Алексей Иванович Миронов родился 5 августа 1920 года в селе Кудеярове Лукояновского района Горьковской области в многодетной крестьянской семье. C 1930 года родители и старшие дети работали в колхозе, но в 1934 году его отец умер.
Окончил Кудеяровскую начальную и Лукояновскую железнодорожную среднюю школы. В период учебы являлся агитатором на выборах в ВС СССР и РСФСР, а также председателем школьного Осоавиахима.
Алексей Иванович после окончания школы поступил в Горьковский инженерно-строительный институт на санитарно-технический факультет (специальность «Водоснабжение и канализация»), но на 4-м курсе был мобилизован в ряды РККА.
Осенью 1942 года он в звании лейтенанта занимал должность заместителя командира 3-й роты 157-го батальона инженерных заграждений (биз). Этот батальон с момента формирования входил в состав 16-й отдельной инженерной бригады специального назначения. Бригада получила боевое крещение в Воронежско-Ворошиловградской операции (28 июня – 24 июля 1942 года), в составе Сталинградского (с 28 сентября 1942 года — Донского) фронта участвовала в Сталинградской оборонительной (17 июля – 18 ноября 1942 года) и Сталинградской наступательной (19 ноября 1942 года – 2 февраля 1943 года) операциях.
Вместе со своим батальоном в сентябре-октябре 1942 года Алексей Иванович был участником ожесточенных боев на балке Котлубань и героически проявил себя в ходе контрнаступления под Сталинградом.
25 декабря 1942 года за умелое руководство и мужество, проявленное при разминировании и установке минных полей, он был награжден медалью «За отвагу».
Из наградного листа:
«4 декабря в бою за высоту Казачий-Курган, управляемый им личный состав 2-х взводов роты, увлеченный бесстрашием и умелым управлением лейтенанта Миронова, под ураганным огнем противника, не имея потерь, обезвредил 280 противотанковых мин противника, разминировав два минных поля, чем обеспечил наступательные операции наших танков. 10.12.42 года управляемое им подразделение отлично выполнило задачу по установке перед передним краем своих войск, скрытно от противника, противотанкового минного поля».
Задачи особой сложности воинам батальона Алексея Ивановича пришлось решать в ходе операции по захвату и закреплению высоты Казачий Курган (28-31 декабря 1942 года).
Журнал боевых действий свидетельствует, что
«в течение почти месяца части 65 А имели задачу занять Казачий Курган (отм. 126,7), но не могли её выполнить… К последней операции 28.12 подготовка началась заблаговременно. Минеры, совместно с общевойсковыми разведчиками, произвели разведку инжзаграждений противника и системы его огня. Одновременно минеры 3/157 БИЗ (3-й роты 157-го биз – авт.) закрепляли передний край 173 сд на исходном рубеже… 3/157 БИЗ имела задачей устройство проходов в минных полях для танков и закрепление подступов к высоте, немедленно после ее захвата.
В ночь на 28.12.42 года рота была сосредоточена на исходных позициях, имея
необходимое имущество и 4 саней-волокуш для доставки минеров и мин на передний край. В ночь на 28.12 скрытно от противника были проделаны проходы в ранее установленных полях. К утру 28.12 после непродолжительной, но чрезвычайно мощной артподготовки танки и пехота пошли в атаку. Через 40 минут Курган был занят нашими войсками.
Минеры 3/157 БИЗ, следуя за боевыми порядками пехоты, немедленно приступили к закреплению высоты. Мины были подведены к переднему краю на санях-волокушах с запряженными лошадьми, т. к. танки, к которым предполагалось прицепить сани, все вышли из строя. К месту установки мины доставлялись минерами ползком.
Танкоопасные направления были перекрыты днем 28.12. под шквальным огнем
противника. Противник, перейдя в контратаку, потерял на установленных полях 2 танка, остальные были подбиты бронебойщиками. Контратака была отбита. К утру 29.12. Казачий Курган был в основном закреплен минерами…».
В документе особо подчеркивалась исключительная роль минеров в операции по захвату и закреплению высоты Казачий Курган. Она была «настолько велика, что в частях армии Казачий Курган стали называть «Курган минеров».
Также отмечено, что
«в проведенной операции отличился весь личный состав 1 и 2 взв. 3/157 БИЗ во главе с к-ром роты ст. л-том ШТИЛЕРМАНОМ, зам. командира 3/157 БИЗ л-т МИРОНОВ, командиры взводов… Все бойцы-минеры и электрики, участвовавшие в операции по закреплению высоты Казачий Курган, показали образцы стойкости, мужества и отваги. Минирование производилось под ураганным огнем противника».
Алексей Иванович в ходе этого боя героически погиб.
Обстоятельства гибели отражены в записи журнала боевых действий бригады за 28–29 декабря 1942 года:
«Бойцы-минеры, видя приближающиеся немецкие танки, рвались вперед, чтобы преградить им путь. Л-т МИРОНОВ в критический момент контратаки противника лично разбрасывал мины непосредственно под наступающие танки. В этом бою л-т МИРОНОВ погиб».
Это подтверждается также информацией из книги заместителя командира бригады Харченко – Миронов Алексей Иванович был убит осколком вражеского снаряда при выполнении боевого задания в районе Казачий Курган Сталинградской области.
Скорее всего, Алексей Иванович был похоронен в братской могиле советских воинов на Казачьем кургане (всего захоронено 745 военнослужащих, установлены имена 250 человек).
#НаучныйПолк #НаучныйПолк2025 #Герои_ГИСИ_ННГАСУ
#нашаПобеда #Победа80