Найти в Дзене

Кольская 600/8000, или первый в России горный бревет за Полярным кругом

В 2023 и 2024 годах Балтийская Звезда проводила на Кольском бреветы на 1000 км (о первом можно почитать здесь: https://dzen.ru/a/ZJKJw9HJf3DXfJBq). После долгих часов, проведенных с планировщиком маршрутов ploraroute, удалось сделать маршрут в котором на 600 километров приходилось бы 8000 метров набора высоты. Это особый вид бревета, который необходим для получения звания Рандоннер 10000. Но помимо этого, это отличная тренировка перед более продолжительными горными бреветами, такими как Чуйский тракт 1200 или Транс-Кавказ 2500. Перед официальным стартом я, как организатор, решил проехать разведку маршрута. Во-первых, чтобы избежать неприятных сюрпризов, во-вторых, чтобы поволонтерить во время основного заезда. Итак, пятница, 13 июня. Утром проснулся с чувством лёгкого недомогания. До этого неделю проболел и, возможно, не до конца выздоровел. Или перемена климата повлияла. Или и то и другое... Доехал до места старта в Мурманске на машине, выгрузился. Очень не хотелось покидать теплый с

В 2023 и 2024 годах Балтийская Звезда проводила на Кольском бреветы на 1000 км (о первом можно почитать здесь: https://dzen.ru/a/ZJKJw9HJf3DXfJBq).

После долгих часов, проведенных с планировщиком маршрутов ploraroute, удалось сделать маршрут в котором на 600 километров приходилось бы 8000 метров набора высоты. Это особый вид бревета, который необходим для получения звания Рандоннер 10000. Но помимо этого, это отличная тренировка перед более продолжительными горными бреветами, такими как Чуйский тракт 1200 или Транс-Кавказ 2500.

Перед официальным стартом я, как организатор, решил проехать разведку маршрута. Во-первых, чтобы избежать неприятных сюрпризов, во-вторых, чтобы поволонтерить во время основного заезда.

Итак, пятница, 13 июня.

Утром проснулся с чувством лёгкого недомогания. До этого неделю проболел и, возможно, не до конца выздоровел. Или перемена климата повлияла. Или и то и другое...

Доехал до места старта в Мурманске на машине, выгрузился. Очень не хотелось покидать теплый салон - было солнечно, но дул холодный ветер. Ничего, подумал я, скоро крутить вверх, согреюсь.

Площадь Пять углов - на реконструкции. Сфотографировался с большим надувным китом, новым арт-объектом Мурманска, и стартовал. Конечно, сразу в гору.

Первая промежуточная точка - у Алёши. От этого памятника Защитникам Заполярья, выше которого только волгоградская Родина-мать, открывается прекрасный вид на город и на Кольский залив. Где-то далеко внизу плывут кораблики, где-то за горами - граница с Норвегией.

Но времени любоваться красотами особо нет, бревет сложный, а лимит всё те же 40 часов, как и для обычной шестисотки. Рванул в Росляково, к первому КП. Дорога рельефная, но не слишком, как раз для разминки. Да и силы пока есть. Голова побаливает, но в меру.

В Росляково спустился к заливу, насладился морским воздухом, и обратно к Мурманску. Далее по треку два раза спустился с объездной до побережья и поднялся обратно.

Больше всего запомнился подъем от Подгорной до Объездной через Кольский проспект и Нагорный проезд. Там набор около 220 метров за 4 км и чем выше, тем круче градиент.

Вид с вершины сопки. Подъем практически от берега залива.

Снова спуск; после перекуса на Роснефти у стелы, началась радиалка в сторону Териберки. 50 км туда, 50 обратно. Достаточно холмисто; на выезде оттуда почувствовал, как дало по ногам. Да и водители не радовали, особенно до отворотки на Североморск-3 - большинство особо не увеличивали боковой интервал при опережении, хотя я всегда считал мурманских водителей достаточно культурными. Видимо, когда трафик большой, культура куда-то улетучивается.

То же самое можно сказать и про трассу "Кола", по которой ехал до поворота на Ловозеро. Но тут удивили водители фур. Многие даже не смещались к осевой. Как шли, так и шли. А нечего тут на великах ездить, думали они, видимо.

Ну да ладно, Бог им судья. Поел в кафе "Как дома", раздобрел. Или подобрел. А скоро уже и съезд с "Колы". Дальше дороги почти пустынные. И до самой Ревды ни одного населенного пункта, кроме развалин заброшенных военных городков. Из живности мне попалась только лиса, которая вертелась у сбитого машиной зайца. А вот я никому не попался, что не могло не радовать.

Добрался до Ревды уже после часа ночи продрогший как цуцик. К ночи температура опустилась почти до нуля. Поел на своем ночном КП, организованном любимой женой, хотел поспать пару часов, но решил сначала съездить на рудники. Дорога туда не очень, да и набор высоты немалый. Оделся почти по-зимнему, вышел на улицу - бах! - а там тепло. Ну не меньше +10. Как такое могло быть - не знаю. Времени прошло никак не больше часа. Возвращаться не стал, потел в подъемы, зато на спусках было не холодно.

Вид с заброшенного рудника Шкатулка на Умбозеро. За озером - Хибины и Кировск.

Рудник Карнасурт:

-7

Вернулся с рудников почти полшестого. Из-за поднявшегося сильного ветра, который и принес потепление, наверх ехать было проблематично. А вниз ветер не помогал, так как приходилось постоянно тормозить из-за плохого асфальта. То есть на эти несчастные 35 км, ну плюс время на отдых и еду, ушло почти четыре часа.

Решил не спать, ехать дальше.

Впереди был 75-километровый марш-бросок до кафе "1285" через прекрасные пустоши Ловозерского района. Ветер помог мне домчать до перекрестка шоссе Ловозеро-Оленегорск, но потом стал боковым, а временами и встречно-боковым со всеми вытекающими.

Спускаться с горок на скорости стало затруднительно - порывы швыряли в разные стороны. Ехал и думал, ладно тут, на пустой дороге, а вот выеду на "Колу" с ее вереницами фур, что делать, как ехать...

Выехал. Оказалось, что суббота посреди праздников - это лучший день для движения по этой трассе. Фур совсем немного. Но ветер не позволяет расслабиться, приходится постоянно балансировать.

Заехал в кафе. Есть почему-то хотелось не очень. Заказал окрошку и свиную отбивную с пюре. Отбивная была худшей из всех отбивных, которые я перепробовал за свою не такую уж и короткую жизнь. Пережарена, пересушена, в общем, не рекомендую. Пюре пойдет, окрошка неплохая.

И снова на ветер. До поворота на поселок под названием 25 км этот ветер высосал всё желание жить - зачеркнуто - ехать. Но последующие умиротворяющие пейзажи и пустая дорога понемножку возвратили любовь в жизни. И вовремя - впереди самый рельефный участок нашего замечательного веломарафона - дорога в Риж-Губу. А чтобы жизнь не казалась морошкой, съездить туда надо было два раза. Во второй раз выбрался оттуда с намерением больше никогда не возвращаться. Ну по крайней мере сегодня.

-8

Но есть Бог на небе - пока я карабкался по этим чудесным горочкам, ветер утих. Это было очень кстати, потому как Риж-Губа забрала почти весь скудный запас времени. И сил.

-9

Собирался заехать на заправку Роснефть, чтобы подкрепиться до Апатит, но увидел уличное кафе с шаурмой. Решил, а почему бы и нет. Шаурмье мне показался арабом с хорошим знанием русского языка и норм вежливости. Да и шаурма (каждый раз напрягаясь, когда пишу слово "шаверма" с такой кучей ошибок) была гораздо лучше, чем пресловутая свиная отбивная, хотя и стоила каких-то символических цифр.

Подкрепленный шав... шаурмой, пополз в горочки "Колы" до вожделенного поворота на Апатиты. Впрочем, эта часть пути мне показалась достаточно простой. Да, там довольно длинные тягуны, но, смирившись со своей судьбой, крутишь в них уже на автопилоте. А, не стало ветра!

Вот уже и поворот, за ним ещё каскад горочек; после моста через Экостровский пролив надо вернуться к "Коле" и снова проехать этот участок, закрепив его в памяти навечно. И, как говорил древнеримский поэт Публий Овидий Назон, "dictum - factum", что в переводе с латыни означает "сказано-сделано". Вот я опять у этого моста. До конца маршрута осталось километров 35. Цифра настолько смешная, что и говорить нечего - финиш буквально за углом.

И тут пошел дождь. Ну окей, помокнуть полтора часа за отмену ветра - вполне достойная плата.

На заправку в Апатитах решил не заезжать - до финиша рукой подать, доеду на своих жирах.

В ответ на мое решение пространство растянулось, и я плелся до Кировска практически месяц. Увидев на его окраине Роснефть, велосипед сам затащил меня туда. Хотя до финиша оставалось километра четыре. Ну может пять. Что-то съел, что-то выпил, вышел на улицу, а дождя нет. И снова благодать.

-11

Ну вот почему последние километры бревета так тянутся вне зависимости от того, на какую он дистанцию? Я просто задолбался (простите) ехать от заправки до финиша! Хотел даже пойти пешком, но не было достойных градиентов. Зато какое восхитительное чувство завершения этого всего!

Нажимаешь на кнопку "завершить" - и завершаешь.

-12

Потом нервничаешь, что не войти в Страву (потому что писал трек телефоном напрямую в этом приложении), ищешь забронированную гостиницу среди мешанины домов, стоящих на склоне горы. Заселяешься, подключаешься к вай-фаю, загружаешь, наконец, трек. А подлая Страва показывает набор высоты не 8000+, как должно быть, а несчастные 7701 м. И ехать добирать для очистки совести уже поздно - лимит времени исчерпан. Но с другой стороны, весь трек я прошёл как надо, а он был согласован и официально утвержден, и что там поназаписывала Страва - это её личные проблемы. Стоило мне только так подумать, как душевные муки мои завершились. Почти.

-13

Заселили меня в двухуровневый номер. С кроватью, до которой надо было лезть по вертикальной лестнице на высоту, как мне показалось, примерно 299 метров - как раз добрать до бреветных восьми тысяч.

Ночью, кстати, пришлось совершить спуск и подъем по этой лестнице, доведя набор высоты до 8299 м. Учитывая, что мышцы ног уже начали процесс восстановления, это было совсем непросто.

Утро принесло осознание того, что я в Кировске, а машина находится в Мурманске. А поезд до Мурманска идет от ж/д вокзала Апатит, до которого больше 20 км. Позавтракал, на негнущихся ногах прогулялся до Пятерочки, купил мусорные пакеты для провоза велосипеда в поезде; сразу скажу - не понадобились. Потому как я потерял их на вокзале в Апатитах. Заказал такси. Угу, ехать на велосипеде от Кировска до Апатит совершенно не хотелось, несмотря на то, что почти вся дорога вниз. Накатался.

Приехал мужик на Ауди А6. Седан, но со складывающимся задним сиденьем. Велосипед поместился легко, только переднее колесо пришлось снять. Под русский шансон домчали до вокзала. Там я пообедал похлебкой из семги за 350р. и врапом из оленины за 400. Гулять так гулять.

Подошел поезд. Когда я покупал билет, то выбрал место у окошка, чтобы насладиться пейзажами Кольского полуострова. Получилось как-то так:

-14

Но вагон был полупустой, поэтому пересел на более подходящее место. И ехал там до остановки Имандра, где завалилась толпа туристов, пропахших потом, костром и алкоголем. Дальше ехать было веселее.

В принципе, на этом можно и заканчивать рассказ.

Потом были покатушки с Костиком по Ловозерскому району,

волонтёрство на официальном старте Кольской 600/8000

и долгая дорога после бессонной ночи в Питер...

Засим всё, до встречи на бреветах!