Поскольку большинство работ Лоренцо Лотто (ок. 1480–1556) хранилось в провинции, он был забыт почти на три столетия.
Местные историки время от времени публиковали документы о нём, но настоящее открытие художника началось в 1895 году, когда молодой Бернар Беренсон (1865–1959) опубликовал свою влиятельную книгу «Лоренцо Лотто: эссе о конструктивной художественной критике», которая познакомила публику с интригующей личностью Лотто.
В большом расширенном третьем издании книги Беренсон опубликовал старую фотографию «Венеры и Купидона», ранее известной только по гравюре (рис. внизу).
Беренсон указал, что картина принадлежит Лувру, "по наследству Грассе, не экспонируется".
Однако в Лувре нет никаких записей о ней, и учёные могли лишь строить догадки о её внешнем виде.
Поэтому возвращение картины в частную швейцарскую коллекцию в 1984 году и её передача в Метрополитен-музей для расчистки стали волнующим событием.
Некоторое время назад картину переписывали: лицо Венеры было изменено, чтобы сделать черты богини более традиционными, лепестки роз, рассыпанные по её телу, были скрыты, а на тело Венеры была накинута вуаль.
Расчистка удалила эти изменения и открыла подпись Лотто на стволе дерева за Венерой.
Вскоре после того, как картина была передана в Метрополитен-музей, Кит Кристиансен предположил, что это свадебная картина, основанная на древнем литературном жанре брачных стихов, или эпиталамий.
В этих стихах Купидон призывает Венеру сделать браки плодовитыми.
Все предметы на картине намекают на это: миртовый венок, который держит Венера, курильница, корона и фата невесты, лепестки роз, жезл и змея.
Даже мотив Купидона, мочащегося на колени Венеры, является предзнаменованием здоровья и удачи.
Кристиансен также отметил, что картина может быть портретом, учитывая "крайне индивидуальные черты лица" Венеры, которые заметно отличаются, например, от идеализированных типов великих мифологий Тициана (1488/90–1576).
Горизонтальный формат композиции восходит к картинам кватроченто, которые изображали лежащих обнажённых женщин на внутренних поверхностях крышек кассони — сундуков для хранения приданого, изготавливавшихся для молодожёнов в XV веке (рис. внизу).
В XVI веке эти горизонтальные изображения перекочевали на стены спален молодожёнов, и в моду вошли станковые картины на холсте, такие как «Венера Урбинская» Тициана (Уффици, Флоренция)
или «Венера и Купидон» Пальма Веккьо (1480–1528) (Музей Фицуильяма, Кембридж).
Картину обычно датируют 1520-ми годами, относя либо к последним годам жизни художника в Бергамо, либо сразу после его возвращения в Венецию в 1525 году.
P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждем вас с нетерпением!