Найти в Дзене
Сетевой

ДОТ Ноябрь тема 6

Оглавление

Тема 6. Правила нахождения работников на железнодорожных путях (гл.4 Инструкции №301/р., Правила безопасного нахождения работников на железнодорожных путях, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 26.06.2025 г. № 1357/р, далее - Правила №1357/р.

Правила безопасного нахождения работников ОАО «РЖД» на железнодорожных путях, утверждённые распоряжением от 26.06.2025 № 1357/р, вступают в силу с 1 декабря 2025 года. Они заменяют предыдущие правила и содержат обновлённые требования к безопасности при работе на путях, их пропуске, техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры, а также при работах на мостах, в тоннелях и других искусственных сооружениях.

Основные положения

Правила обязательны для всех работников ОАО «РЖД» при нахождении на железнодорожных путях или в непосредственной близости от них во время работы, перерывов, а также при проходе к месту работы и обратно.

Структура новых Правил включает 5 разделов и 2 приложения:

  1. Общие положения.
  2. Требования безопасности при проходе по железнодорожным путям и пропуске подвижного состава.
  3. Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры.
  4. Требования безопасности при работах на мостах, в тоннелях и других искусственных сооружениях.
  5. Требования электробезопасности при нахождении на железнодорожных путях.

Приложения содержат перечень нормативных документов и порядок применения знаков безопасности.

Ключевые требования

При проходе вдоль путей:

  • На перегоне следует идти в стороне от пути или по обочине.
  • На станции — по установленному маршруту или по обочине пути, посередине наиболее широкого междупутья, следя за движущимися поездами и маневровыми составами.
  • Если работник оказался между движущимися по соседним путям поездами, нужно сесть или лечь на землю вдоль пути.

При переходе через пути:

  • Перед переходом необходимо посмотреть в обе стороны и убедиться в отсутствии приближающегося подвижного состава.
  • Переходить пути следует под прямым углом, не становясь на головку рельса или между остряком и рамным рельсом стрелочного перевода.
  • Запрещено переходить через путь сразу за последним вагоном проследовавшего поезда — нужно выждать, пока поезд удалится на расстояние не менее 200–300 м.

При обходе подвижного состава:

  • Обходить состав следует с торца на расстоянии не менее 5 м от крайнего вагона или локомотива.
  • Проходить между расцепленными вагонами можно, если расстояние между ними не менее 10 м.
  • Запрещено подлезать под вагонами или автосцепками, протаскивать под ними инструменты и материалы.

При обнаружении приближающегося подвижного состава:

  • Необходимо отойти на обочину на безопасное расстояние:2,5 м от крайнего рельса при скоростях до 120 км/ч;
    не менее 4 м при скоростях от 121 до 140 км/ч;
    на участках с скоростными поездами — не менее 5 м от крайнего рельса за 10 минут до их прохода.

Дополнительные запреты:

  • Пользоваться мобильными телефонами и наушниками во время работы на путях (за исключением безопасных зон).
  • Находиться на междупутье, наступать на рельсы, прислоняться к незакреплённому составу.
  • Подлезать под состав, залезать на автосцепки, подниматься на состав до полной остановки.

При работе на электрифицированных путях:

  • Запрещено приближаться к проводам контактной сети и воздушной линии электропередач на расстояние менее 2 м.
  • При необходимости приближения к проводам должно быть снято напряжение и установлено заземление.
  • Провисающие и оборванные провода следует считать находящимися под напряжением.

Новые элементы Правил

В Правила №1357/р включены:

  • Пункт 1.5, определяющий основные опасные и вредные факторы, а также перечень профессиональных рисков для работников на железнодорожных путях.
  • Схематические изображения расстановки сигналистов на участках с плохой видимостью.

Для изучения Правил и повышения уровня культуры безопасного труда в Центральной дирекции управления движением с 6 октября 2025 года запускается обучающий факультатив «Знаю сам, научу другого!».

Для детального изучения всех требований рекомендуется ознакомиться с полным текстом Правил, который можно приобрести или скачать в официальных источниках.