Найти в Дзене
Iskander Çelebi

Два музея в Чехии

Нет, конечно же, музеев в Чехии значительно больше. Да что там: многие города этой страны- это музеи под открытым небом. Просто, когда я весной 2018 был в этой республике, то посетил два из них, о чем и хочу рассказать (так и самому будет легче сохранить это в памяти). И так, поскольку я был в Младе Болеслав, то, знамо дело, первым из этих двух был музей марки Шкода в этом городе. В нём представлена история автопроизводителя Škoda Auto, известного до 1925 года как Laurin & Klement. История марки Skoda для многих российских автовладельцев выглядит так: сначала из ниоткуда взялся неказистый хетчбек Favorit, потом марку купил Volkswagen. Появилась популярная Felicia, затем Skoda и вовсе стала делать нормальные автомобили, начиная с Octavia A4 на платформе VW Golf и Fabia на базе Polo. Но оказавшись в музее, осознаешь, что в действительности Skoda имеет историю, протяженности которой позавидует и Volkswagen, и Porsche, не говоря уже про прочие марки концерна VAG. Все началось с того, что

Нет, конечно же, музеев в Чехии значительно больше. Да что там: многие города этой страны- это музеи под открытым небом. Просто, когда я весной 2018 был в этой республике, то посетил два из них, о чем и хочу рассказать (так и самому будет легче сохранить это в памяти).

И так, поскольку я был в Младе Болеслав, то, знамо дело, первым из этих двух был музей марки Шкода в этом городе. В нём представлена история автопроизводителя Škoda Auto, известного до 1925 года как Laurin & Klement.

История марки Skoda для многих российских автовладельцев выглядит так: сначала из ниоткуда взялся неказистый хетчбек Favorit, потом марку купил Volkswagen. Появилась популярная Felicia, затем Skoda и вовсе стала делать нормальные автомобили, начиная с Octavia A4 на платформе VW Golf и Fabia на базе Polo. Но оказавшись в музее, осознаешь, что в действительности Skoda имеет историю, протяженности которой позавидует и Volkswagen, и Porsche, не говоря уже про прочие марки концерна VAG. Все началось с того, что в конце 19 века 30-летний чешский книготорговец Вацлав Клемент после покупки бракованного немецкого велосипеда, решил собрать свой собственный и пустить его в розничную продажу. В этом ему помог коллега по местному велодвижению, 27-летний инженер Вацлав Лаурин. Ну а там дальше начался полёт инженерной мысли: мотовелосипеды, мотоциклы, трициклы и, наконец, первые автомобили. Причём, легковушки не абы какие, а достойные своего времени, да и сейчас сделают честь любому коллекционеру. Менялись рамы, компоновки, дизайн: инженеры творили, вкладывая душу! Кстати, люксовый Superb появился на заре неспокойного времени для Европы —аж в 1934 году. А компактный Rapid (тоже, кстати, из того времени) был очень популярным, особенно, после появления в 1938 году версии с индексом 922 с 45-сильным мотором 1.6 с верхним расположением клапанов. Выпускался Rapid аж до 1947 года.

В годы войны заводы в Млада-Болеславе вошли в состав германского предприятия Reichwerke-Hermann Goring AG, и производило тяжелые тягачи RSO на огромных металлических колесах. Автором этого проекта был никто иной, как Фердинанд Порше.

Ну а после войны началась социалистическая страница истории завода. И открыла её модель 1101, в четырехдверной и двухдверной (Tudor) версиях. Завод Skoda в Млада-Болеславе в те годы назывался Automobilové závody, národní podník» — «Национальное предприятие „Автомобильный завод“», и был ответственным за выпуск вообще всех чешских легковых авто, включая, например, Tatra 600. Дизайн автомобилей был вполне в духе того времени. Ну а начинка постепенно менялась, улучшалась. Кузов постепенно стал цельнометаллическим (без деревянных вставок). На базе одной из послевоенных моделей (“Спартака”)) в 1959 году появилась первая модель под названием Octavia.

Радикальное изменение в линейке наступило в 1964 году, когда в была представлена Skoda 1000 MB — первый автомобиль марки с несущим кузовом, к тому же, заднемоторной компоновки (разумеется, с задним приводом). Эти параметры обуславливались техническим заданием — сделать максимально комфортный и дешевый автомобиль для внутреннего и внешних рынков. Тут был тот новый литровый 40-сильный четырехцилиндровик с водяным охлаждением, примечательный тем, что у него был алюминиевый блок и чугунная головка.Внешне автомобиль выглядел довольно презентабельно, не хуже переднемоторных авто, при этом его салон был просторнее.

Конечно же, были и другие интересные модели, в том числе, а-ля Лэнд роверы (некоторые из которых поставлялись аж в Новую Зеландию. Были и свои варианты спортивных (можно сказать, гоночных) автомобилей. Но все они оставались заднеприводными.

В 1987 году был представлен переднеприводный, переднемоторный Favorit, соответствующий всем европейских трендам, с дизайном от Джузеппе Бертоне. Споры с дизайнером, кстати, привели к тому, что полностью разработанный седан так никогда и не пошел в серию, как и другие интересные разработки.

Дальнейшая история всем хорошо знакома: Развал соцлагеря, бархатная революция, приватизация… в качестве сильного партнера правительство Чехословакии для развития Skoda Auto выбрало концерн Vokswagen. Конечно, у консервативной части населения это вызвало неоднозначную реакцию, но со временем настроения изменились, ведь со временем предприятие увеличилось кратно, было создано множество рабочих мест. Ну и конечно, сочетание технологигий VW и Skoda, чешская креативность и прочный финансовый тыл концерна позволил инженерной мысли подарить нам все те автомобили, которые мы хорошо знаем.

Центральный вход в музей
Центральный вход в музей
-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22

Ну а второй музей- тоже связан с техникой, только фантастической- по мотивам Звёздных войн. Хотя это скорее всего просто выставка, на которую наткнулся, гуляя всё той же весной по Праге (о чём речь пойдёт в отдельной статье). Не знаю, для кого как, но для меня тема Звёздных войн переплетена с детством, потому особо трепетна. Тут, как говорится, просто смотрел, наслаждался и вспоминал...

-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33

Спасибо за внимание.