Найти в Дзене
Культурный код

ГАЗ-24: советская машина-мечта из 1970-х годов

Мало кто знает, что ГАЗ-24 "Волга" в советское время официально являлась автомобилем бизнес-класса. И так как альтернатив не было, практически в неизменном виде эта модель выпускалась с 1968 по 1986 год. И это очень долго, с учётом мирового темпа, с которым менялась мода на автомобили в "западном мире". У 24-й модели была чуть менее знаменитая предшественница - ГАЗ-21 "Волга", от которой была унаследована значительная часть решений, деталей и агрегатов. В свою очередь, после доработок и модернизаций, 24 модель стала основой для последующего продолжения линейки - моделей 31029 и 3102. История появления ГАЗ-24 "Волга" начинается в 1961 году, когда и были начаты первые работы при непосредственном участии главного конструктора Горьковского завода, который является полным тёзкой ныне запрещённой личности, а потому его имя и фамилию лучше не упоминать в тексте из-за особенностей местного алгоритма. Авторы дизайна - молодые и горячие Циколенко и Киреев, которые и обеспечили "Волжане" запом
Оглавление

Мало кто знает, что ГАЗ-24 "Волга" в советское время официально являлась автомобилем бизнес-класса. И так как альтернатив не было, практически в неизменном виде эта модель выпускалась с 1968 по 1986 год. И это очень долго, с учётом мирового темпа, с которым менялась мода на автомобили в "западном мире".

ГАЗ-24 — служба безопасности Олимпиады 1980 г.
ГАЗ-24 — служба безопасности Олимпиады 1980 г.

У 24-й модели была чуть менее знаменитая предшественница - ГАЗ-21 "Волга", от которой была унаследована значительная часть решений, деталей и агрегатов. В свою очередь, после доработок и модернизаций, 24 модель стала основой для последующего продолжения линейки - моделей 31029 и 3102.

Проект из начала 1960-х годов

История появления ГАЗ-24 "Волга" начинается в 1961 году, когда и были начаты первые работы при непосредственном участии главного конструктора Горьковского завода, который является полным тёзкой ныне запрещённой личности, а потому его имя и фамилию лучше не упоминать в тексте из-за особенностей местного алгоритма. Авторы дизайна - молодые и горячие Циколенко и Киреев, которые и обеспечили "Волжане" запоминающийся, строгий и при этом привлекательный внешний вид.

2019 год.
2019 год.

За точку вдохновения были взяты передовые модели североамериканского автопрома родом из 1950-х годов. И говорят, что изначально, ГАЗ-24 выглядела более одутловато, но сверху был спущен приказ на увеличение строгости линий.

Первые ходовые прототипы увидели свет уже в 1962 году. Так называемые "эталонные образцы" начали поступать на заводы с 1964 года. Но запуск новой модели требовал подготовки линий. А потому, в предстартовом варианте 24 модель была продемонстрирована в Кремле только в 1967 году.

Плановая экономика выбирает грузовики

Интересно, что на судьбу этой серии повлияла арабо-израильская война. Так как Советский Союз поддерживал одну из сторон, мощности Горьковского автозавода на это время были переориентированы на выпуск бронетранспортёров и грузовиков. А потому в 1968 году завод смог выпустить только очень скромную партию в 32 машины ГАЗ-24.

ГАЗ-24 «Волга». Выставка ретро-автомобилей на площадке церемонии открытия ралли «Шелковый путь». Казань, площадь Тысячелетия.
ГАЗ-24 «Волга». Выставка ретро-автомобилей на площадке церемонии открытия ралли «Шелковый путь». Казань, площадь Тысячелетия.

Вплоть до 1970-го года шла перестройка линий производства с ГАЗ-21 на ГАЗ-24. А там и замаячил юбилей Ленина. А потому действительно серьёзная серия из 215 автомобилей была приурочена именно к этому событию. Причём партия была именно серийной - конвейер отработал без остановок и без "допиливаний некоторых деталей напильником".

Модификации и модели

Всего Горьковский автомобильный завод выпускал следующие модели и модификации "Волги" 24-й серии:

  • ГАЗ-24-95 - опытный полноприводный автомобиль с использованием узлов и агрегатов от ГАЗ-69. Всего выпущено от 5 до нескольких десятков штук по спецзаказам. Один такой автомобиль обслуживал охотничьи пристрастия Л.И. Брежнева в Завидово - персональном охотничьем угодье Генерального секретаря.
  • ГАЗ-24-54 - модификация с правым рулём для экспорта в праворульные страны.
  • ГАЗ-24-24 - версия для специальных служб с модернизированным двигателем V8 ЗМЗ-2424, мощностью 195 л.с. и объёмом в 5,53 литра. Ко всему прочему машины этой серии оснащались трёхступенчатой коробкой передач.
  • ГАЗ-24-02 - серийный пятидверный универсал.
  • ГАЗ-24-03 - санитарный автомобиль на предыдущей базе.
  • ГАЗ-24-04 - автомобиль такси на базе 24-02.
  • ГАЗ-24-07 - такси с газобаллонной установкой.
  • ГАЗ-24-01 - стандартное такси с соответствующим окрасом кузова и фонарём зелёного цвета. Отличалась таксометром вместо приёмника и салоном, отделанным кожзаменителем.
  • ГАЗ-24-76 «Scaldia» - ещё одна экспортная модификация с "прицелом" на леворульные страны и экспортная модификация универсала - ГАЗ-24-77. В основном выпускались на базе бельгийской компании Scaldia-Volga S.A и оснащались дизельным двигателем.
1977 Scaldia Volga — produced in the Soviet Union.
1977 Scaldia Volga — produced in the Soviet Union.

Экспортные модификации были весьма популярными. Неприхотливый, просторный и мощный автомобиль охотно покупали таксопарки Скандинавских стан, Франции, Бельгии и стран Восточного блока.

ТТХ по базовой модели

Давайте посмотрим на автомобиль в цифрах и маркировках по базовой модели.:

  • Тип - 4-х дверный седан;
  • Переднемоторная компоновка;
  • Колёсная формула 4х2;
  • Компоновка заднеприводная переднемоторная;
  • Двигатель ЗМЗ-40224224;
  • Трансмиссия 4-ступенчатая механическая.

Массогабаритные характеристики:

  • Масса пустой машины - 1400 килограмм;
  • Максимальная масса - 1825 килограмм;
  • Передняя колея 1470 мм;
  • Задняя колея 1420 мм;
  • Колёсная база 2800 мм;
  • Клиренс 180 мм;
  • Высота 1490 мм;
  • Ширина 1800 мм;
  • Длина 4735 мм.
4-цилиндровый двигатель автомобиля имел запас прочности на 200 тысяч километров и мощность от 90-100 л.с.
4-цилиндровый двигатель автомобиля имел запас прочности на 200 тысяч километров и мощность от 90-100 л.с.

4-цилиндровый двигатель автомобиля имел запас прочности на 200 тысяч километров и мощность от 90-100 л.с. Но так как на заводе силовой агрегат форсировался слабо, гаражные умельцы делали самопальные гоночные версии с разогнанной мощностью двигателя до 150 л.с. В сочетании с общим облегчением автомобиля и доработкой шасси это давало хорошие динамические характеристики. А потому по настоящий день "Волги" 24-й модели встречаются на автокроссах, кольцевых гонках и даже в ралли.

Общий запас прочности Волги 24-й модели таков, что по настоящий день по дорогам бывшего СНГ бегают вполне себе бодрые представительницы этой серии. А кое-кто и вовсе считает эту "Волжану" роскошным отражением лучших наработок советского автопрома и использует в качестве модернизированного и отреставрированного статусного ретро-автомобиля.

ГАЗ-24
ГАЗ-24

С уважением, Иван Вологдин

Дорогие друзья! Теперь на этой платформе нельзя писать о сложной технике в целом. Статьи уходят в нарушения. Ищем новый формат. Об этих темах теперь только в ТГ, так как выбора нет https://t.me/CulturniyCod

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Размеренность Бытия». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.