Когда здесь появилась дорога? В честь кого она именовалась изначально, и причём тут кирпичный завод? Когда здесь обустроили шоссе? Почему в конце 1920-х годов ему присвоили новое название? А также - как эти места выглядели в период СССР? Когда и почему значимость магистрали стала намного меньше? И как это шоссе выглядит сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.
Интересная личность
Загородное шоссе располагается в южной части Донского района Москвы. Протяжённость магистрали чуть больше 1,2 км. Начинается она после Третьего транспортного кольца. По сути плавно перетекает из Малой Тульской улицы. Заканчивается Загородное шоссе одноимённым путепроводом над железнодорожной линией МЦК. Затем оно превращается в другую улицу: на этот раз Большую Черёмушкинскую. На первый взгляд, всё кажется несколько странным. Откуда здесь столь короткое шоссе между двух улиц? Да ещё и с таким странным названием. Разобраться в этом нам поможет история местности.
Вообще современное шоссе - это часть весьма древней дороги. Она связывала Серпуховскую заставу с деревнями и сёлами на юго-западе. Речь, например, про Знаменское-Черемошки, Шаболово и Никольское. Довольно долго это была грунтовая дорога. Но в 1879 году землю, принадлежавшую селу Троицкому, арендовал для строительства завода купец 1-й гильдии Василий Иванович Якунчиков. Он владел магазинами на улице Петровские линии, занимался банковской деятельностью и управлял кирпичными заводами. Один из них как раз находился вдоль нечётной стороны будущего Загородного шоссе.
Личность Якунчикова довольно интересна. Высшее образование будущий предприниматель получал в Англии. Помимо бизнеса, Василий Иванович занимался благотворительностью. Например, он пожертвовал немало денег на строительство Московской консерватории, которая сейчас носит имя П.И. Чайковского. А ещё Якунчиков сам увлекался музыкой. Он играл на скрипке и даже устраивал небольшие концерты. На них предприниматель приглашал в том числе и знаменитых людей того времени. Якунчиков был женат дважды. Первая супруга скончалась во время родов третьего ребёнка. Вторая избранница Якунчикова подарила жизнь ещё 9 его отпрыскам.
Не все дома
Когда Якунчиков приобрёл участок земли в селе Троицком под строительство кирпичного завода, стало понятно, что старая грунтовая дорога здесь никуда не годится. В итоге её превратили в шоссе. То есть покрыли уплотнённым щебнем. Новый отрезок стал называться в честь собственника предприятия Якунчиковским шоссе. Спустя 10 лет на участке напротив кирпичных заводов начали строить клинику душевных болезней. Её открыли благодаря врачам Сергею Корсакову и Виктору Буцке. Они обратились с такой просьбой к городскому голове Николаю Алексееву. Старое учреждение на Большой Пироговской уже не справлялось с количеством нуждающихся в помощи. Именно по фамилии этого чиновника психиатрическая больница называется сейчас. В советское время учреждение именовалось в честь известного врача-психиатра Петра Кащенко.
До того, как здесь появилась психиатрическая лечебница, земли планировали приспособить под скотобойни. Именно для этих целей свой участок городу продал его бывший владелец купец Козма Канатчиков в 1868 году. В народе эта местность даже именовалась Канатчиковой дачей. Ну а ещё раньше территория находилась в собственности коллекционера и статского советника Ивана Петровича Бекетова. В память об этом осталось название пруда и парка вдоль Загородного шоссе.
Старое название шоссе, Якунчиковское, сохранялось до 1929 года. Тогда дороге присвоили новое наименование - Загородное. Хотя на картах его стали указывать только в 1930-м. Оно было связано с тем, что магистраль в те времена располагалась на окраине Москвы. То есть шоссе буквально вело за город. Несмотря на то, что территория столицы потом ещё не раз расширялась, а дорога становилась всё ближе к центру, чем к окраине, менять название так и не стали.
Никакого загорода
Долгое время внешний вид Загородного шоссе соответствовал названию. Здесь в основном были деревянные дома с огородами. Встретить их можно даже на фотографиях начала 1960-х годов. Хотя единичные многоквартирные здания вдоль магистрали стали возводить ещё с конца 1940-х. В 1952-м здесь проложили трамвайную линию. По ней запустили маршруты №26 и №35. Они ходили до нынешней станции метро "Университет" и в Черёмушки. Интересно, что 26-й до сих пор ездит по Загородному шоссе.
Вплоть до 2-й половины 1970-х параллельно Загородному шоссе проходила одноимённая улица, а перпендикулярно несколько проездов. К тому моменту вдоль магистрали появилось больше высотных типовых жилых домов. Кардинально всё начало меняться, когда здесь проложили участок нового московского проспекта - Севастопольского. Правда изначально по сути он был отрезан от основной магистрали на юге железной дорогой. Путепровод через неё построили только в 2002 году. С тех пор Загородное шоссе почти полностью утратило свою былую транспортную значимость.
Сейчас шоссе делится на два разных участка. Первый от Малой Тульской улицы до разветвления с Севастопольским проспектом. Это довольно широкая магистраль с тремя полосами для движения в каждую сторону. Второй отрезок Загородного шоссе (до Большой Черёмушкинской) - это узенькая двухполосная улочка. И хоть движение здесь не одностороннее, выехать отсюда на основной участок Загородного шоссе в сторону Малой Тульской нельзя. Только на Севастопольский проспект в южном направлении.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!