Кандидат технических наук, доцент кафедры «Динамика и прочность машин» Владимир Андреевич Казанкин возглавляет факультет автоматизированных систем, транспорта и вооружений, с которым был связан еще со времен обучения в бакалавриате и магистратуре. Его путь в стенах Политеха – пример последовательного роста от студента и аспиранта до преподавателя, ответственного секретаря приемной комиссии и, наконец, декана. В интервью Владимир Андреевич рассказывает о своем взгляде на развитие факультета, о том, почему сравнивает его с семьей, и как старается запомнить каждого студента по имени.
1. Расскажите о своем профессиональном пути в Политехе: с чего начинали и как пришли к руководству факультетом?
Мой путь в Политехе начался с учебы на машиностроительном факультете, на кафедре «Автоматизация производственных процессов», где я окончил бакалавриат и магистратуру. Затем поступил в аспирантуру по направлению «Машиноведение» под руководством М.М. Матлина, и с 2013 года начал преподавать: вел занятия по «Деталям машин» и «Теории механизмов и машин» у вечерников и заочников на механико-металлургическом факультете в Красноармейском корпусе. Интересно, что сейчас у нас на факультете учатся дети бывших студентов того самого факультета.
В 2016 году я защитил кандидатскую диссертацию, а в 2017 году впервые стал ответственным секретарем приемной комиссии уже факультета автоматизированных систем, транспорта и вооружений. Три года работы в приемной комиссии дали бесценный опыт живого общения с абитуриентами и студентами очной формы обучения.
В начале 2021 года я стал заместителем декана ФАСТиВ, а в 2022 году – деканом. Мне помогли и продолжают помогать советы Олега Дмитриевича Косова. И, конечно, предыдущий многолетний опыт работы в университете дал мне все необходимые знакомства и навыки для этой должности.
2. Какими достижениями факультета под Вашим руководством Вы гордитесь больше всего?
На данный момент мы находимся в процессе развития. Положительные изменения во многом связаны с внешними факторами: к нам стали поступать более подготовленные абитуриенты, контингент студентов постепенно растет. Мы активно открываем новые специализации и профили, стараясь отвечать вызовам времени. Главное, что факультет уверенно движется вперед и адаптируется к современным требованиям.
3. Какие стратегические проекты Вы реализуете на факультете сейчас и какие планы строите на будущее?
Мы находимся на начальном этапе формирования стратегических проектов развития факультета, но уже сегодня видим серьезный потенциал для роста. Наша сила – в сочетании фундаментальных научных традиций и современных подходов к образованию. Преподавательский состав представляет собой сбалансированную команду, где опытные наставники успешно работают вместе с перспективными молодыми коллегами.
Особую гордость вызывают наши студенты: они не только показывают выдающиеся результаты на всероссийских олимпиадах, но и успешно совмещают учебу с практической работой на предприятиях. Факультет уже полностью переориентирован на задачи автоматизации и роботизации – от производственных процессов до транспортных систем. Именно в этом направлении мы планируем развиваться, укрепляя существующие компетенции и создавая новые.
4. Декан – это мост между преподавателями, студентами и ректоратом. Как Вам удается находить баланс и учитывать интересы всех сторон?
Найти точки соприкосновения между всеми заинтересованными сторонами – одна из самых сложных задач. Бывают ситуации, когда в деканат одновременно поступают обращения: от преподавателя – по вопросам, связанным со студентами, и от студентов – по вопросам, касающимся преподавателя. Однако в большинстве случаев все вопросы решаются через организацию открытого диалога и взаимной коммуникации.
Что касается задач, поступающих от ректората, – они не подлежат обсуждению и должны выполняться. И я ценю, что и преподаватели, и студенты относятся к этому с пониманием. Это понимание – важнейший фактор, который существенно облегчает работу деканата.
5. Каким Вы видите современного и востребованного выпускника Вашего факультета? Как Вы и команда факультета работаете над его «созданием»?
Мы постоянно поддерживаем диалог с выпускниками, чтобы понимать, какие именно компетенции востребованы в реальном производстве. Обратная связь подтверждает: наши выпускники приходят на предприятия уже подготовленными специалистами с актуальным набором навыков от проектирования и 3D-моделирования до основ программирования и технологий производства.
Особое внимание уделяем практической подготовке. Многие студенты начинают работать по специальности уже с первых курсов: будущие конструкторы трудятся на обрабатывающих производствах, специалисты старших курсов выполняют дипломные работы по реальным задачам предприятий, а студенты кафедры «Автоматизация производственных процессов» имеют широкий выбор мест для практики и трудоустройства.
Мы также оперативно реагируем на новые вызовы времени – уже сейчас интегрируем в учебные планы компетенции, связанные с искусственным интеллектом, чтобы наши выпускники оставались востребованными специалистами в условиях быстро меняющейся технологической среды.
6. Каковы Ваши главные личные достижения?
Безусловно, моя семья и дети. Воспитание собственных детей – это гораздо более сложная задача, чем работа со студентами. Поэтому своими главными достижениями я считаю успехи и развитие моих детей.
7. Ваше хобби?
Не могу выделить какое-то одно постоянное увлечение. В разные периоды времени это могут быть совершенно разные активности: иногда играю в футбол, организовывал тренировки по волейболу для преподавателей факультета автоматизированных систем, транспорта и вооружений, иногда участвую в картинговых заездах. Можно сказать, что у меня разнообразные интересы, и я ценю возможность пробовать новое.
8. Какая Ваша «фишка управления факультетом»?
Еще в юности я интересовался историей военно-морского флота и прочитал о традиции офицеров знать каждого члена экипажа по имени и в лицо. Меня это тогда очень впечатлило! Теперь я стараюсь следовать этому принципу и запоминать всех студентов нашего факультета. Пока получается не идеально – каждый год к нам приходит 160-170 новых человек, а на флоте в начале XX века служили по 7 лет. Может, и нам стоит ввести семилетнее обучение?
Еще в начале работы деканом я сказал, что ФАСТиВ – это большая семья, где всегда готовы помочь. С тех пор эта фраза стала нашим негласным девизом. Поэтому пользуясь случаем, напоминаю: со своими вопросами и проблемами всегда можно обратиться в деканат – мы обязательно найдем решение вместе.
9. Что Вас вдохновляет в работе декана?
Меня вдохновляет постоянная вовлеченность в жизнь факультета и возможность помогать абитуриентам и студентам получать востребованные знания, находить свое призвание в профессии. Особенно ценны моменты, когда видишь результаты этой работы.
Например, на недавнем вручении дипломов выпускница вместе с мамой подошла поблагодарить за то, что семь лет назад, еще после 10-го класса, я убедил их выбрать оборонные направления подготовки. И теперь она успешно работает по специальности и довольна своим выбором.
Но главный источник вдохновения – наш коллектив: преподаватели, студенты и сотрудники деканата. Даже в сложные периоды мы чувствуем взаимную поддержку, и это действительно помогает в работе.
10. Если бы у Вас был совет для Вашего «я» в первый день на посту декана, что бы это был за совет?
Учись новому и делай так, как считаешь нужным!