менее скользко, и мы получим меньше травматизма»,
— убеждена Ирина Сковбель.
Пока же остаётся быть максимально осторожными, выбирать безопасную обувь, избегать опасных участков и помнить, что спешка на гололёде может привести к серьёзным последствиям.
«Это не Сталинград, защищать не надо»,
— шутят врачи скорой помощи. Но в каждой шутке есть доля правды: иногда лучше опоздать на десять минут, чем потом провести месяцы на больничной койке.
#ОРФ #ЖКХ #ГАИ #Дороги #Безопасность #МЧС #Полиция #УМВД #Здравоохранение