Судьба Светланы Данильченко — это история взлета, который мог бы стать началом великой карьеры, и падения, оказавшегося настолько глубоким, что даже коллеги десятилетиями не знали о ее горькой участи.
Только спустя 16 лет после ее смерти журналисты нашли заброшенную могилу актрисы. Снятый ими сюжет о забытой звезде вызвал у зрителей шок и недоумение:
— Как такое возможно? Эту красавицу, которую когда-то выбрал сам Акира Куросава, просто выбросили из памяти?
Детство Светланы Данильченко, родившейся зимой 1938 года, было омрачено войной. Вместе с матерью ей пришлось эвакуироваться в Среднюю Азию, пока отец служил. После войны семья воссоединилась и перебралась в Челябинскую область, где девочка пошла в первый класс.
Со временем Света стала настоящей звездой школьной самодеятельности, участвуя во всех творческих постановках. А в 15 лет сцена стала для нее еще и спасением. Именно в искусстве она искала отдушину, когда ее семья переживала тяжелейший период.
Узнав о том, что муж полюбил другую женщину, мать попыталась наложить на себя руки. К счастью, ее спасли, но атмосфера в доме стала невыносимой: приглушенные разговоры, подавленные слезы матери, пустота после ухода отца. Светлана не могла дышать этим воздухом, насыщенным болью и предательством.
Именно тогда девушка и приняла решение: сразу после школы уехать из родного города и штурмовать театральные ВУЗы. Так и вышло. Москва распахнула перед ней объятия. Светлана с первой же попытки покорила приемную комиссию ВГИКа и попала на курс к мэтру Григорию Козинцеву.
Талант девушки был столь ярок и очевиден, что еще студенткой она уверенно дебютировала в картине «Когда начинается юность». А вскоре блеснула в главной роли Зои Ясновой в социальной драме «Горячая душа».
Однако вслед за успехом наступила оглушительная тишина. Несмотря на известность и восторженные отзывы критиков, новой работы в кино для Данильченко не предвиделось. Причины такого странного затишья оставались загадкой. Режиссеры, еще вчера восхвалявшие ее талант, теперь обходили стороной.
Отчаявшись ждать у моря погоды, Светлана решила сосредоточиться на театре. За несколько лет актриса сменила несколько сцен. Начала в экспериментальном театре пантомимы «Эктемим», затем перешла в Театр Ленинского комсомола, а после — в Театр-студию киноактера. Но ни одна из них не стала для нее домом.
Монотонные репетиции, небольшие роли и ощущение творческого простоя лишь усугубляли горечь от нереализованного потенциала. Возможно, именно поэтому Данильченко поспешила выйти замуж.
Избранником артистки стал Никос Папатакис — фигура экзотическая даже для московской интеллигенции. Молодой режиссер-бунтарь, грек, рожденный в Эфиопии и обосновавшийся в Париже, уже успел прославиться своими провокационными работами, которые вызывали скандалы на международных фестивалях. Его авангардное кино бросало вызов всем общественным нормам, делая его персоной нон грата на многих престижных площадках.
Богемный статус Папатакиса подкреплялся владением парижским клубом, где выступала сама Жюльетт Греко, а также браком с известной французской киноактрисой Анук Эме. Для Светланы же, томившейся в творческом безвременье, грек стал олицетворением иного мира: свободного, яркого, лишенного советской условности...
Данильченко не смутили ни двадцать лет разницы, ни наличие у избранника дочери. В двадцать семь лет она совершила побег — бросила театр, Москву, улетев с Никосом в Париж.
Расплата настигла мгновенно. Светлану тут же исключили из комсомола, уволили из театра и с «Мосфильма». Вчерашние коллеги и друзья теперь открыто называли ее предательницей, променявшей Родину на мифическую заграничную роскошь. Да и в Париже вместо творческой реализации ее ждала всего лишь роль жены при гениальном муже, тоска по сцене и мучительное осознание, что здесь она — никто.
Рождение сына Сержа не заполнило пустоту. Через два года, с трудом оформив документы на вывоз ребенка, Данильченко вернулась в Москву с клеймом "невозвращенки". За многие годы актриса лишь несколько раз появилась в эпизодах, где ее героини были лишены не только имени, но и какого-либо влияния на сюжет.
Лишь в начале 70-х создатели масштабной киноэпопеи «Вечный зов» разглядели в забытой артистке идеальную кандидатуру на роль супруги Кружилина. А еще через год судьба преподнесла ей знакомство с Акирой Куросавой.
Японский мэтр, приехавший в Москву для работы над совместным проектом «Дерсу Узала», искал исполнительницу на роль жены исследователя Арсеньева. Режиссер Владимир Васильев, знакомый со Светланой еще по ранним работам, без колебаний порекомендовал ее, отметив "невероятную красоту, пленившую мужчин одним взглядом".
— Очень красивая была Данильченко. Многие были в нее влюблены! Но она была недоступной! - вспоминал позже Владимир Васильев.
Уникальный типаж Данильченко произвел впечатление и на Куросаву. Светлана стала единственной артисткой, утвержденной в картину без проб и конкурса. Японец безоговорочно доверился своему чутью.
И хотя героиня артистки не относилась к главным, именно эта роль подарила ей настоящую популярность. Фильм посмотрели свыше 20 миллионов зрителей в СССР, он получил «Оскар» как лучший иностранный фильм и Гран-при Московского кинофестиваля. Вот только сделать самого главного — вернуть имя Данильченко в число востребованных актрис — так и не смог.
Актрисе по-прежнему приходилось перебиваться случайными эпизодами, служить в театре без ролей и сниматься в продолжении «Вечного зова». Такая невостребованность съедала ее изнутри, подтачивая веру в собственный талант и силы.
И тогда, как это нередко бывает, на помощь пришел... алкоголь. Светлана даже нашла себе сообщника в этом деле в лице второго мужа- отставного военного Николая Первушина. Вскоре мужчина перевез 40-летнюю супругу из столицы в подмосковное Одинцово, где та родила сына Петра. К тому времени она уже отправила старшего сына Сержа к отцу в Париж, считая, что не справляется с материнскими обязанностями.
Но и этот брак не стал спасением. Николай скоропостижно скончался, оставив Светлану одну с маленьким Петей на руках. И горе погнало ее в запой, на этот раз окончательный и бесповоротный. Та одухотворенная красота, что когда-то покорила самого Куросаву, исчезала стремительно и безвозвратно. А двери театра и «Мосфильма», с таким трудом открывшиеся для нее когда-то, захлопнулись навсегда.
В возрасте сорока пяти лет, когда многие актрисы только обретают второе дыхание, профессиональная биография Данильченко завершилась...
На какие средства существовала Светлана в те годы, остается лишь догадываться. Актриса превратилась в настоящую затворницу, практически не покидая своего дома, где осенью 2008 года и была найдена мертвой.
Крест матери продолжил нести и Петр. Алкоголь и запрещенные вещества поглотили его, как когда-то его мать. Жизнь тридцатилетнего мужчины оборвалась всего через 23 дня после ее смерти.
***
Старший сын Светланы, Серж остался во Франции, где вырос и получил образование. Его судьба сложилась иначе, но тоже оказалась омрачена болью. В 2000-х годах, еще до смерти матери, он безуспешно пытался разыскать ее через программу «Жди меня».
По некоторым сведениям, молодой человек был тяжело болен и мечтал о последней встрече. Однако чуда не произошло. Создателям программы не удалось найти актрису, скрывавшуюся в своей одинцовской глуши.
Смог ли Серж побороть болезнь, остался ли в Париже или разделил незавидную участь матери и брата — неизвестно.
PS: В моем Телеграм канале по ссылке ниже одна из читательниц выложила фото предполагаемого сына актрисы Сержа. Здесь в Дзен читатели больше не могут бесплатно делиться фотографиями в комментариях, поэтому все эксклюзивы будут только там.
Дорогие подписчики и гости канала! Чтобы не пропустить публикации и эксклюзивную информацию, рекомендую подписаться на Телеграм канал, где я своевременно информирую и даю ссылку на новую статью.
ЕЩЕ НА КАНАЛЕ: