Найти в Дзене
Марсель Македонский

Бенедикт Камбербэтч в «Сущности» и горе в образе ворона

Вird or beast upon the sculptured bust above his chamber door,
With such name as «Nevermore»... Эдгар Аллан По, «Ворон» Здравствуйте, коллеги-киноманы. 20 ноября в прокат выходит фильм «Сущность», который показывает, что горе — это не процесс, у которого есть конец. Это сущность, которая вселяется в дом, меняет ландшафт привычной жизни и диктует свои правила. После внезапной смерти жены художник-иллюстратор (Бенедикт Камбербэтч) остается один с двумя маленькими сыновьями. Мир рухнул, и в эту трещину между реальностью и отчаянием просачивается Нечто — огромный, уродливый, говорящий ворон. Он и мучитель, и терапевт, и воплощение той боли, которую отец семейства отчаянно пытается скрыть от детей и от самого себя.
И вот здесь «Сущность» совершает первый и главный прорыв. Она не просто использует метафору, она заставляет ее дышать, смеяться и пугать. Этот ворон — не галлюцинация и не призрак в традиционном смысле. Он — сама материя горя: злая, иррациональная, абсурдная, но в конечном счете
Вird or beast upon the sculptured bust above his chamber door,
With such name as «Nevermore»...
Эдгар Аллан По, «Ворон»

Здравствуйте, коллеги-киноманы. 20 ноября в прокат выходит фильм «Сущность», который показывает, что горе — это не процесс, у которого есть конец. Это сущность, которая вселяется в дом, меняет ландшафт привычной жизни и диктует свои правила.

После внезапной смерти жены художник-иллюстратор (Бенедикт Камбербэтч) остается один с двумя маленькими сыновьями. Мир рухнул, и в эту трещину между реальностью и отчаянием просачивается Нечто — огромный, уродливый, говорящий ворон. Он и мучитель, и терапевт, и воплощение той боли, которую отец семейства отчаянно пытается скрыть от детей и от самого себя.

И вот здесь «Сущность» совершает первый и главный прорыв. Она не просто использует метафору, она заставляет ее дышать, смеяться и пугать. Этот ворон — не галлюцинация и не призрак в традиционном смысле. Он — сама материя горя: злая, иррациональная, абсурдная, но в конечном счете — необходимая. Фильм не боится быть по-настоящему страшным, почти сюрреалистичным хоррором, где монстр хозяйничает на кухне и ведет философские диспуты. Но его конечная цель — не напугать, а исцелить. Вернее, показать, что исцеление возможно только через признание тьмы и её принятие.

-2

Камербэтч выдаёт одну из своих лучших ролей. Его герой — это вихрь подавленных эмоций: он не плачет, а кричит внутрь себя, и зритель слышит этот крик в каждой сцене. Это актерская работа высочайшего класса, где театральная мощь сочетается с кинематографической хрупкостью. Не отстают и юные актёры, чья естественность и незамутненная искренность делают семейную динамику абсолютно достоверной.

Автор сценария и режиссер Саутерн, известный прежде всего как документалист, создает удивительно плотную, почти тактильную атмосферу. Лондон в его объективе становится серым, тесным лабиринтом, где люди не могут разойтись на тротуаре. Что касается дома, то он превращается в психологический ландшафт, где каждая комната — это этап столкновения с потерей. И да, авторы фильма мастерски используют звуки и саундтрек, чтобы усилить чувство тревоги и обреченности.

-3

Да, можно упрекнуть картину в некоторой линейности и в том, что она рискует упростить нелинейную природу горя. Но сила «Сущности» не в следовании строгой психологической схеме, а в ее эмоциональности. Это не история о том, как «пройти» все стадии горя. Это история о том, как подружиться с монстром, которого это самое горе породило. Как научиться жить с ним бок о бок, ибо иначе велик риск рухнуть в пропасть отчаяния.

Есть замечательная фраза: время не лечит раны, лет учит жить с болью. Так и в случае с вороном-горем: можно попытаться его игнорировать или прогнать, а можно выйти на контакт. Пообщаться с ним, чтобы оно перестало бить клювом и царапать когтями, расправило перья и улеглось в ногах, превратившись в память.

И вместо итога

Для меня фильм «Сущность» лично откликнулся в душе по двум причинам. Во-первых, я рассказывал, что в 2024 году пережил самое сложное лето в своей жизни. И выход из того состояния был в том, чтобы примириться со своими внутренними демонами.

А во-вторых, я очень долго в глазах своих детей (и племянников) делал вид, что у меня всё отлично, блистал и сиял. Очень боялся им показать и то, что у меня бывают тёмные полосы и не всегда есть силы улыбаться. И когда перестал сверкать, а просто поговорил, оказалось, что никто меня от этого меньше любить не стал. Дочка, например, выслушала и просто сказала: пап, приезжай, пойдём погуляем. Кстати, благодаря той прогулке у нас с дочкой появилась привычка не просто кино, театры, игровые (в общем, сплошные развлечения), в именно гулять и разговаривать. Обо всём на свете. Так вот тьма стала светом.

Но, разумеется, мои личные переживания вовсе не отменяют, что фильм — важный, пронзительный разговор о самом неизбежном в жизни. И это однозначно один из самых сильных фильмов года.

Благодарю за внимание.