Найти в Дзене

Анна Павлова — предвестник «новой» балерины

Анна Павловна Павлова (настоящее отчество — Матвеевна) (1881–1931) стала тем самым предвестником нового, первой артисткой, чей облик связывают с бесконечной утончённостью. Она не обладала выдающимися физическими данными для исполнения классического танца, но имела внешность, отвечающую требованиям времени. Удлинённые линии тела, маленькая голова, изящно выгнутая шея — этот облик делал Павлову идеалом балетной танцовщицы начала XX в. Несмотря на свой анатомический недостаток — невыворотные ноги — Павлова нашла линию, поражавшую красотой. Её стопа в арабеске смотрела вниз, но это ничуть не портило её облик (запечатлённый на афише В.А. Серова). Эта работа созданная для «Русских сезонов» хранится в Бахрушинском музее. На нём изображена Анна Павлова в роли Сильфиды, которая не только привлекала внимание публики, а вызвала настоящий фурор в Париже. Павлову, изображённую на этой афише, сравнивали с разными образами: волшебным облаком, игривым пламенем, кружащимся осенним листком. В этой рабо
Аннна Павлова.
Аннна Павлова.

Анна Павловна Павлова (настоящее отчество — Матвеевна) (1881–1931) стала тем самым предвестником нового, первой артисткой, чей облик связывают с бесконечной утончённостью. Она не обладала выдающимися физическими данными для исполнения классического танца, но имела внешность, отвечающую требованиям времени. Удлинённые линии тела, маленькая голова, изящно выгнутая шея — этот облик делал Павлову идеалом балетной танцовщицы начала XX в.

Несмотря на свой анатомический недостаток — невыворотные ноги — Павлова нашла линию, поражавшую красотой. Её стопа в арабеске смотрела вниз, но это ничуть не портило её облик (запечатлённый на афише В.А. Серова). Эта работа созданная для «Русских сезонов» хранится в Бахрушинском музее. На нём изображена Анна Павлова в роли Сильфиды, которая не только привлекала внимание публики, а вызвала настоящий фурор в Париже.

Серов В.А. Париж. Театр Шатле, Антреприза Сергея Дягилева, «Русские сезоны». «Сильфиды» («Шопениана»). 1909 г.
Серов В.А. Париж. Театр Шатле, Антреприза Сергея Дягилева, «Русские сезоны». «Сильфиды» («Шопениана»). 1909 г.

Павлову, изображённую на этой афише, сравнивали с разными образами: волшебным облаком, игривым пламенем, кружащимся осенним листком. В этой работе, которая кажется простой по сюжету, Серов сумел создать шедевр, используя лишь линии. Утончённый образ балерины, статичный и изысканный, обладает внутренней динамикой — кажется, что она вот-вот сойдёт с холста и предстанет перед нами во всём своём великолепии.

Сергей Николаевич Худеков писал в «Петербургской газете»:

«Элевация госпожи Павловой выходит из ряда обыкновенного. Это душа легкокрылой бабочки, заключённая в несколько удлинённое тело, весом в 20 золотников! Каждое jeté, каждое антраша, каждое échappé, словом, каждое движение воздушной Жизели — Павловой дышало изяществом… Чарующее, освежающее впечатление производили невидимые крылья порхающей госпожи Павловой».

Павлова А.П. в роли. Императорский Мариинский театр. «Жизель» 1900 г.
Павлова А.П. в роли. Императорский Мариинский театр. «Жизель» 1900 г.

Первые годы XX в. ознаменованы началом изменений в облике балерины. На фоне итальянских, а затем русских виртуозок-балерин, с внешней ярко выраженной силою и крепостью мышц, уплотнёнными формами и «стальными» носками, зажглась звёздочка нежная и хрупкая, с тонкими изящными линиями и грацией лебедя. Эпоха Мариуса Петипа внесла коррективы не только в облик классической танцовщицы, но также повлияла на мастерство балерины. Произошли перемены в технике классического танца. Виртуозный танец, подкреплённый мастерством апломба, взошёл на свой пьедестал. В связи с этим меняется форма ног танцовщиц, их мышцы становятся более развитыми и крепкими, а носки стоп сильными.

 Слепок ноги Павловой А.П. 1903 г. Флиге Е.Б., Рейссерт М.П.
Слепок ноги Павловой А.П. 1903 г. Флиге Е.Б., Рейссерт М.П.

Балетная школа конца XIX — начала XX вв., занятая наращиванием технической виртуозности, мало концентрировалась на внимании к пятым позициям, выворотным и натянутым стопам во всех движениях и прыжках, о чём можно судить по фотографиям и киносъёмкам, запечатлевшим балерин в танце. Всё это придёт в русскую балетную школу с методикой А. Я. Вагановой и её последователей, будет внедряться с помощью чрезвычайно кропотливой работы.

А. Я. Ваганова.
А. Я. Ваганова.

Тогда же начнут существенно меняться и требования к приёму будущих танцовщиков в балетную школу. Анна Павлова стала «первой ласточкой», предвосхитившей тот облик балерины, который станет присущ служительницам балетной профессии полвека спустя.