О том, что не даёт спать современным археологам
В прошедшей в Уфе трехдневной международной научной конференции «Проблемы археологии и этноистории Восточной Европы, Сибири и Северо-Восточной Азии», посвященной 140-летию всемирно известного русского ученого Сергея Руденко и 100-летию его фундаментального труда «Башкиры.
Опыт этнологической монографии», приняли участие ученые из разных стран мира. Археологи и этнографы, представляющие разные народы и культуры, объединенные общей миссией по сохранению мирового культурного наследия, продолжают сотрудничество несмотря на геополитические катаклизмы.
Из Чикаго на Кавказ
Когда американская студентка-археолог индийского происхождения Суджата Чандрасекаран приехала в Россию по программе академического обмена, она и предположить не могла, что эта поездка сыграет ключевую роль в ее жизни и научной карьере. В рамках стажировки она побывала в археологической экспедиции на Кавказе, и после этой поездки жизнь молодой американки уже не была прежней: культура, археология и люди региона определили ее научные изыскания и дружеские связи на десятилетия. Суджата сейчас живет в Германии, но когда российские коллеги сообщили ей о международной конференции в Уфе, она посчитала, что это отличная возможность познакомиться с нашей республикой. На хорошем русском языке археолог рассказывает:
— На этой конференции я рассказала об артефактах с Северного Кавказа, которые находятся у нас в Берлинских музеях. Я свободный исследователь, сотрудничающий с Берлинскими музеями. Параллельно начинаю работу на раскопках древнего города в Турции. В последние 30 лет между учеными мира было достигнуто очень тесное, эффективное сотрудничество, как никогда до этого. И сейчас нам предлагают все это остановить! Но несмотря на всю сложность международной обстановки, мы стараемся сохранить эти прочные связи. Для меня это еще и вопрос практической необходимости: значительная часть моей исследовательской базы находится на Кавказе. Я давно знаю о древности вашей культуры, и теперь, услышав местную речь, с интересом открыла для себя лингвистическое сходство башкирского с турецким, которым владею. На конференции я узнала много интересного о вашей археологии и культуре и хочу получше их изучить.
Не всё то богатство, что золото
Один из почетных гостей конференции, которого хорошо знает научное сообщество Башкирии, — руководитель научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым» (Казахстан) Крым Алтынбеков поделился своими впечатлениями о форуме и рассказал о своем сотрудничестве с республикой:
— Я считаю, что этот форум — настоящий праздник науки. Историческая наука дает ключ к пониманию не только прошлого, но и современных процессов. Наш труд — большой, сложный, но невероятно прекрасный; это дело жизни, как это было и у Сергея Руденко, — отметил специалист.
Он возглавляет лабораторию, занимающуюся полным циклом работ с археологическими ценностями — от раскопок, изъятия и транспортировки до лабораторных исследований, включая рентгенографию, анализ и последующую реставрацию. На конференции эксперт выступил с докладом о повозке, найденной Сергеем Руденко на Алтае век назад и экспонирующейся в Эрмитаже.
Отдельно Крым Алтынбеков затронул тему сохранения объекта «Шульган-Таш». Пять лет назад он участвовал в экспертизе памятника, по итогам которой было принято решение о создании отдельного музея и ограничении туристического доступа в саму пещеру.
— Появление биологических угроз сделало это решение правильным. Туристы могут ознакомиться с точными копиями артефактов и узнать исчерпывающую информацию о них в прекрасном музее комплекса. Памятник необходимо сохранить для будущих поколений. Доступ в пещеру следует оставить только для специалистов, — подчеркнул реставратор.
В качестве примера негативного воздействия на памятники археологии он привел петроглифы в Казахстане, которые даже на открытом воздухе начинают разрушаться из-за большого потока туристов. В камеральных условиях пещеры артефакты разрушились бы еще быстрее.
Также казахстанский ученый участвует в реконструкции памятников Филипповского кургана.
— Это памятник, ни на что не похожий, очень богатый, его еще изучать и изучать. В прошлом году я реконструировал один артефакт и хочу продолжить эту работу. Это была уникальная деревянная скульптура оленя, украшенная листовым золотом и серебром. Подобные предметы — единственные свидетели истории. Сейчас принято выставлять оригиналы культурных памятников. А я считаю, что не нужно этого делать. Это органика, которая легко разрушается от перепада температур и других факторов, следует показывать точные копии. Сейчас научились их делать такого качества, что неспециалист и не поймет, где оригинал, а где копия. И пусть туристы не обижаются. Артефакты нередко разрушаются прямо на глазах ученых, — рассказывает реставратор и приводит пример одного чудесного, а точнее, профессионального спасения артефакта: — Мы нашли деревянный гребень сарматского времени, VI-VII веков до нашей эры. За счет почвенной влаги он несколько тысячелетий держал форму. А когда его достали, то успели только сделать пару фотографий, как верхний слой начал разрушаться на глазах. Мы успели законсервировать его воском и сохранить. Много органики (кость, ткань, дерево) мы теряем при раскопках, а ведь именно она, а не, к примеру, золото несет в себе наибольшее количество информации.
Чтобы решать проблему сохранности археологических объектов, ученый и его лаборатория разработали технологию изъятия органических артефактов блоками, прямо с землей. С ее помощью было спасено уже немало памятников.
Кочевая цивилизация не исчезла
Представители Башкирии рассказали о знаковых для республики проектах по сохранению культурного наследия региона. В республике сейчас насчитывается около четырех тысяч археологических объектов. Реализуется несколько больших проектов, в том числе касающихся развития комплекса пещеры Шульган-Таш и мавзолея Тура-хана. Идея создания в Чишминском районе Евразийского музея кочевых цивилизаций стала одним из флагманских проектов республики.
— В 2025 году ценность историко-культурного наследия Башкортостана была подтверждена включением наскальной живописи пещеры Шульган-Таш в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и это стало знаковым событием, — отметил заместитель премьер-министра РБ Урал Кильсенбаев. — Но если музейный комплекс «Шульган-Таш» раскрывает глубинные историко-генетические корни народов региона, отвечая на вопрос «откуда мы?», то новая музейная площадка мавзолея Тура-хана предлагает осмыслить исторически сложившуюся культурно-цивилизационную общность, сформировавшуюся в степном пространстве Евразии, тем самым давая ответ на вопрос «кто мы?». Поэтому предлагаем рассмотреть вопрос о номинировании этого памятника XIV-XV веков на включение его в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: он соответствует всем ключевым критериям.
О строительстве Евразийского музея кочевых цивилизаций рассказал архитектор проекта Рустам Алибаев. За год новый визит-центр музея посетили 150 тысяч туристов, но это также научный центр, где будут располагаться лаборатории и проводиться научные исследования.
— Для нас этот проект важен тем, что он показывает, что кочевая цивилизация не исчезла, она трансформируется и создает новое в культуре и архитектуре. Являясь носителями этой культуры, мы плотно работаем с историками и археологами.
Сам мавзолей находится на высоте более 30 метров на вершине холма, его видно с расстояния десяти километров. Мы предусматривали, что этот объект может быть номинирован в список ЮНЕСКО, поэтому постарались визуально связать все архитектурные решения с ландшафтом и мавзолеем: новые строения становятся составной частью ландшафта. Это была нелегкая задача. У нас была идея сделать музей в виде стилизации под мавзолей, но была опасность, что тогда и само историческое здание могут воспринимать как новодел. Поэтому мы решили сыграть на контрасте, сделав визит-центр в современном стиле, при этом учитывая, что кочевая культура — это степи и горизонтальные линии. То есть мы считали архитектуру с рельефа, — рассказал архитектор.
Участников конференции не только познакомили с планом будущего музея, но и организовали экскурсию в Чишминский район: археологи прошли по новым дорожкам без ступеней и осмотрели исторический памятник цивилизации кочевников.