Найти в Дзене
Чудесные истории

Икона «Святой Николай и сцены из его жития», 15 век

Дерево по краям иконы повреждено. В центре изображён святитель Николай, один из самых почитаемых святых православного мира, в полный рост, окруженный двенадцатью сценами его жития и чудес. В изображении преобладают тёплые тона охры, коричневого и красного. На светло-голубом фоне центральной сцены ошибочно написанная надпись ΑΓΗΟ ΝΗΚΟΛΑΩΟ Ο ΘΑΒΜΑΤΟΥΡΓΟΟ («Святой Николай Чудотворец»), по-видимому, заменила собой оригинальную надпись. Все надписи, сопровождающие отдельные сцены иконы, также переписаны белым шрифтом поверх оригинального красного. Формулировка греческого и начертание букв ясно указывают на то, что автор этого второго слоя надписей не очень хорошо знал греческий язык. В двух верхних поясах изображены пять сцен из жития святого: слева направо: его рождение (HENICIC JOY αγίου), обучение в школе и избрание диаконом, священником и епископом. Сцена, где святой ведётся в школу, с сопроводительной надписью CTO AACKA-ΛΟ παη άγιος («святой идёт к учителю»), встречается на более

Дерево по краям иконы повреждено. В центре изображён святитель Николай, один из самых почитаемых святых православного мира, в полный рост, окруженный двенадцатью сценами его жития и чудес.

В изображении преобладают тёплые тона охры, коричневого и красного.

На светло-голубом фоне центральной сцены ошибочно написанная надпись ΑΓΗΟ ΝΗΚΟΛΑΩΟ Ο ΘΑΒΜΑΤΟΥΡΓΟΟ («Святой Николай Чудотворец»), по-видимому, заменила собой оригинальную надпись.

-2

Все надписи, сопровождающие отдельные сцены иконы, также переписаны белым шрифтом поверх оригинального красного.

Формулировка греческого и начертание букв ясно указывают на то, что автор этого второго слоя надписей не очень хорошо знал греческий язык.

-3

В двух верхних поясах изображены пять сцен из жития святого: слева направо: его рождение (HENICIC JOY αγίου), обучение в школе и избрание диаконом, священником и епископом.

Сцена, где святой ведётся в школу, с сопроводительной надписью CTO AACKA-ΛΟ παη άγιος («святой идёт к учителю»), встречается на более поздних иконах нечасто.

На краю сцены юный, испуганный и нерешительный святой прячется за свою мать, которая тянет его за руку.

В центре, перед большим столом, сидят три серьёзных ученика с дощечками для письма, а у правого края – пожилой учитель.

-4

На следующих шести панелях изображены шесть сцен чудес, в центре которой внизу изображено Успение святого, сопровождаемое надписью απέθανε άγιος («Святой скончался»).

Из чудес сверху сцена слева изображает разрушение идолов, сопровождаемое надписью ΗΔΟΑΑ EKPEMHCE άγιος («Святой низверг идолов»).

На соответствующей панели справа изображено одно из чудес святого, связанное с морем, – сцена спасения моряков из бури, с надписью: ο ΑΓΗΟ ΕΚ QAAACCHC ΓΑΗΤΟΟΕ («Святой спасается из моря»).

Четыре сцены, изображённые попарно справа и слева в нижней части иконы, повествуют о чуде спасения трёх военачальников из Мир Ликийских, оклеветанных, несправедливо осуждённых за измену, отведённых к палачу на казнь, но спасённых благодаря сверхъестественному вмешательству святого.

Равнодушие к правильному хронологическому порядку сцен является обычным явлением в иконах святителя Николая в византийский период и позже.

Согласно историческому повествованию, правильный порядок для истории трех военноначальников, несправедливо осужденных императором и епархом, был бы следующим: спасение от палача, изображение их в темнице, явление святого императору Константину во сне, а затем во сне епарха.

На настоящей иконе явление святого во сне императору Константину изображено вверху слева, с надписью: HC ΤΩ ΗΠΝΟ ΕΦΑ/NIKE αγιως / TOY KOCTANTHNOY BACHAEOC («явился святой во сне императора Константина»), с тремя пленниками в темнице внизу.

Вверху справа изображено явление святого во сне епарху: HC το ΗΠΝΟ ΕΦΑΝΗΚΕ ΑΓΗΟΟ («святой явился во сне»), сразу после его явления Константину, а внизу — спасение трёх невинных от палача.

Впечатляющим элементом последней сцены, переданным с большим реализмом, является резкое движение палача, который тащит свою жертву за волосы, с обездвиженными руками и готовится опустить поднятый меч. Эта деталь редко встречается в иконографии обезглавливания.

Манера исполнения всей иконы, особенно передача фигуры святого с использованием линии для выделения отдельных объемов лика и широких бликов, стилизация черт, сильная экспрессия и декоративность обработки волос и бороды, — все это связывает эту работу с искусством живописной мастерской, действовавшей в конце XV века в Кастории, а также с серией переносных икон того же периода и региона.

Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал. Дальше будет ещё интересней.