Найти в Дзене
Секретные Материалы 20 века

Тайны древних монстров

Загадочных чудовищ и существ из мифов человечество давно и прочно сдало в архивы. Огульно обозвав их плодом людской фантазии и неземного страха перед природой. Многие попросту не захотели разбираться в этой части наследия предков. Но человек по природе своей почти не изменился за истекшие тысячелетия. И просто так ничего не делается. Смысла нет... Оттолкнувшись от столь банального умозаключения, пойдем дальше и увидим, что о «сказочных» бестиях вполне серьезно говорится у Гомера и Плиния Старшего, у Лукиана и Аристотеля. Это бесспорные авторитеты. О невообразимых чудищах писал «отец истории» Геродот. С ними же постоянно сталкиваются герои романов Гелиодора (далекого от слепой мистики). В «том же ключе» выступают Ветхий Завет и отцы христианства, авторитеты средневековой науки. Эпоха Просвещения отправила бестий в «изгнание». Им оставили место лишь в сказках, и они до сих дней влачат жалкое существование страшилок и аллегорий. Сложно говорить об их материальности современному человеку-п
Оглавление
Загадочных чудовищ и существ из мифов человечество давно и прочно сдало в архивы. Огульно обозвав их плодом людской фантазии и неземного страха перед природой. Многие попросту не захотели разбираться в этой части наследия предков. Но человек по природе своей почти не изменился за истекшие тысячелетия. И просто так ничего не делается. Смысла нет...

Оттолкнувшись от столь банального умозаключения, пойдем дальше и увидим, что о «сказочных» бестиях вполне серьезно говорится у Гомера и Плиния Старшего, у Лукиана и Аристотеля. Это бесспорные авторитеты. О невообразимых чудищах писал «отец истории» Геродот. С ними же постоянно сталкиваются герои романов Гелиодора (далекого от слепой мистики). В «том же ключе» выступают Ветхий Завет и отцы христианства, авторитеты средневековой науки.

ЗАГАДКИ БЕСТИАРИЕВ

Эпоха Просвещения отправила бестий в «изгнание». Им оставили место лишь в сказках, и они до сих дней влачат жалкое существование страшилок и аллегорий. Сложно говорить об их материальности современному человеку-прагматику. Действительно, пока не увидишь своими глазами — не поверишь. Остальное в наш «суровый» век — диагноз психлечебницы. Но не стоит, однако, забывать, что Шлимана за его веру в существование Трои долгое время называли не иначе как «фантазером и сумасшедшим». Он же, вопреки пересудам и насмешкам, нашел свой мифический город, который все считали только сказкой. Имена его противников канули в Лету, а имя Шлимана стало не только достоянием культуры, но и примером беззаветного служения идее, делу жизни.

С древними чудовищами надо познакомиться уже потому, что в последнее время все чаще и все более обоснованно (а не на уровне досужего трепа) говорят о вурдалаках, оборотнях, призраках, снежном человеке...

В Средние века появились первые специализированные издания-справочники по невероятным животным. Особенной популярностью пользовался трактат «Натуралист» — монументальнейший труд, который создавался на протяжении почти трех столетий, со II по V век. В нем приводятся научные, с точки зрения авторов, сведения, разъясняются подробности жизни, символические значения животных и природных явлений. Значительно позже к ним добавились христианские комментарии и нравоучения. В таком виде книга была названа «Бестиарием».

Фрагмент «Абердинского бестиария», XII век
Фрагмент «Абердинского бестиария», XII век

Первый, дошедший до нас энциклопедический справочник с таким названием, датирован стыком XII-XIII столетий. Кого тут только нет! Например, мантикор — лев с головой человека. У него три ряда зубов, кроваво-красные глаза, жало скорпиона на кончике хвоста. Эта бестия способна перепрыгивать через любые препятствия и охотится на людей. Неясно с мантикором лишь одно — какую функцию в природе он выполняет и зачем нужен вообще? В книге описаны и легко узнаваемые существа. Хотя наделены они порой необычными способностями и свойствами. Вот ласка. Она символизирует собой удивительное сочетание добра и зла. По поверьям, зачатие происходит у ласки через ухо, а детеныши появляются изо рта. Эта невероятная способность позволяет считать ласку символом непорочного зачатия Иисуса Христа Девой Марией. Но в то же время ласка удивительным образом сочетает в себе вместе с «чистым» «нечистое» — хитрость и похоть. Говорят, что эти удивительные зверьки могут превратиться в прекрасных женщин, обольщающих мужчин. Склоняют их к браку, после которого становятся чудовищно сладострастными и похотливыми. Горностай символизировал собой чистоту и непорочность в том виде, в каком мы их понимаем. Вот почему королевские мантии всегда оторачивались мехом горностая. В знак незапятнанной чистоты и стремления к ней!

Интересно, что в «Бестиарии» отмечены как положительные, так и отрицательные свойства животных. Петух, к примеру, является символом бдительности, когда поет на рассвете или приглядывает за курами. В то же время он — воплощение гордыни и греховности. За «любовь» свою к копаниям в навозных кучах...

Не стоит думать, что «Бестиарии» были так уж «бесполезны». Надо отметить, они пользовались в свое время невероятной популярностью. Над иллюстрациями работали величайшие художники эпохи Ренессанса. Одну из книг наполнил великолепными рисунками сам Альбрехт Дюрер.

Мы склонны приукрашивать реалии. Например, настоящего Илью Муромца молва наделила сверхвозможностями. О них судить не приходится — правда это или вымысел. Мощи этого героя покоятся в пещере Киево-Печерского монастыря и доныне. Это уже не вымысел. Или доподлинно известно, что природа способна порождать не только метисов родственных животных, но и невероятные на первый взгляд гибриды и причудливые формы организмов. Утконосы, кенгуру и прочие «бестии» когда-то потрясали первых очевидцев из Старого Света, а теперь они — обыденность. Драконы после «знакомства» с динозаврами перестали быть персонажами легенд.

ФЕНИКС

Чудесная птица известна человечеству по восточным сказкам и свидетельствам путешественников. Она, как известно, бессмертна. Обитает в арабских пустынях и неведомых индийских джунглях. Феникс прекрасен, перья его окрашены в золото и пурпур, что роднит его со славянскими Жар-птицей и Рарогом. Считается, что бестия рождена Солнцем, поэтому связана с огнем. Прожив ровно пятьсот лет, птица готовит себя в жертву грядущей жизни. По этой своей способности Феникс стал символом реинкарнации в индуизме и буддизме. Птица деловито сооружает себе погребальный костер из веток и листьев корицы.

Изображение феникса из книги Фридриха Бертуха, 1806 г.
Изображение феникса из книги Фридриха Бертуха, 1806 г.

Перед самосожжением поет прощальную песню, настолько прекрасную и берущую за душу, что невольный слушатель умирает от переполнения чувствами. В этой песне сплелись воедино восторг и сожаление, радость и безмерная тоска, жизнь и смерть. С последними звуками гимна костер самовозгорается, птица раздувает огонь своими крыльями. Песня вместе со сказочным исполнителем теряется в бушующем пламени, снопе разноцветных искр и благовонном дыму. Через три дня из пепла возникает обновленный Феникс. Он так же прекрасен и великолепен, сладкоголос и мудр. Чудесный «спектакль» гибели-возрождения повторится через пять столетий.

Алхимики Средневековья и мистики знали секрет, как приветить Феникса. Тайные заклинания призывали птицу с головой прекрасной юной женщины. С участием чудовища проводили священнодействия. С Фениксом встречался знаменитый гусляр и купец Садко, о нем много слышал Афанасий Никитин, путешествуя «за три моря».

ВАСИЛИСК

Это удивительное создание — самое загадочное и смертоносное из всех древних бестий. Недаром он носит свое имя. Страх перед монстром заставил людей назвать его василиском (от греч. вasileus — царь, повелитель, господин). Он был не «царем», а «царьком» всего сонмища монстров и чудовищ, которые угрожали миру. У Плиния находим рассказ о том, как некий бесстрашный воин отправился на север Африки, чтобы отыскать и убить ненавистную тварь. Василиск, как и подобает повелителю, царственно возник перед ним во всей своей ужасающей красе крылатого змея с хвостом-пикой. Он «благородно» посоветовал ратнику убраться восвояси, но тот не послушался и хотел пронзить чудовище копьем. Коварный монстр через древко оружия проник в тело человека и убил несчастного изнутри. Василиску нужна была душа противника — это умножало силу монстра.

Изображение василиска из книги Фридриха Бертуха, 1806 г.
Изображение василиска из книги Фридриха Бертуха, 1806 г.

Зная сверхъестественные способности василиска, другой воин, после того как разрубил-таки чудовище пополам, отсек себе руку, чем спасся от смерти. Но... кошмарный «царек» с жутким воем сросся обратно и с диким гоготом исчез. От увиденного воин тронулся умом. Об этом читаем у Лукиана.

Василиск считается повелителем гадов. Римские легионеры наблюдали в Ливийской пустыне свадьбу змей, которые так были заняты собой, что не реагировали на происходящее вокруг. Неожиданно раздался оглушительный вой — змеи исчезли мгновенно. Воины тут же заговорили о василиске и поспешили убраться прочь. Они называли его Регулюсом — «корольком».

Есть мнение, что древние египтяне чтили василиска, изображения которого в змеином обличье встречаются в их культуре. Значит, уместно говорить о том, что на коронах фараонов изображена не обычная рогатая кобра, как принято считать, а именно василиск. Надо помнить, что владыки Верхнего и Нижнего Египта были еще и владыками потустороннего мира — обиталища не только мертвых, но и чудовищ.

Монстр появляется из петушиных яиц, насиженных жабами и змеями. Известен, правда, случай, когда бестия появилась на свет из яйца утки. Произошло это в графстве Гэмпшир (Англия). Деревенские жители поначалу не трогали удивительное существо. Но когда оно подросло, стало ясно, что это василиск. Монстр оказался невероятно прожорливым. Питался он только человечиной. Справиться с ним самостоятельно мирные жители не смогли и назначили награду тому смельчаку, который избавит их от напасти. Отличился некий Зеленый рыцарь, который спустился в логово-подземелье, где обитал василиск, со щитом, отполированным до состояния зеркала. Хитрец знал, что больше всего «царек» не терпит конкурентов. Когда чудище увидело свое отражение, оно набросилось на него и билось до полного изнеможения. Тогда, стараясь не встречаться взглядом с василиском, рыцарь добил его. В память об этом событии в местечке Уэрвелл не едят утиных яиц, а в местном музее хранится флюгер, изображающий того самого монстра. Он украшал некогда шпиль местной церкви.

Знатоки утверждают, что радикальным средством в борьбе с василиском является крик петуха. Но хитроумный «царек» и здесь извернулся. Он сросся с петухом, как отмечает Иероним Блаженный (IV век). С тех пор повелитель гадов стал бессмертным. Это свойство использовали в своих изысканиях средневековые алхимики. Так знаменитый Раймунд Луллий научился вызывать василиска без риска для себя, чтобы получать золото из ртути. Опыты ученого, кстати, сегодня серьезно изучаются.

Гибрид Василиска с петухом назвали «кокатрисом». Именно его можно уничтожить зеркалом, подобно горгоне Медузе. По словам Аристотеля, таким образом Александр Македонский поступил с чудовищем, которое убило около тысячи воинов полководца в Малой Азии. В церковной книге прихода местечка Ренвик, что на севере Англии, хранится запись о небывалом поединке каменщика Джона Таллантера с василиском. Она датирована 1733 годом. Тогда работник вооружился веткой рябины и сошелся с монстром в поединке. Считается, что рябина обладает волшебным свойством снятия сглаза и наговора ведьм. Таким незатейливым оружием бесстрашный каменщик убил василиска.

И, наконец, о символике. Дьявола всегда изображали в четырех ипостасях: грех — аспид, Антихрист — лев, нечисть — дракон и смерть — василиск. В музеях Вероны и Венеции до сих пор хранятся чучела «царьков».

ЕДИНОРОГ

О странных конеподобных существах долгое время говорили как о языческих заблуждениях, пока в XVIII веке не обнаружили останки вымершего некогда быка-тура. Он напоминал собою лошадь с двумя длинными и острыми рогами, направленными чуть в стороны и вперед. Единорог известен повсеместно: в Индии, Китае, Европе. В нашей традиции он считался свирепым и необузданным зверем, который не подчиняется никому, кроме непорочной девственницы. Завидев такую в лесу и даже учуяв ее, бестия сразу смиряет свой пыл, подходит к девушке, кладет голову ей на колени и успокаивается. Только так можно было, по мнению древних, поймать чудище.

Рога единорогов высоко ценились в Средние века. Они во множестве встречались в сокровищницах сильных мира сего: при дворах Елизаветы I Виргинии и шотландского короля Якова III, французских государей и германских князей. Считается, что именно из-за ценности рогов бестий изжили со свету люди с нечистыми помыслами. Особенно отмечалась способность рогов противостоять ядам. Об этом говаривал небезызвестный придворный лекарь Нико. Тот самый, который получил впервые никотин и слыл непревзойденным мастером по изготовлению ядов. Недаром его приблизили к себе «виртуозы отравлений и интриг» — семья Медичи. У Парацельса встречаем много рецептов противоядий и общеукрепляющих снадобий, в состав которых входил истолченный в порошок рог единорога. Обвинять в шарлатанстве великого врача как-то язык не поворачивается.

Доменикино. Дева с единорогом. Между 1604 и 1605. Фреска. Деталь. Палаццо Фарнезе, Рим
Доменикино. Дева с единорогом. Между 1604 и 1605. Фреска. Деталь. Палаццо Фарнезе, Рим

Так существовал ли на самом деле этот монстр, изображенный неоднократно на миниатюрах, гобеленах, живописных полотнах в «компании» с вполне земными существами и известными историческими персонажами? Интересно и то, что многие описания этого чудовища, исполненные в разное время и разными людьми, практически точь-в-точь повторяются. Например, Ктесий, древнегреческий ученый и врач, побывавший в 416 году до Рождества Христова в Персии, наблюдал единорога непосредственно. Родиной его назвал далекую Индию. По Ктесию, бестия выглядит так: чуть крупнее и мощнее лошади, с белым туловищем и каурой головой, темным рогом, длиной около локтя, синими ясными глазами. У Плиния Старшего находим в «Естественной истории» подобное описание древнего чудища. О нем есть сведения в индийских трактатах и Ветхом Завете. Шотландцы, ирландцы, валлийцы и баски до сих пор хранят легенду о том, что единороги либо вымерли, либо исчезли, не выдержав конкуренции с агрессивными людьми, но должны вернуться как провозвестники рождения «царства счастья и всеобщей любви».

Средневековые бестиарии традиционно единорога рассматривали как символ самого Христа за величавость, непорочность и способность очищать любой источник воды от нечистоты или отравления. Зверю достаточно опустить рог в воду, и она становится чистой «как хрусталь». Поймавший единорога счастливчик считался приобщенным к божественному промыслу, ведь бестия символизировала также и непорочное зачатие Спасителя Девой Марией.

ПИФОН

С этим необычным «животным» человек, говорят, встречается очень часто. Но является оно не наяву, а во снах или видениях. То есть человек встречается с бестией внутри себя. Это не демон-искуситель, который ставит препоны и наталкивает смертных на грехи. Пифон служит не для испытаний вечно колеблющейся души человеческой, а для переосмысления жизни и деяний. Можно сказать, что чудовище — вечный укор нам с вами. Как часто люди говорят одно, а делают иное, проповедуют высокие истины, но сами их не исполняют, требуют от окружающих того, что не делают!.. Пифон тут как тут — указывает «ненавязчиво» на данное несоответствие. Он не стыдит, а издевается, не заставляет и не призывает, а возбуждает угрызения совести. Он — злой гений. Мудрость монстра в его бездействии. Но в нем же коварство и ужас Пифона. Попавшему под влияние чудовища очень трудно освободиться из тенетов. Кара страшна — муки раскаяния, недовольство собой, комплексы, а в итоге тоска и грусть вечные. Некоторые добровольно отдаются во власть Пифона. Мечтания и грезы, себялюбие и снобизм, самовозвеличивание и эгоизм. Распознать Пифона невероятно сложно, ведь нет четких описаний его облика. Способность перевоплощений удивительная и пугающая.

Аполлон и Пифон в форме дракона на картине Питера Пауля Рубенса (1636—1638)
Аполлон и Пифон в форме дракона на картине Питера Пауля Рубенса (1636—1638)

Древние легенды гласят, что Пифон, такие чудовища, как Ехидна, Тифон, Кербер (Цербер) и другие, рождены богиней Геей от порочной связи с собственным отпрыском Понтом (Морем). Муж Геи, Уран, был потрясен мерзостью и ужасным видом монстров настолько, что долгое время не разрешал жене выпускать их на свет. Чудища томились во чреве матери, пока коварный Понт не оскопил Урана. Власть божества-прародителя кончилась, и монстры вырвались на волю. Их бесчинства продолжались долгое время, лишь Зевсу удалось их прекратить. Некоторых бог заключил в вулканы. Например, в знаменитую Этну.

Древние знали эту историю и старались предостеречь от опасности следующие поколения, но возникала одна трудность — как правильно изобразить монстров. Средневековые мистики и алхимики докопались вроде бы до сути. Пифон являлся Августину Блаженному и легендарному доктору Фаустусу, с ним имели контакты многие ученые, герметики и масоны. Но вот что поразительно: процесс налаживания связи с Пифоном описывается достаточно подробно, а на «самом интересном месте» записки переходят на скучные нотации или вовсе обрываются. То ли монстр берет с контактеров некую «подписку о неразглашении тайны», то ли встреча с ним — блеф. Посему описать Пифона нельзя. Но знакомство с ним чревато для непосвященного утратой души, сумасшествием и даже смертью.

ХИМЕРА

Повадки этой бестии сродни поведению Пифона. И не удивительно, ведь они в некотором смысле дядя и племянница — рождены все теми же уродцами богини Геи. Мать и отец Химеры — Тифон (чудовищный змей) и Ехидна (полуженщина-полузмея). Обликом же бестия разительно отличается от родителей. Она точно описана: имеет тело козла, голову льва и хвост змеескорпиона. Монстр необычайно хитер, изворотлив и коварен. Если Пифон — воплощение духовных страданий, то Химера является носительницей и провокатором земных (телесных) пороков. Она способна неожиданно появляться и исчезать. Ее дело — дразнить и заманивать смертных в сети гадких пороков. Монстр имеет женскую сущность в ее темном проявлении (хитрость, коварство, вероломство, болезненная мстительность, дьявольский ум, упрямство и сладострастие). Химера постоянно будоражит сознание человека мечтаниями, видениями и дурными мыслями. Неслучайно Химера — символ странной и несбыточной мечты.

Химера из Ареццо — этрусская скульптура из бронзы. Музей археологии, Флоренция, Италия
Химера из Ареццо — этрусская скульптура из бронзы. Музей археологии, Флоренция, Италия

Человек буквально заболевает ею, мается в потугах достичь ее, заражается неким подобием idee fixe. Она — калейдоскоп невероятных образов и страстей. Химера наталкивает маниакальных личностей на их «подвиги». Так, легендарный Герострат был «сподвигнут» ею на кощунственное деяние, которое потрясло весь эллинский мир, — сожжение храма Артемиды Эфесской (Артемисион). Именно в тот день, когда Герострат покусился на святыню, одно из семи чудес света, родился Александр Македонский, будущий поработитель тогдашнего цивилизованного Запада и Азии.

Греческие колонисты часто встречали Химеру в Причерноморье, писал Геродот в своей «Истории». Это не удивительно, ведь именно там, на берегах Понта Эвксинского, начинались владения Аида, повелителя мертвых и чудовищ. Изображения монстров, похожих на Химеру, мы можем встретить у вавилонян, китайцев, индийцев. Похоже, что география их расселения охватывает всю сушу. Одного из монстров удалось убить в изнурительной схватке античному герою Беллерофонту. Химеру обнаруживали и в Средние века, нещадно уничтожая вместе с другими древними бестиями.

СИМПЛИЦИССИМУС

Диковинное существо имело тело дракона, ноги орла и змееподобный хвост. Иногда «гаду» приписывали змеиный хвост с пикой на конце. Последний признак часто приводил людей к путанице при «идентификации» монстров. Жуткую тварь, какой был Симплициссимус, часто путали с василиском. Оба «красавца» хороши! Но если «царек» убивал и наводил ужас, повелевал и покорял себе, то Симплициссимус отличался необузданными страстями и похотью. Ему не нужны были души и телеса простых смертных. Он любил баловать себя прелестями непорочных девиц, которых брал обязательно силой или коварным обманом, являясь доверчивым юным особам в облике обольстительного юноши. Злодей был большим мастером на разного рода хитрости. За эту особенность и именован (от лат. Simplicissimus — простодушнейший).

Симплициссимус
Симплициссимус

Лик Симплициссимуса ужасен, крик способен убивать на месте, смрад из пасти подобен был трупному гниению. По древним поверьям, чудовище возникло не сразу, а в результате длительной «эволюции», «стимулами» которой были вражда, распри, зависть, интриги, войны. Хроники времен первых британских королей и вторжения норманнов на Альбион изобилуют рассказами о Симплициссимусах. Когда воины Вильгельма Рыжего (впоследствии Вильгельма I Завоевателя) схлестнулись в решающем сражении при Гастингсе в 1066 году с бриттами, неожиданно с небес спустился орел, из чрева земного выполз мерзкий гад, из самой преисподней вышел дракон. Существа на глазах изумленных ратников сплелись в немыслимый клубок, который через малое время «родил» Симплициссимуса. Бритты увидели в этом дурной знак — битва была проиграна, Британия подверглась жестоким бедствиям и разорению, местные жители навсегда утратили свободу. Чудовище красовалось на гербе последнего короля англосаксов Гарольда II, который погиб при Гастингсе.

Аналогичные свидетельства можно обнаружить даже в не совсем далеком прошлом, когда монстр являлся целым воинским подразделениям на полях сражений Первой мировой войны.

Галерея монстров значительно шире и разнообразней. О ней можно писать книги. Здесь не упомянуты такие чудовища, как Дракон, Сфинкс, Гидра, Саламандра и многие другие существа. Гадать об их «телесности» и реальности не стоит, древний бестиарий жив поныне в нашей памяти, многочисленных эмблемах, гербах, фирменных лейблах. Память всегда была добрым знаком полезности. Если о монстрах помнят, значит, они еще нужны.

Сергей Голубев