Тема 6. Правила нахождения работников на железнодорожных путях (гл.4 Инструкции №301/р., Правила безопасного нахождения работников на железнодорожных путях, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 26.06.2025 г. № 1357/р, далее - Правила №1357/р.
Правила безопасного нахождения работников ОАО «РЖД» на железнодорожных путях, утверждённые распоряжением от 26.06.2025 № 1357/р, вступают в силу с 1 декабря 2025 года. Они заменяют предыдущие правила и содержат обновлённые требования к безопасности при работе на путях, их пропуске, техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры, а также при работах на мостах, в тоннелях и других искусственных сооружениях.
Основные положения
Правила обязательны для всех работников ОАО «РЖД» при нахождении на железнодорожных путях или в непосредственной близости от них во время работы, перерывов, а также при проходе к месту работы и обратно.
Структура новых Правил включает 5 разделов и 2 приложения:
- Общие положения.
- Требования безопасности при проходе по железнодорожным путям и пропуске подвижного состава.
- Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры.
- Требования безопасности при работах на мостах, в тоннелях и других искусственных сооружениях.
- Требования электробезопасности при нахождении на железнодорожных путях.
Приложения содержат перечень нормативных документов и порядок применения знаков безопасности.
Ключевые требования
При проходе вдоль путей:
- На перегоне следует идти в стороне от пути или по обочине.
- На станции — по установленному маршруту или по обочине пути, посередине наиболее широкого междупутья, следя за движущимися поездами и маневровыми составами.
- Если работник оказался между движущимися по соседним путям поездами, нужно сесть или лечь на землю вдоль пути.
При переходе через пути:
- Перед переходом необходимо посмотреть в обе стороны и убедиться в отсутствии приближающегося подвижного состава.
- Переходить пути следует под прямым углом, не становясь на головку рельса или между остряком и рамным рельсом стрелочного перевода.
- Запрещено переходить через путь сразу за последним вагоном проследовавшего поезда — нужно выждать, пока поезд удалится на расстояние не менее 200–300 м.
При обходе подвижного состава:
- Обходить состав следует с торца на расстоянии не менее 5 м от крайнего вагона или локомотива.
- Проходить между расцепленными вагонами можно, если расстояние между ними не менее 10 м.
- Запрещено подлезать под вагонами или автосцепками, протаскивать под ними инструменты и материалы.
При обнаружении приближающегося подвижного состава:
- Необходимо отойти на обочину на безопасное расстояние:2,5 м от крайнего рельса при скоростях до 120 км/ч;
не менее 4 м при скоростях от 121 до 140 км/ч;
на участках с скоростными поездами — не менее 5 м от крайнего рельса за 10 минут до их прохода.
Дополнительные запреты:
- Пользоваться мобильными телефонами и наушниками во время работы на путях (за исключением безопасных зон).
- Находиться на междупутье, наступать на рельсы, прислоняться к незакреплённому составу.
- Подлезать под состав, залезать на автосцепки, подниматься на состав до полной остановки.
При работе на электрифицированных путях:
- Запрещено приближаться к проводам контактной сети и воздушной линии электропередач на расстояние менее 2 м.
- При необходимости приближения к проводам должно быть снято напряжение и установлено заземление.
- Провисающие и оборванные провода следует считать находящимися под напряжением.
Новые элементы Правил
В Правила №1357/р включены:
- Пункт 1.5, определяющий основные опасные и вредные факторы, а также перечень профессиональных рисков для работников на железнодорожных путях.
- Схематические изображения расстановки сигналистов на участках с плохой видимостью.
Для изучения Правил и повышения уровня культуры безопасного труда в Центральной дирекции управления движением с 6 октября 2025 года запускается обучающий факультатив «Знаю сам, научу другого!».
Для детального изучения всех требований рекомендуется ознакомиться с полным текстом Правил, который можно приобрести или скачать в официальных источниках.