Найти в Дзене
Оксана Дмитриева

Средства ФНБ не стоит направлять ни в иностранную валюту, ни в государственные ценные бумаги

В Государственной Думе поставила вопрос об абсурдности вложения средств ФНБ в иностранную валюту и собственные государственные ценные бумаги при рассмотрении закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты……. и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2026 году». Минфин, несмотря на замораживание наших активов и галопирующий рост расходов на обслуживание долга, по-прежнему, предусматривает направление нефтегазовых доходов в фонд национального благосостояния. При этом расходы бюджета финансируются за счет займов. Подобная политика уже привела к тому, что доля расходов на обслуживание долга от расходов бюджета увеличилась с 1,8% в 2008 году до 8,8% в бюджете на 2026 год, и это превышает расходы на образование и здравоохранение вместе взятые. При этом, доходы от вложения средств ФНБ в 6,5 раз меньше, чем совокупные расходы на обслуживание долга. Минфин и далее предлагает использовать сокращающиеся нефтегазовые доходы не на ин

В Государственной Думе поставила вопрос об абсурдности вложения средств ФНБ в иностранную валюту и собственные государственные ценные бумаги при рассмотрении закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты……. и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2026 году».

Минфин, несмотря на замораживание наших активов и галопирующий рост расходов на обслуживание долга, по-прежнему, предусматривает направление нефтегазовых доходов в фонд национального благосостояния. При этом расходы бюджета финансируются за счет займов.

Подобная политика уже привела к тому, что доля расходов на обслуживание долга от расходов бюджета увеличилась с 1,8% в 2008 году до 8,8% в бюджете на 2026 год, и это превышает расходы на образование и здравоохранение вместе взятые.

При этом, доходы от вложения средств ФНБ в 6,5 раз меньше, чем совокупные расходы на обслуживание долга. Минфин и далее предлагает использовать сокращающиеся нефтегазовые доходы не на инвестиции, оборону, социальные расходы, а на приобретение иностранной валюты, создавая кругооборот средств для ММВБ.

Можно рассмотреть эту ситуацию по этапам. Налогоплательщик получил доходы в иностранной валюте, для уплаты налогов в бюджет конвертировал их в рубли. Далее бюджет эти средства снова конвертирует в валюту и не использует, а складирует в ФНБ.

Зачем мы тогда требуем освоения средств по всем бюджетным статьям и контролируем освоение по каждой программе?

Еще причудливее выглядит положение о том, что средства ФНБ могут использоваться на приобретение государственных ценных бумаг. Допустим, бюджет получил нефтегазовые доходы. На эти средства он купил бумаги, который сам же и выпустил. То есть - сам у себя взял в долг и сам себе будет платить проценты.

Естественно, что часть вознаграждения получат те финансовые структуры, кто этот кругооборот будут обслуживать.

Поэтому, в моей поправке к проекту закона предлагалось средства ФНБ не направлять ни в иностранную валюту, ни в государственные ценные бумаги. Эти меры как раз и препятствуют любому возможному воровству наших активов.