Найти в Дзене
Палыч Первый

Чёрная метка от ветеранов Афгана

Любопытный факт: скандально известный фильм Павла Лунгина «Братство», судя по обзорам прессы, гражданская публика восприняла «в основном нейтрально». А вот ветераны боевых действий в Афганистане – солдаты и офицеры, непосредственные участники тех событий – негодуют, занимают крайне жесткую и непримиримую позицию. Почему? Если спрессовать их оценки в короткие фразы, исключив нецензурную брань, то они будут такими: «махровая ложь», «незнание реальной ситуации», «неуважение к сотням тысяч военных, честно исполнивших свой воинский долг». К этому перечню, объективности ради, следует добавить и персональные обвинения к Лунгиным - старшему и младшему, как авторам сценария: «непрофессионализм», «поверхностное погружение в тему, с неправильными выводами и обобщениями», «использование чернухи, явно на потребу западной аудитории». - Всякий художник волен творить по своему разумению, - убежден полковник-пограничник Павел Васильевич Полянский (в годы афганской войны - старлей, участник многих боев
Оглавление

Пока наши парни воюют на фронтах СВО, иные кинодеятели поливают грязью подвиг их предшественников

Любопытный факт: скандально известный фильм Павла Лунгина «Братство», судя по обзорам прессы, гражданская публика восприняла «в основном нейтрально». А вот ветераны боевых действий в Афганистане – солдаты и офицеры, непосредственные участники тех событий – негодуют, занимают крайне жесткую и непримиримую позицию. Почему? Если спрессовать их оценки в короткие фразы, исключив нецензурную брань, то они будут такими: «махровая ложь», «незнание реальной ситуации», «неуважение к сотням тысяч военных, честно исполнивших свой воинский долг».

К этому перечню, объективности ради, следует добавить и персональные обвинения к Лунгиным - старшему и младшему, как авторам сценария: «непрофессионализм», «поверхностное погружение в тему, с неправильными выводами и обобщениями», «использование чернухи, явно на потребу западной аудитории».

- Всякий художник волен творить по своему разумению, - убежден полковник-пограничник Павел Васильевич Полянский (в годы афганской войны - старлей, участник многих боевых операций, награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги»). – Но он не имеет права на ложь и манипуляции. Говорят, «в большой семье - не без урода». Только зачем же по одному уроду судить обо всех остальных?

Полковник-пограничник Павел Полянский, участник многих боевых операций в Афганистане.
Полковник-пограничник Павел Полянский, участник многих боевых операций в Афганистане.

С полковником трудно не согласиться. В случае с Лунгиным, это выглядит так: в армии не служил; в Афганистане, не то, что в период боевых действий, но даже в мирное время, не был; в суть военно-политических проблем того времени особо не вникал, зато ушат грязи на сотни тысяч наших защитников Отечества вылил жестом широким, смачно и с удовольствием. Общепринятый принцип: не знаешь – не лезь, не суди! – мастер эпатажа, похоже, в очередной раз проигнорировал.

«Если уж ты, лингвист по образованию, взялся за художественное осмысление, анализ и обобщение темы афганской войны, горячится кавалер медали «За отвагу» полковник в отставке Игорь Котов, то для начала попробуй, мил-человек, испачкать свои пухлые, белоснежные ручки в окопной грязи; послушай «симфонию» пуль и осколков над головой во время ночных обстрелов; переночуй хоть пару раз в блиндаже – на жестких досках, в полной экипировке, в обнимку с автоматом и подсумком под головой вместо подушки, или прокатись на БТРе по дороге, густо усеянной минами. А еще - утоли иссушающую в летний зной жажду холодной водицей из незнакомого источника, правда, с риском подхватить брюшной тиф. Кто был, тот знает: на афганской войне - экзотики хватало!».

Увы, режиссер Лунгин, претендуя на правду жизни, из всех возможных почему-то выбрал нетипичную, но однозначно «жареную» тему... недостойного поведения наших военных, их походов по духанам, грабежа местных жителей, ради импортной магнитолы или блока сигарет Мальборо. А еще, что страшнее всего, убийства безоружных афганцев, под философские сентенции вороватого прапора, дескать, «или ты его, или он тебя. В этом закон войны!». Какой бред!

Режиссер Павел Лунгин и актер Ян Цапник, исполнивший роль вороватого прапорщика, на съемочной площадке.
Режиссер Павел Лунгин и актер Ян Цапник, исполнивший роль вороватого прапорщика, на съемочной площадке.

Если абстрагироваться от эмоций, то я бы сказал так: «свободу самовыражения» таких «художников» как Павел Лунгин давно пора заковать в цепи жесткой цензуры, особенно, если фильм снимается за государственный счет, т.е. на деньги наши, налогоплательщиков. Лично мне интересно было бы узнать, кто конкретно из Министерства культуры, Фонда Кино и Минобороны РФ согласовал сценарий, допустил фильм к прокату? Почему в период проведения Специальной военной операции, когда наши военнослужащие и добровольцы, ежедневно рискуя своими жизнями, уничтожают нацистскую заразу, а Президент России без устали повторяет о необходимости укреплять единство нации, в многомиллионную аудиторию зрителей федеральным телеканалом РенТВ вбрасывается нечто прямо противоположное, разжигающее и разрушающее это самое Единство, очерняющее наших защитников?

В стране сложилась странная ситуация, когда средства на социалку всегда «ищут», а вот на съемки ширпотреба от кино – денег невпроворот! «В мире кино все заряжены на освоение бюджетов, откровенничает в одном из своих интервью сам Лунгин. Операторов не хватает, оригинальных сценариев крайне мало. Сроки начала съемок пропустишь и бюджет тебе тут же срежут».

Что и говорить: сроки – важны, а вот вопрос о качестве фильмов, нравственном посыле, который они несут, наконец, идеологической составляющей в нынешней режиссерской тусовке обсуждать считается... неприличным. Как результат: обойма одних и тех же актеров, на потеху зрителей, кочуют из одного ментовско-бандитского сериала в другой.

Актер Виталий Кищенко в роли комдива, генерал-лейтенанта Васильева.
Актер Виталий Кищенко в роли комдива, генерал-лейтенанта Васильева.

Скажем, в фильме «Тверская» актер Виталий Кищенко - вор в законе. Один щелчок пульта ТВ - и он уже комдив, ряженый генерал-лейтенант, воюющий в Афгане. Почему ряженый? Да потому, что в зоне боевых действий последний штабной писарь знал: офицерам и генералам запрещено носить погоны общепринятого образца, поскольку с первых дней войны именно офицеры стали приоритетной целью для моджахедов. За каждого убитого лейтенанта, капитана и т.д., согласно утвержденному "прейскуранту", выплачивалась значительная денежная сумма. Лунгину, конечно, не до таких мелочей! В итоге – пошлая, непрофессиональная кино-жвачка! Вместо осмысленной, творческой работы – банальный распил выделенных бюджетов, многомиллионные гонорары, так называемым, звездам и всей съемочной команде!

Я все стесняюсь спросить: куда подевался институт военных консультантов, когда профессионалы указывали режиссерам на явные «косяки», давали дельные советы по своему профилю, страхуя киношников от досадных проколов? Экономим, жадничаем? Вот и получается в итоге позорище: звездочки на погоны никто не может правильно прикрепить, элементарным правилам обращения между солдатами и офицерами обучить. Куда же дальше?!

Каждому из нас по-человечески понятны здоровые амбиции нынешних кинорежиссеров, их стремление «блеснуть талантом», удивить, сорвать аплодисменты не только отечественной, но и западной публики. Ясно, что на фильмах, подобных «Они сражались за Родину» - к чему, кстати, изначально стремился, обдумывая сценарий «Братства», Павел Лунгин – на премию в Каннах или Венеции рассчитывать не приходится. Но именно в такие моменты проявляется истинная сущность, зрелость художника, степень его патриотизма.

Да, уж, сравнивать есть с чем. Герои нашего современника кинорежиссера Лунгина – расхристанные солдаты и офицеры, пьют водку, дерутся, грабят местных дехкан, закатывают истерику в бою.

Расхристанные солдаты-армейцы, по версии Лунгина, и есть воины-интернационалисты, бесславно проигравшие афганскую войну.
Расхристанные солдаты-армейцы, по версии Лунгина, и есть воины-интернационалисты, бесславно проигравшие афганскую войну.

А вот представитель "совкового", якобы "заидеологизированного кинематографа» Сергей Бондарчук в своей конолетописи о Великой войне рисует сцену боя совершенно иначе. Вспомним эпизод, когда на наши окопы движутся, извергая огонь из танковых орудий, немецкие «Тигры», густо сопровождаемые пехотой. Кадры впечатляют! И никаких тебе лишних слов, лозунгов, даже намека на страх! Только злость в глазах что у бронебойщика Петра Лопахина (Василий Шукшин), что у Николая Стрельцова (Вячеслав Тихонов). Оператор показывает нам, как переминается с ноги на ногу растоптанными, пыльными ботинками с обмотками солдат Стрельцов. Он как-бы утрамбовывает под собой землю, делает ее точкой опоры. Ведь отступать нельзя, за Доном врагу места нет! Глядя на такие кадры, многое понимаешь, через сердце и все нутро осознаешь, что значит Родина! И что значит талант режиссера!

Прежде чем отдать предпочтение «чернухе», показывая советского солдата, сценаристам Лунгину старшему и младшему было бы неплохо взять урок у своих американских коллег. Общеизвестно: Пентагон и Голливуд десятилетиями тесно сотрудничают, укрепляя в общественном сознании по всему миру образ сильного, мужественного, бесстрашного, с иголочки обмундированного и до зубов вооруженного американского солдата – защитника демократии. Я стараюсь вспомнить хотя бы один фильм, нарушающий раз и навсегда установленные стандарты янки с погонами на плечах. И не нахожу! Ну, кто, скажите, рискнет в благословенной Америке показать документальные кадры панического бегства американских вояк из Афганистана? А вот мы, применительно к своим защитникам Отечества, можем! Павел Лунгин тому яркое подтверждение!

Для всех нас понятны мотивы порой оппозиционных взглядов и «свободы самовыражения», обуявшие маститого кинодеятеля (Народного артиста России и орденоносца!) Павла Лунгина. Он может себе позволить подобную линию поведения, как и кинохалтурку, поскольку «запасной аэродром» (недвижимость во Франции и Черногории, с его же слов, у мастера имеется). Да, с учетом наличия не только российского, но и гражданства Франции (страны НАТО), он может себе позволить многое.

К счастью, кроме нашего безусловного одобрения его творчества.

Только факты: В период с декабря 1979 по февраль 1989 гг. в афганской войне участвовали свыше 625 тысяч советских военнослужащих. Более 200 тысяч из них награждены орденами и медалями (в т.ч. около 11 тысяч – посмертно). 86 военнослужащих стали Героями Советского Союза (28 – посмертно). Среди награжденных – 110 тысяч солдат и сержантов, около 20 тысяч прапорщиков, более 65 тысяч офицеров и генералов.

Наши потери в афганской войне по состоянию на январь 1999 г. составили – 15 031 военнослужащих; 6669 участников в следствие полученных ранений стали инвалидами (в т.ч. 1479 – инвалидами первой группы); свыше 140 тыс. человек подорвали свое здоровье, переболели брюшным тифом и гепатитом.

Фрагмент фильма "Братство".
Фрагмент фильма "Братство".

Вопрос к Лунгину: заслуживают ли воины-интернационалисты, выполнявшие приказ руководства страны, той «правды» афганской войны, которую маститый кинорежиссер выплеснул на многомиллионную аудиторию? Зачем обливать грязью людей возрастной категории 65+, 75+ и старше, живых и уже ушедших в Лучший мир по причине ранений, контузий, преклонного возраста, оставляя память о них потомкам, как о «... людях вполне отвратительных»? На мой взгляд, это однозначно неприемлемо! Особенно сейчас, в период Специальной военной операции, когда против России по всем фронтам ведется жесткая информационная война.

Подумал ли об этом Лунгин, или «свобода самовыражения» для него превыше всего?

Оцените публикацию и оставьте свой комментарий на канале Палыч Первый в Дзене.