Найти в Дзене

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Как получить?

Сегодня поговорим о том, кому и как можно воспользоваться получением субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Ст.159 ЖК РФ

1. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно – коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

2. Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

3. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

4. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

5. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

6. При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно – коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно– коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.

7. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Часть утратила силу.

11. Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.

12. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное.

- Социальная направленность политики современного российского государства выражается, в том, что государство за счет средств государственного бюджета оказывает определенным категориям граждан помощь в оплате жилья. Эта помощь оказывается двумя способами:

1) путем предоставления субсидий,

2) путем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, «субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов». Целевыми расходами в данном случае являются расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Предоставляемые из бюджета денежные средства на эти цели являются именно субсидией, поскольку они предназначены не для полной, а для частичной оплаты расходов граждан по оплате жилья: частично эти расходы оплачиваются самими гражданами, частично – государством за счет средств государственного бюджета, субсидии на оплату жилья нельзя смешивать с субсидиями, предоставляемыми отдельным категориям граждан на приобретение жилых помещений.

Финансовая помощь со стороны государства оказывается только гражданам, нуждающимся в ней вследствие затруднительного материального положения.

- Первое и основное условие состоит в том, что расходы гражданина на оплату жилья превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Совокупный доход семьи рассчитывается в порядке, предусмотренном положениями ФЗ от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

В совокупный доход включается заработная плата и другие доходы.

Перечень доходов отражается в постановлении Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512 (с послед. изм. и доп.) «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи». Этот Перечень включает все возможные виды доходов, включая заработную плату, авторские вознаграждения, социальные выплаты, доходы по акциям, проценты по банковским вкладам и др.

Для исчисления среднедушевого дохода для решения вопроса о предоставлении субсидии не учитываются доходы:

государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством РФ о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи;

единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи,

а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.

Из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов.

Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2005 г. № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» установлен федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22% (подп. б п. 1).

- При решении вопроса о предоставлении субсидии принимаются во внимание усредненные показатели, которые получили название стандартов. Какие региональные стандарты?

- стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий;

-стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг; стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья в совокупном доходе семьи.

Размеры региональных стандартов устанавливаются субъектами Российской Федерации. Основой для разработки региональных стандартов являются федеральные стандарты, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 августа 2005 г. № 541.

При разработке и утверждении размеров региональных стандартов органы субъекта РФ принимают во внимание цены, тарифы и нормативы, используемые в регионе для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и за коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в домах, отвечающих определенным требованиям, а именно: уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры дома соответствуют средним условиям, которые сложились в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный жилой дом. Такой подход – ориентация на средние условия, сложившиеся по месту нахождения жилых домов, – представляется логичным и справедливым.

Примером региональных стандартов могут служить стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на один кв. м общей площади жилья в месяц (с учетом налога на добавленную стоимость), утвержденные постановлением Правительства Ленинградской области от 23 сентября 2004 г. № 210 «Об областных стандартах стоимости и оплаты жилья и коммунальных услуг на 2005 г.».

- Специальное условие предусмотрено для семей, совокупный доход которых таков, что на каждого члена семьи приходится часть дохода («среднедушевой доход»), размер которой ниже установленного в данном субъекте РФ прожиточного минимума.

Для таких семей расчет размера причитающихся им субсидий на оплату жилья более сложен: максимально допустимая доля расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг уменьшается на поправочный коэффициент, который равен отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Благодаря применению поправочного коэффициента семья с низким среднедушевым доходом вправе претендовать на получение субсидии в несколько большем размере по сравнению с другими нуждающимися в получении субсидий гражданами.

5. В частях 2 и 12 ст.159 ЖК РФ установлен круг граждан, которым при наличии предусмотренных в ч. 1 этой статьи условий могут быть предоставлены субсидии на оплату жилья.

В этом вопросе законодатель руководствовался принципом социальной справедливости и распространил право на получение субсидий не только на нанимателей и пользователей жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилищных фондов, но и на членов жилищных кооперативов и собственников жилых помещений, а также на нанимателей по договорам найма жилого помещения в частном жилищном фонде.

То есть, по существу, претендовать на получение субсидий вправе все граждане, которые оплачивают жилье, независимо от вида основания возникновения у них права пользования жилым помещением.

Субсидии могут быть предоставлены даже гражданам, которые не имея своей жилой площади и не имея возможности получить жилье по договорам найма в государственном или муниципальном жилищных фондах, вынуждены снимать помещения в частном жилищном фонде по договору с юридическим или физическим лицом – собственником сдаваемого в наем жилого помещения.

Исключение сделано лишь для иностранных граждан, которым субсидии не предоставляются.

Однако международным договором России с иностранным государством может быть предусмотрено, что оба государства дадут возможность предоставления им субсидий на оплату жилья на тех же условиях, которые установлены для граждан – резидентов данного государства. Решение этих вопросов на межгосударственном уровне имеет большое значение для многих граждан, поскольку во всем мире масштабы миграции возрастают.

В нашей стране живут и работают множество граждан из разных стран, часто по нескольку лет и проживают в помещениях, снимаемых, в основном, в частном секторе, где уровень платы за наем выше, чем в государственном и муниципальном жил.фонде. Но, естественно, решаются эти вопросы на взаимной основе.

Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий регулируется не самими субъектами РФ, а Правительством РФ.

- Основные вопросы реализации права на получение субсидий относятся к компетенции Правительства РФ. Своими постановлениями Правительство РФ утверждает:

- порядок определения размера субсидий,

- порядок предоставления субсидий,

- перечень документов, прилагаемых к заявлению гражданина – соискателя – на получение субсидии,

- порядок определения состава семьи соискателя субсидии, порядок исчисления совокупного дохода семьи соискателя субсидии,

- условия приостановления и прекращения предоставления субсидий.

Все эти вопросы предусмотрены в действующих в настоящее время Правилах предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Подробно регламентировало порядок предоставления субсидий Правительством конкретного региона.

- Для отдельных категорий граждан может устанавливаться специальный порядок предоставления субсидий. Особый порядок финансирования расходов на предоставление субсидий установлен постановлением Правительства РФ относительно граждан, проходящих военную службу и проживающих в закрытых военных городках. Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», к закрытым военным городкам относятся «расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов.

Денежное довольствие военнослужащих, по крайней мере, младшего офицерского состава, проживающих в закрытых военных городках, не позволяет им с учетом прожиточного уровня оплачивать жилье в полном объеме, поэтому предоставление им субсидий оправдано .

- Положения ч. 11 ст.159 ЖК РФ дают возможность органам местного самоуправления устанавливать иные менее жесткие по сравнению с требованиями региональных стандартов требования, применяемые для расчета субсидий, в целях улучшения положения граждан, получателей субсидий.

Это позволяет нуждающимся гражданам получать субсидии в большем размере, чем если бы они получали субсидии только из бюджета субъекта РФ. Разница в размере субсидий, предоставляемых гражданину в соответствии со стандартами, установленными органом местного самоуправления, представляет собой дополнительные бюджетные расходы, которые финансируются за счет средств местного бюджета.

- Поскольку финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется в основном за счет бюджета субъекта, постольку и решение вопроса о предоставлении субсидий конкретным гражданам – соискателям субсидий – должно относиться к компетенции органов субъекта РФ.

- Условием предоставления субсидий является отсутствие у граждан – соискателей задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Однако субсидия может быть предоставлена и при наличии задолженности. В таком случае гражданин, претендующий на получение субсидии, должен заключить с организацией, перед которой у него имеется задолженность, соглашение о порядке погашения задолженности. По этому соглашению гражданин-должник принимает на себя обязательство погасить задолженность в полном объеме не позднее определенной даты, либо погашать задолженность по частям по определенному графику.

Предоставление рассрочки для погашения называется «реструктуризация задолженности». Гражданин, претендующий на получение субсидии, должен представить не только само соглашение, но и платежные документы, подтверждающие, что им совершаются платежи по графику, предусмотренному соглашением.

- Поскольку в ч. 1 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что по общему правилу жилье должно оплачиваться не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, постольку субсидии должны перечисляться к этой дате. Если же по каким-либо причинам субсидии были получены гражданином позднее 10-го числа месяца, следующего за оплачиваемым, и вследствие этого получатель субсидии допустил просрочку внесения платежей, пени, предусмотренные ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, начисляться на этот период просрочки не должны.

Жизнь в общежитии.

Разбираться с прописанными отказниками станет легче?

Спасибо за прочтение статьи, если понравилось, то можете отметить её лайком для поддержки автора)) или подписаться. В комментариях можете задавать интересующие вопросы, на которые обязательно отвечу.

Звоните, пишите: тел./ватсапп/вайбер: 8-985-546-80-08; e-mail: ki_reggi@mail.ru

Напоминаю, что, если Вам потребуется оформить любую недвижимость в г.Москва и в г.Балашиха, мы всегда можем это обсудить. Для подписчиков действует специальная скидка 5 % на услуги.

Всего хорошего.