В преддверии иммерсивнной оперной инсталляции «Silent Opera», которая пройдёт 24 ноября в Российской государственной библиотеке и погрузит зрителей в историю внутреннего поиска героя, мы подготовили материал об искусстве видеоарта.
В Третьем читальном зале, самом тихом месте мегаполиса, видеоинсталляция на фантастическом потолке библиотеки будет транслировать путь героя, визуализируя его страхи, сомнения и амбиции. Музыка, движение, свет и, особенно, искусство видео создают ощущение полного присутствия, превращая зрителей не просто в наблюдателей, а в участников перформанса.
Среди 450 зрителей проводники выберут 10 участников, которые буквально «здесь и сейчас» превратятся в героев видеоперформанса. От зрителя требуется только присутствие в кадре с объектами, никакой игры.
Такой подход напрямую перекликается с истоками видеоарта. Видеоарт – это эксперимент, попытка прорваться сквозь пространство и время. Видеоарт зародился в конце 1960-х, когда художники впервые попробовали сделать видеосъёмку объектом искусства.
Видео позволяет ускорять, замедлять, масштабировать реальное взаимодействие, раскладывать его на атомы, делая видимым то, что незаметно при личном контакте. Визуализируются звук, цвет, движение и человеческие чувства.
Нам Джун Пайк – отец видеоарта, первый художник, кто смог визуализировать звук. В 1965 году Пайк создал перформанс “Participation TV”, где любой звук, издаваемый в подключенный к телевизору микрофон тут же превращался в изображение. Длина и форма изображения зависели от громкости и глубины звука. Позже Пайк придумал видеосинтезатор и даже поставил “электронную оперу”. Всё своё творчество художник посвятил изучению визуальной силы видео и его синтезу с другими формами искусства.
С помощью видеоарта художники размышляли о развитии человечества: какими путями оно происходит, и есть ли оно вообще? Американский художник Брюс Науман в 1967 году снял десятиминутный фильм-перформанс «Танец, или Хождение по периметру квадрата». Все десять минут Науман ходил по квадрату, размеченному на полу белой клейкой лентой, переступая от угла к середине и обратно, словно метроном. Этим причудливым и медитативным видеоперформансом художник показал, как нелинейно и даже эфемерно развивается человечество – вроде бы, движется вперёд, а, вроде, и нет.
Видео позволяет играть со временем. Делать прошлое настоящим, а настоящие – прошлым. Связывать их плотно в одной точке, вызывая у зрителя неподдельное любопытство. Нам Джун Пайк создал видеоинсталляцию “ТВ-Будда” (1974), где статуя Будды невозмутимо сидела перед телевизором, созерцая собственное изображение на экране. В этом перформансе зрители увидели сразу несколько смыслов: и рассуждение о нелинейности времени, и иронию над человеком, “прикованным” к экрану, и поиск дзена в новом высокотехнологичном мире. Каждый раз инсталляция выглядела по-разному, в зависимости от возможностей пространства и дисплея.
Видеоарт стал способом переосмысления культовых произведений кино и поиска в них новых смыслов. Шотландский художник Дуглас Гордон в видеоперформансе «24 Hour Psycho» (1993) замедлил психологический триллер «Психо» (1960) Альфреда Хичкока до двух кадров в секунду вместо оригинальных 24. В результате фильм продлился целые сутки, а не 109 минут (как в оригинале), оказав на зрителя поистине психоделическое воздействие.
Подборка: культовые видеоперформансы XXI века
Совершенствуются технологии, улучшается качество видеокамер и микрофонов, адаптируются под видеоарт креативные пространства и музеи, появляется всё больше неординарных, ярких и экспериментальных видеоперформансов.
“Огненная женщина” (2005), Билл Виола – мастер видеоперформанса, автор культовых арт-работ 1970-х, 80-х, 90-х и 2000-х годов, Билл Виола исследует экзистенциальные вопросы человеческого существа: что есть жизнь, смерть, одиночество и любовь. Творчество Виолы мультитекстуально – его работы полны отсылок к произведениям прошлого (например, перформанс “Комната Святой Екатерины” (2001) – оммаж на полотно “Житие святой Екатерины Сиенской” Андреа ди Бартоло). “Огненная женщина” – это воплощение страха смерти, эмоционального взрыва. Героиня стояла перед зрителем, а за её спиной, на огромном дисплее, бушевали языки пламени. Похожая то ли на Жанну Д’Арк, то ли на жрицу древнего культа, женщина отчаянно боролась, а после приняла свою участь. Виола показал, как бессильна перед смертью человеческая оболочка. Тело сгорает и не остаётся ни единого шанса на воплощение в этой жизни задуманного и желанного.
«Situations» (2011), Клэр Фонтен – двое французских художников создали видеоинсталляцию, показывающую “заразность” человеческой агрессии. Авторы придерживались концепции Марселя Дюшана о том, что любой, даже самый обыденный предмет или процесс может стать искусством. Видеоинсталляция представляла собой запись тренировки по боксу. Четыре спортсмена разной комплекции и национальностей отрабатывали приёмы и способы нападения и обороны в непредвиденных ситуациях, не говоря при этом ни слова. Каждый из них реагировал по-разному – кто-то был готов в агрессии, кто-то нет, а кто-то “заражался” ей от других. Видеоинсталляция провоцировала зрителя почувствовать эмоции актёров, мысленно стать на защиту или атаковать.
“The Visitors” (2012), Рагнар Кьяртанссон – видеоперформанс называют самой безумной вечеринкой современности. Художник вместе со знакомыми музыкантами (в том числе, известными исландскими исполнителями Sigur Ros) снял старинный особняк Рокеби Фарм из 43 комнат в Нью-Йорке. Они зависали там неделю и результатом “тусовки” стала песня, которую музыканты исполнили вместе, но по отдельности. Каждый из них занял свою комнату (от бального зала до ванной), исполнял одну и ту же песню “Feminine Ways” и записывал себя на видео. Итогом стали 9 видеоинсталляций синхронно поющих музыкантов – все они расположились в одном зале музея Мигрос в Швейцарии. Объединённые одной песней и творческим порывом, музыканты разделены цифровым и реальным пространством. “The Visitors” рассказали об одиночестве современного человека и иллюзии близости.
“Пир Трималхиона” (2015), AES+F – видеоинсталляция российской арт-группы AES+F по мотивам одноимённой главы из произведения «Сатирикон» Гая Петрония Арбитра. Зритель попадает в пространство роскошного отеля, олицетворения пороков современного общества. Кадры в видео сменяются нарочито медленно, давая зрителю рассмотреть детали и получше узнать персонажей. При этом сами актёры существуют обособленно – никак не контактируют друг с другом: они эгоистичны, порочны, бесчувственны, в них мало что осталось от живых людей. Тема общественных пороков становится ключевой в творчестве AES+F. В 2025 году на ярмарке современного искусства Cosmoscow группа представила видеоперформанс “Digital Safari: Fables of the Jungle”, где каждый зритель оказался одновременно охотником и жертвой. Этот эксперимент стал олицетворением современного жителя столицы, погрязшего в охоте за успехом, деньгами и попавшего во власть интернет-алгоритмов.
Видеоарт становится акцентным элементом современного мультиформатного перформанса. Так, в перформансе “Korowod” фестиваля перформативный искусств PERFORMA(R) видеоинсталляции органично вписываются в общую композицию, погружая зрителя в гипнотическое состояние. Музыка, видео-арт и иммерсивный театр сплелись воедино для того, чтобы создать уникальное, почти ритуальное действо. Художник Илья Старилов, режиссер Юрий Квятковский, инди-фолк группа Zventa Sventana и фольклорный ансамбль РАМ имени Гнесиных изучали, как славянский ритуал хоровода влияет на современного человека: трогает ли его душу, меняет ли мысли? Особую роль в перформансе играло пространство – зрители вместе с актёрами погружались в таинство хоровода постепенно – сперва водя хоровод во “внешнем круге” под народные песнопения около мультимедийных экранов, а после уже –во внутреннем, на танцполе, под электронную музыку Zventa Sventana. “Korovod” показал всю масштабность экстатического переживания, человеческого единения и идейную глубину славянского ритуала хоровода.
Видеоперформанс – яркий способ самовыражения художника. На протяжении полувека он совершенствовался, обретая всё более прогрессивные черты. Вопреки предубеждениям, экраны и камеры становятся не барьером между зрителем и художников, а новой формой взаимодействия.
Не пропустите иммерсивную оперную инсталляцию Silent Opera, которая пройдет уже 24 ноября
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы узнавать больше об искусстве перформанса
Автор текста: Ангелина Картунова
Фото материалы событий собраны редакцией фестиваля PERFORMA(R)