Найти в Дзене
Герои и битвы

Семь казаков изогнули шашки о панцирь батыра: эпическая рукопашная схватка в степи

"Перед нами не эпизод романа, с батальными сценами, но действительный факт, переданный с официального донесения с буквальной точностью" ("Донские ведомости", 1870 г. № 36) Легенданое побоище, которое современники относили к самым ярким эпизодам в истории казачества, начиная от времен Ермака, увы позднее преданное забвению. Произошло оно 25 июля 1870 года в пустынной, выжженной солнцем степи у р. Чеган на мысу Чаграй (территория современного Казахстана). Земли эти были населены кочевниками киргизами, поддаными России. Подчинение их было номинальным. Платили они 50 копеек с кибитки в год с того количества кибиток, которое сами и указывали. Некоторое упрочение российской власти, выразившееся в ряде новых правил, вызвало возмущение среди "адаевцев" - самой дикой и воинственной части кочевых племен, к тому же подстрекаемых к нападению на россйские войска хивинцами. Для подавления восстания в степи были отправлены дополнительные силы, включая донских казаков. Киргизы уходили от прямого стол
Казахские воины (киргиз-кайсаки) XVIII в. Реконструкция Л. Боброва
Казахские воины (киргиз-кайсаки) XVIII в. Реконструкция Л. Боброва

"Перед нами не эпизод романа, с батальными сценами, но действительный факт, переданный с официального донесения с буквальной точностью" ("Донские ведомости", 1870 г. № 36)

Легенданое побоище, которое современники относили к самым ярким эпизодам в истории казачества, начиная от времен Ермака, увы позднее преданное забвению. Произошло оно 25 июля 1870 года в пустынной, выжженной солнцем степи у р. Чеган на мысу Чаграй (территория современного Казахстана). Земли эти были населены кочевниками киргизами, поддаными России. Подчинение их было номинальным. Платили они 50 копеек с кибитки в год с того количества кибиток, которое сами и указывали. Некоторое упрочение российской власти, выразившееся в ряде новых правил, вызвало возмущение среди "адаевцев" - самой дикой и воинственной части кочевых племен, к тому же подстрекаемых к нападению на россйские войска хивинцами.

Для подавления восстания в степи были отправлены дополнительные силы, включая донских казаков. Киргизы уходили от прямого столкновения, прячась в безводных, недоступных степях, которые тяжело отыскать даже хорошо зная местность. Борьба сводилась к "охоте" небольших русских сил за легкими партиями киргизов разведчиков. В один из таких отрядов, отправленных из Эмбенского поста, вошли 2 роты стрелков, 1 сотня Оренбургских казаков и 4-й взвод Донской № 8 батареи. Около двух месяцев отряд провел в безплодных поисках. Наконец на р. Чеган было принято решение возвращаться. Отряд разделился, так как для части грузов (провиант и др.) не хватало транспорта. Основные силы ушли вверх по реке, часть людей с капитаном Тетгерном осталась сторожить то, что они не смогли взять с собой. Вскоре главный отряд встал лагерем у одного из озер, а его командир отправил назад 135 верблюдов, вожаков погонщиков из числа киргизов, фейерверкера Аникия Федоровича Коржова и 19 оренбургских и донских казаков по большей части артиллеристов для того, чтобы забрать оставшихся на Чегане. Беды никто не ждал, но все передвижения отряда русских скрытно отслеживались мятежниками, которые также держали связь с "мирными" вожаками.

1. "Нечего терять заряды понапрасну на сто шагов; лучше поберечь их на десять"

Казаки бодро двигались по знакомой местности вдоль русла Чегана. Однако уже после первой ночевки они заметили в степи что-то подозрительное: "киргизы? табун тайпанов? сайгаков?". Вскоре опасения подтвердились - их преследовали около 150 всадников, затем к ним присоединилось еще большая шайка. Казаки начали медленный отход, закрываясь каре из верблюдов, устраивая их в 5 рядов в шахматном порядке и связывая животным передние ноги, чтобы они не могли вскочить. "Живая крепость" защищала казаков со всех сторон. Отметим, что почти все донские казаки "были из малолетков", служили первый год и не имели боевого опыта.

На 20 казаков только у оренбуржцев и уральцев было 6 ружей и 200 патронов!!!! Остальные 14 донских артиллеристов имели тульские шашки и гладкоствольные пистолеты.

"Киргизы были вооружены частью ружьями, всвозможных калибров и достоинств: гладкоствольными шестилинейными красноложками, с кремневым и ударным замком русского изделия, охотничьими дробовиками, двустволками и даже нарезными штуцерами. Из фитильных ружей, по тяжести и длине ствола, заменявших у них артиллерию, стрелять можно было только спешившись. Кроме ружей, у многих были шашки и пистолеты: остальные имели одни пики, четверти в три длины - острыя, железные копья, насаженные на древки аршина в 4 или 4,5. Почти на каждой пике, кроме железного острия, прикреплены, пониже его, к дереву ... металлические полосы, в виде продолговатых ножей, острием наружу".
Оренбургские казаки с верблюдами. 2 половина 19 века.
Оренбургские казаки с верблюдами. 2 половина 19 века.

На дистанции 400 шагов киргизы открыли огонь. Казаки молчали. Наконец с дистанции 50 сажень (около 107 метров) двумя выстрелами подстрелили лошадь и всадника. Впереди гарцевал джигит в бархатной одежде, расшитой золотом и серебром со значком в руках.

"Смотри-ко", сказал Коржов, казаку Косоножкину, взявшему винтовку у оренбуржца, "нельзя ли ссадить этого молодца с лошади?"
-"Попробую", отвечал артиллерист
Всадник, вместе с лошадью повалились. Человек 20 киргизов бросились поднимать джигита и значок"

Казаки просили Коржова разрешить накрыть эту толпу залпом, но он остановил их: "Нечего терять заряды понапрасну на сто шагов; лучше поберечь их на десять". Тем не менее, казаки отдельными прицельными выстрелами наносили мятежникам урон, так что последние, разделившись на группы, отошли на безопасное расстояние, начав обстреливать каре из больших фитильных ружей, поставленных на подсошники, прикрепленные к ложе.

Пользуясь этим один из казаков Дементий Волошенков на лучшей лошади вылетел из каре и сумев оторваться от погони, поскакал за помощью (по пути к лагерю он наткнулся на 3-х киргизов, но сумел уйти и от них, отстреливаясь на ходу из пистолета, причем последний (и удачный) выстрел ему пришлось заряжать без шомпола ударив казенной частью о седло, чтобы забить пулю в ствол).

Вялая осада казаков в каре продолжалась несколько часов. Наконец к киргизам пришло подкрепление, в т.ч. хорошо вооруженные хивинцы. Соотношение сил стало, примерно, 20 мятежников на 1 казака. Стало ясно, что последует мощная атака со стороны неприятеля. Коржов призвал казаков драться до последнего и живыми не сдаваться, на удачу не стрелять, только вцель.

2. Он пробежал мимо семи человек, которые изогнули, или сломали об его кольчугу свои шашки

-3

Кольцо сжималось, так что пули мятежников перелетавшие через каре, попадали в своих же. Киргизы кричали переводчику казаку из татар, уральцу Зарыху Халилову, чтобы русские сдавались, а он переходил на их сторону, на что Халилов ответил "и тогда не перейду, когда в каре будет крови по колено". Наконец часть нападавших спешилась, и разделившись на 2 колонны по 200 человек, пошла в атаку на центр каре. Противостояние должно было разрешиться в рукопашной. Один из казаков заметил, что "Какой же братцы, нужно смерти краше, по двадцати человек на одного"

Коржов приказал вырывать у киргизов пики. Далее приведем подробную цитату о произошедшей схватке: "Казаки начали вырывать копья из рук киргизов, которые, бросаясь на каре, большею частию останавливались снаружи его, т. е. за крайним рядом, и протягивали пики вперед, чтобы колоть казаковъ через четыре ряда верблюдов, почему защищающимся легко было вырывать пики и даже выбивать их ударами шашек. Конечно, не обошлось без того, что некоторые порезали руки, хватаясь за лезвие ножа, прикрепленного к древкам пониже острия их. Иные киргизы бросали пиками в казаков; так, от пики, брошенной всадником подскакавшим к завалу, казак Косоножкин, почти при начале нападения, получил одну рану в бок. При этом было отнято копий у киргизов более семидесяти штук".

"Но нерешительность неприятеля была не продолжительна: и они смело полезли в середину почти со сторон. Свалка сделалась общею. Казаки отбивались чем попало: шашками, обломками пик и даже просто кулаками; нередко адаевцы схватывали казаков за волосы, а те киргизов за бороды (т.к. головы их были выбриты - Авт.) Кр..вь лилась широкими ручьями с обеих сторон ... Среди этой горячей схватки ... произошло несколько отдельных эпизодов, в частности напоминающих случаи из любой войны доогнестрельного периода ... Когда киргизы вбегали в каре кучками, у казака Богомазова была выбита обступившими его со всех сторон адаевцами шашка и двое из них, схватив его за волосы, начали тащить за огорожу, через ряды верблюдов. Артилеристъ, вынув пистолет из-за пояса и взявъ его за дуло, нанес такие сильные удары курком по головам одного и другого, что они тут же оба упали обливаясь к...вью, бившей фонтаном из про...тых черепов. Почти одновременно с этою свалкой ... врывается киргиз с ружьем в руках. Лишь только он вбежал в каре и стал поднимать ружье, чтобы выстрелить в одного из защитников ..., казак Косоножкин, схватясь за дуло ружья, вырвал его из рук киргиза и одним ловким ударом приклада размо...жил ему голову его же собственным оружием".

Артиллерист Карташов рубанул с размаха схватившагося с ним адаевца шашкой по плечам, но шашка, встретивши кольчугу, согнулась. Казак не потерялся: оборотив ее, он нанес киргизу удар по лицу эфесом, которым и свалит противника на землю. Наконец, в средину сражающихся врывается еще один панцырник, держа двустволку на перевес. Он пробежал мимо семи человек, которые изогнули, или сломали об его кольчугу свои шашки. Коржов, заметив это крикнул казакам: «Бейте его, ребята, по рукам, пониже локтя». От последовавших ударов шашек, руки джигита, с двустволкой, упали на землю, а сам он покатился через ряды верблюдов, где был подхвачен товарищами и вытащен".

-4

Казаки отметили, что значительная часть киргизов врывалась в каре только затем, чтобы вытащить наружу своих погибших и раненых. Пользуясь передышкой в натиске, казаки подняв пики ощетинились, защищая центр каре. Большая часть из них была ранена, а двое оренбуржцев погибли. Киргизы, заметив что командует Коржов, постарались выбить его в первую очередь. Две пики были перебиты в его руках, а в момент когда он наклонился за третьей один из всадников метнул в него копье, которое не пробило казака насквозь, только по тому что было прикреплено веревкой к ноге в стремени. Не смотря на тяжелое ранение в спину Коржов продолжал руководить, держа в одной руке шашку, а в другой пику, пока в его руку не попала картечь. Силы покинули его и он смог только облокотившись на верблюда смотреть за боем ("я даже слышал как из раны на спине выходит воздух ..." из доклада Коржова).

Атаки следовали одна за другой. Казаки находились уже в состоянии крайнего утомления и на грани поражения старались подороже продать свою жизнь. Неожиданно киргизы бросились к лошадям и стали отступать.

3. Чин этот им взят с бою

Волошенков скакал безостановочно. Влетев в лагерь капитана Тетгерна, он упал с лошади и некоторое время не мог говорить от изнурения. Наконец информация о нападении на отряд была получена. Тетгерн также подвергался нападению сразу после отхода главных сил, но его рота успешно отбилась с помощью 2-х орудий. Он понимал в какой опасности казаки, попавшие в засаду. Полурота стрелков из 55 человек прапорщика Жихарева, не успев пообедать, срочно с одной пушкой бегом отправилась к месту боя.

К моменту подхода Жихарева в каре было двое убитых и семеро раненых без сознания, остальные многократно ранены, кроме одного казака Киреева на котром не было ни царапины. Увидев подмогу казаки перекрестились "вот и наши идут на выручку". От скопища мятежников отделились несколько десятков воинов и с гиками и выстрелами атаковали колонну Жихарева. Встречный залп из всех винтовок охладил джигитов, четверо из которых остались на месте, а остальные отступили. Еще пару гранат из пушки полетели в толпу киргизов и вся масса неприятеля спешно покинула поле боя.

Израненых казаков положили на носилки, и привязав к верблюдам, доставили в лагерь Тетгерна. "Стрелкам, прибывшим на выручку команды, также не даром далась эта прогулка, у многих из них ... горлом и носом шла кр..вь от напряжения ... перехода". Всем дали чаю и водки. Лекарь работал до утра. Через несколько дней отряд добрался до основных сил.

Фейерверкер Коржов по представлению подполковника Байкова был произведен в хорунжии "чин этот им взят с бою" и награжден Знаком отличия Военного ордена 2-й степени. Волошенков получил звание урядника и знак отличия 3-й степени, а все остальные казаки знаки отличия 4-й степени.

Читайте: Голова за халат: перед казаками встал человек с двумя шашками