– Кого ты ждешь? – Спросили одну девушку. – Погляди, все твои подруги давно уже замужем, а ты…
– Жду своего рыцаря. – Сказала она, и была права.
Законы рыцарства, любви и поэзии, - согласно легенде были получены первым трубадуром от сокола, который сидел на золотой ветви дуба. Законы эти соблюдались свято, как в Тулузе, Гаскони, Провансе и Лангедоке, так и везде, где процветало благородное рыцарство. Тридцать одно предписание принес на землю волшебный сокол, самое возвышенное из которых «Миннэ» - поэтическая любовь, духовный, а не плотский союз. При дворах знати, дамы могли судить рыцарей преступивших законы возвышенных отношений, и лишать их своего внимания.
Трубадур, добивающийся милости прекрасной дамы, становился ее тайным вассалом. Если дама признавала его, в знак их союза, она дарила рыцарю золотое кольцо, и целомудренный поцелуй в лоб. Провансальские священники освещали этот мистический союз, вознося молитвы к самой Деве Марии.
В Северной Франции, Германии, и Италии рыцарями могли стать только люди высокого происхождения, имеющие подобающее вооружение и коня, участвующие в войнах и рыцарских турнирах.
В романских же землях рыцарем мог назваться, кто угодно, обладай он мужеством, умей обращаться с оружием, и что самое главное поэтическим даром.
Служение даме сердца не предполагало отказ от радостей этого мира, так рыцарь, восхваляя достоинство прекрасной донны, мог флиртовать с первой подвернувшейся девчонкой. Не отказывались они и от хорошей выпивки, юг Франции славился своим вином. И вообще по большей части вели довольно-таки приятный образ жизни.
Историю Жиро де Борнейля, например, вообще можно рассматривать, как канонический образ благородного рыцаря, всем сердцем преданного возвышенной поэзии, и служащего многим дамам, но избравшим единственной, истинной дамой сердца - музу.
Не смотря на свое неблагородное происхождение, Жиро де Борнейль считался мастером стиха, и умел красиво служить дамам. Не смотря на свою славу, все зимнее время, неудобное для путешествий, он отдавал занятиям науками, и оттачиванию своего стихотворного мастерства. А, летом взяв с собой двоих певцов, отправлялся объезжать окрестные замки, где они исполняли его песни.
На деньги, получаемые от знатных господ, он содержал своих бедных родственников, или отдавал их церкви.
Но не все жизнеописания трубадуров такие благостные и светлые, истории многих рыцарей, вошедшие в стихи и баллады поражают всей глубиной трагедии, и мистицизмом заключенных в них.
Джуафре Рюдель сеньор Блайи, был принцем. История его любви такова, однажды он услышал о красоте графини Трипольской, и безумно влюбился в нее. Он посвящал стихи и песни своей даме, не видя ее, и не будучи с нею знакомым.
Только для того, чтобы узреть ее хоть раз, он ввязался в крестовый поход, и отправился в морское путешествие.
Я еду за море,
любовью ведомый,
Любви я странник,
Пилигрим любви.
Я буду петь о ней
До той поры, покуда
Меня любовь узрит.
А после - я умру…
С этими словами сеньор Блайи покинул родной город, и оказался провидцем. В пути он тяжело заболел. Доплыв вместе с ним до места, друзья поместили больного в гостиницу. Об их прибытии прослышала графиня, в которую был влюблен трубадур, она приехала посмотреть на своего рыцаря.
И чудо, лежащий до этого как труп принц, ожил при виде своей любимой, узнал ее, хотя прежде у него не было ее портрета, и он понятия не имел как графиня выглядит, и после, как и было сказано в стихотворении, он умер на руках у любимой.
Но, что еще более странно. В тот же день графиня распорядилась о похоронах своего рыцаря, а сама приняла постриг.
Рамон де Мираваль был бедным рыцарем из Каркассона, у которого не было даже приличного платья, для того чтобы предстать перед каким-либо двором. А ведь трубадуры и рыцари обычно отличались любовью к изящным вещам. Если придворный не мог купить себе дорогие вещи и украшения, его одежда должна была, во всяком случае, быть чистой и пристойной. На что было рассчитывать бедному дворянину? Ни богатых родственников, ни состоятельного господина, да что там, не было ни оружия, чтобы защитить себе жизнь, ни даже коня. Благодаря своему дару, и галантности манер Рамон де Мираваль снискал расположение графа Тулузского, который помог трубадуру выбраться из нищеты.
Рамон де Мираваль дожил до глубокой старости, перед смертью он, немногий из трубадуров, принес покаяние.
Пейре Видаль был родом из Тулузы, его отец был обыкновенный скорняк. Этот трубадур отличался великолепным голосом, а также заносчивостью, хвастовством, и глупостью. Но в сочинительстве стихов не было ему равного. Так что слышавшие его недоумевали, как мог человек, выражающий свои мысли великолепными, благозвучными стихами, после высказывать невероятные глупости, мало этого Пейре задирался и оскорблял кого угодно, не думая о последствиях, за что ему однажды даже почти что отрезали язык. Рану вылечили, но умнее или осторожнее он от этого не стал.
Никакой особой истории любви у Пейре не было. Он путешествовал в Египет, где женился на гречанке, о которой ему сказали, будто бы она родная племянница византийского императора, и брак принесет ему императорскую корону. В ожидании этого счастливого события трубадур занял огромную сумму денег, оснастил флот, приказал называть себя императором и свою жену императрицей.
Неисправимый мечтатель Пейре Видаль волочился за всеми встречными женщинами, прося у них любви. Всегда был великолепно одет, имел лучших лошадей, и во всех походах возил с собой богатое оружие, императорский трон и походную кровать, на случай, если получится когда-нибудь снискать благосклонность знатной дамы.
Гийом де ла Тур был актером или как говорили в то время жонглером из Перигора. Он приехал завоевывать Ломбардию со множеством песен и стихов. В его жизни тоже была печальная романтическая история, он влюбился в замужнюю женщину, жену цирюльника, и похитил ее. Вместе они были счастливейшие из смертных. Но, однажды она умерла.
С того дня Гийом словно лишился рассудка, он не мог поверить, что любимая ушла от него навсегда. Трубадур сзывал в свой дом врачей, надеясь оживить ее. Время от времени он словно смирялся со своей утратой, но тогда уже в дом его стекались медиумы, потому что Гийом требовал, чтобы они открыли ему, в раю или в аду его милая. При этом женщина оставалась не похороненной.
Один из придворных вертопрахов решил посмеяться над горем трубадура, и посоветовал ему каждый вечер на протяжении целого года вычитывать перед едой всю Псалтирь и сто пятьдесят раз произносить «Отче наш». Гийом де ла Тур приободрился и выполнил предписанное. Когда же через год он понял, что средство не помогло, он умер.
Трубадуром был Ричард Львиное Сердце, которого называли королем трубадуром, и королем поэтов. О рыцаре и трубадуре Трестане мы можем прочитать в книге Ж.Бедье «Роман о Тристане и Изольде». Нет нужды пересказывать этот увлекательный сюжет, послуживший матрицей для множества легенд и сказаний. Желающие могут найти эту книгу в библиотеках и магазинах.
Я бы хотела рассказать историю другого рыцаря, память о котором хранят легенды, стихи да камни Перпиньяна. Но не будем забегать вперед.
Гийом де Кабестань уроженец Руссильона, он был известен своими рыцарскими подвигами, искусством стихосложения и, естественно, служении дамам. Дамам, а не даме, потому что только дурак признается, что снискал расположения замужней женщины, подставляя, таким образом, ее под удар. Гийом любил донну Соремонду супругу Раймона из замка Руссильон. И это делало их связь еще более опасной, ведь господин Раймон отличался особой жестокостью, и вспыльчивым характером. За свое искусство и добрый нрав трубадур пользовался любовью и расположением среди знати и в народе, и донна Соремонда не устояла против его чар. В скучном, холодном замке, рядом с деспотичным супругом проводила она свои дни, которые скрашивал приятной беседой, обходительными манерами и чудесными стихами, сердечный друг. Прознав об их тайной связи, муж Соремонды подкараулил Гийома, убил его, вырвал сердце, и отрубил голову.
Сердце он принес на кухню замка, и велел приготовить его с перцем. В тот же вечер, он подал это блюдо своей жене, и когда она поела, спросил ее, а знает ли она, из чего было приготовлено то, что она съела? «Нет, но это было хорошее и вкусное блюдо». - Ответила несчастная женщина. Тогда Раймон открыл ей, что она съела сердце своего любимого, и в доказательство своей жестокости, показал ей голову Гийома.
От ужаса Соремонда потеряла сознания, а когда очнулась, сказала: «Господин, Вы угостили меня столь прекрасной пищей, что я никогда не буду есть ничего другого». С этими словами она побежала на балкон, и сбросилась вниз.
О страшной трапезе в замке Руссильон, и смерти трубадура и его дамы, вскоре стало известно всем, и дошло до короля Арагонского, который не замедлил учинить суд над убийцей. Раймон был схвачен, лишен всего, и отправлен в темницу, где и закончил свою жизнь.
А тела Гийома и Соремонды были с почестями похоронены в притворе церкви в местечке Перпиньян.
Мало этого, король повелел всем рыцарям и дамам этого графства, ежегодно совершать паломничество на могилу влюбленных.
Когда впервые вас я увидал,
То, благосклонным взглядом награжден,
Я больше ничего не возжелал,
Как вам служить, прекраснейшей из донн…
Я к вам такой любовью воспылал,
Что навсегда возможности лишен
Любить других. Я их порой искал,
Чтоб заглушить своей печали стон…
Ах, если б другом вы меня назвали!
Так затрепещат сердце вам в ответ,
Что вмиг исчезнет всех страданий след.
(Гийом де Кабестань. (пер. В.Дынник).