Сегодня я бы хотел рассказать об одном очень Великом человеке - нашего кинематографа... Он знал чего хочет, поэтому и практически каждый фильм который он создавал, получались - шедеврами... Он писал стихи, прозы, создал наверное одну из самых популярных телепередач на ТВ советского времени... Сегодня я хочу просто более детально рассказать о его творчестве, о том как создавались его бессмертные и легендарные фильмы, с нашими потрясающими актёрами... Сегодня история об Эльдаре Александровиче Рязанове...
1. Родился 18 ноября 1927 года в Самаре. Имя Эльдар в переводе с персидского означает «владеющий миром». В начале Великой Отечественной войны был с матерью и младшим братом эвакуирован в Куйбышев. В Куйбышеве Рязанов окончил седьмой класс школы №58. Летом 1942 года в связи с работой отчима семья переехала в Нижний Тагил, где жила в посёлке Красный Камень (ныне микрорайон города). Через год отчима вновь перевели в Москву, где Эльдар экстерном сдал экзамены за курс средней школы.
Родного отца Рязанов почти не помнит — тот покинул семью, когда Эльдару было всего пять лет. Когда мальчику было семь лет, мама вышла замуж во второй раз, и именно отчим стал воспитывать будущего режиссёра. С новым главой семьи отношения сложились тёплые, именно его Рязанов считал своим отцом, тогда как родного папу он почти не помнил.
2. С детства проявлял любовь к книгам — часто читал книги, даже подделывал справку с третьеклассника на пятиклассника, чтобы ходить в библиотеку. Мечтал стать писателем — доносить читателю различные мысли, истории, рассуждения. Хотел уйти в море, чтобы посмотреть весь мир. Даже отправил письмо в Одесское мореходное училище, интересуясь возможностями поступления. Не воспринимал это как своё призвание — был уверен, что к писательству надо идти долгие годы, набираясь жизненного опыта.
3. В Куйбышеве Рязанов окончил седьмой класс школы №58. Летом 1942 года в связи с работой отчима семья переехала в Нижний Тагил, где жила в посёлке Красный Камень (ныне микрорайон города). Через год отчима вновь перевели в Москву, где Эльдар экстерном сдал экзамены за курс средней школы. Вернувшись в Москву, Рязанов сдал экзамены за 10-й класс экстерном.
В 1944 году Рязанов поступил на режиссёрский факультет ВГИКа. Курс набирал Григорий Козинцев — тогда ещё молодой, но уже известный кинорежиссёр, автор фильмов «С.В.Д.», «Юность Максима», «Возвращение Максима». Рязанова приняли условно — конкурс на режиссёрский факультет в то время был высоким, на одно место претендовало 25 человек.
В 1950 году Рязанов с отличием окончил ВГИК (мастерская Григория Козинцева). Дипломной работой стала документальная лента «Они учатся в Москве», снятая совместно с однокурсницей Зоей Фоминой.
На втором курсе Рязанова едва не отчислили из института за неуспеваемость — декан факультета вызвал его и сказал, что из-за молодости Рязанова его отчисляют. Однако режиссёр сумел убедить педагога в том, что ему очень важна эта профессия. На третьем курсе Рязанов взялся экранизировать юмористический рассказ Карела Чапека «Покушение на убийство».
4. Ну а теперь хочу уже более детально рассказать о самых культовых фильмах Эльдара Александровича. И первый с которого мы начнём... Это конечно - «Карнавальная ночь» — советский комедийный музыкальный фильм 1956 года.
Сценарий Бориса Ласкина и Владимира Полякова пылился на полке «Мосфильма» целых три года и считался невыразительным набором эстрадных номеров. Рязанов не хотел браться за сценарий, так как видел себя в другом жанре, но директор киностудии Иван Пырьев настоял: нужен праздничный фильм, лёгкий и музыкальный.
Рязанов переделал сценарий, добавив действие и лучше проработав характеры персонажей. Особенно важную роль Рязанов отводил образу товарища Огурцова, который делал картину более сатирической и злободневной.
Часть сцен снимали в павильонах «Мосфильма», часть — в коридорах и фойе Театра Советской армии, который пустовал во время гастролей труппы. Многие сцены придумывались практически с нуля. Например, Рязанов вспомнил, как ему принесли текст песни «Пять минут», а что с ней делать — непонятно. Постепенно пришла идея, что песню нужно петь за 5 минут до полуночи, а чтобы это показать — поставить на сцену огромный будильник.
Некоторые сцены специально переснимались. Например, сцену в кабинете Огурцова пришлось переделать трижды. Сложности возникали с техникой: свет нагревал помещение до невыносимой температуры, а Гурченко приходилось петь и танцевать в плотных нарядах. Некоторые актёры на съёмках даже падали в обмороки.
Когда примерно половина фильма была отснята, из-за возникшего перерасхода бюджета созвали специальный худсовет. В итоге худсовет раскритиковал фильм, назвав его несмешным и бездарным. Однако режиссёру дали возможность закончить съёмки, потому что менять что-либо было уже поздно.
5. Следующий фильм Эльдара Александровича о котором я бы хотел рассказать это Гусарская баллада, 1962 г. Действие картины начинается в 1812 году, в основе сюжета — история семнадцатилетней Шуры Азаровой, которая, переодевшись в мундир гусарского корнета, отправляется защищать родину.
Драматургической основой для фильма стала пьеса Александра Гладкова «Давным-давно» (1941). Рязанов адаптировал пьесу к экранизации: сократил ряд сцен и диалогов и ввёл в действие восемь новых стихотворных эпизодов.
На роль Шурочки Азаровой пробовались Валентина Малявина, Татьяна Никулина, Светлана Немоляева и Людмила Гурченко, но в последний момент Рязанов утвердил Ларису Голубкину.
На роль поручика Ржевского пробы проходили Сергей Юрский, Александр Лазарев, Вячеслав Тихонов, но предпочтение отдали Юрию Яковлеву.
Для участия в рукопашных сценах были приглашены советские рапиристы, саблисты и шпажисты, в том числе чемпион СССР по фехтованию Владимир Балон.
Стихотворная форма диалогов. Зрители отмечают, что диалоги живые и запоминающиеся. Музыкальное сопровождение. Многие песни можно узнать безошибочно по первым нотам, особенно нравится заглавная «Давным-давно». Костюмы персонажей. Для 1962 года, по отзывам, костюмы неплохие. Забавные ситуации. Например, когда Шура на всём скаку влетает во французский лагерь, а потом улепетывает. Также зрители отмечают, что фильм соответствует представлению о той эпохе: костюмы, декорации, игра актёров.
6. Следующий фильм Эльдара Александровича о котором я бы хотел рассказать, это конечно - "Берегись Автомобиля" 1965 г.
Сценарий был придуман Рязановым и Эмилем Брагинским на основе народной легенды о благородном автоугонщике. Рязанов и Брагинский слышали эту историю в разных городах: в Москве, Ленинграде и Одессе, но оказалось, что она вымышлена. Так как прототип героя не нашёлся, Рязанов и Брагинский придумали его сами, основываясь на трёх личностях — Дон Кихоте, Чарли Чаплине и князе Мышкине.
Изначально на роль Деточкина планировался Юрий Никулин, но он вместе с цирком отправился на гастроли в Южную Африку почти на полгода. Затем пробовался Олег Ефремов, но в итоге роль отдали Иннокентию Смоктуновскому.
Чтобы сыграть роль подруги Деточкина — Любы, её исполнительнице Ольге Аросевой пришлось на самом деле получить права водителя троллейбуса и затем водить настоящий троллейбус во время съёмок.
Сцены погони и трюки выполнялись каскадерами без комбинированных съёмок. Например, каскадёр на полной скорости проскакивал под мчащимся грузовиком-трубовозом, взлетал на быстро едущий трейлер и бросал машину под откос. Самодеятельный театр, в котором главные герои репетировали, а затем сыграли спектакль, снимали в двух городах: интерьеры — в Москве, в зрительном зале Дома культуры завода «Каучук», а вход в здание ДК — в Одессе, на перекрёстке улиц Жуковского и Екатерининской. Специально для съёмок Иннокентий Смоктуновский по настоянию Рязанова сдал на водительские права.
Олег Ефремов сыграл следователя Максима Подберёзовикова. Актёр рассматривался и на главную роль, но после кинопроб художник фильма Борис Немечек воскликнул: «Это же волк в овечьей шкуре!». Однако «стальной взгляд, решительная походка, уверенность жеста, волевое лицо» актёра в сочетании с самоиронией и индивидуальностью «оживили» образ следователя, сделали его запоминающимся.
Андрей Миронов исполнил роль Димы Семицветова. Воплотив характер типичного советского спекулянта, он стал олицетворением роскоши по-советски, вызывавшим как зависть, так и гнев. Анатолий Папанов сыграл тестя Димы Семицветова — подполковника в отставке Семёна Васильевича Сокол-Кружкина. Герой Анатолия Папанова, зная о тайных заработках Семицветова, пытается всячески вывести на чистую воду предприимчивого зятя. Практически все фразы протагониста Папанова разлетелись на цитаты: «Тебя посодют, а ты не воруй» или «Надо бы тебе дать под зад коленом, надо!».
Юрий Яковлев ушёл в закадровое пространство и стал голосом фильма.
Отзывы о фильме «Берегись автомобиля» (1966) различаются: зрители отмечают как положительные, так и отрицательные стороны картины.
Динамичность и живость. Зрители отмечают, что фильм захватывает внимание, особенно сцены погони. Смена амплуа персонажей. Тот, кто изначально видится зрителю хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником, становится героем, в то же время потерпевшие сами превращаются в преступников. Актёрский состав. Зрители отмечают игру Иннокентия Смоктуновского, Олега Ефремова, Андрея Миронова и других актёров. Сатира, высмеивающая быт той эпохи. Картина, по отзывам, обросла народным признанием благодаря сквозящей сатире.
Также зрители отмечают, что фильм смотрится даже сейчас в современных условиях.
7. Ещё один очень сатирический, и даже я бы сказал пародийный в (в сюжете) фильм, 1971 г. "Старики-разбойники"
Следователя Николая Сергеевича Мячикова хотят отправить на пенсию по возрасту. Начальник Мячикова — прокурор Фёдор Федяев — мотивирует это тем, что за последние два месяца тот не раскрыл ни одного преступления, хотя на самом деле причина в другом: «сверху» поступило указание освободить место следователя для блатного Юрия Проскудина.
Мячиков отказывается идти на пенсию, чувствуя в себе ещё достаточно сил для хорошей работы. Вместе с другом — инженером Валентином Петровичем Воробьёвым — он решает организовать «преступление века», которое «раскроет» пожилой следователь и докажет всем, что у него ещё есть порох в пороховницах.
В основном фильм снимали во Львове — в кадр попали Львовская ратуша, Пороховая башня, Королевский арсенал, рынок, Латинский собор, башня Корнякта и другие достопримечательности. Сцену «ограбления» в музее снимали в трёх местах — около городской ратуши Львова, на лестницах журфака МГУ в Москве и в павильонах «Мосфильма».
Специально для съёмок художник Борис Щербаков написал копию картины Рембрандта «Портрета молодого человека с кружевным воротником» (её-то и похитили герои Никулина и Евстигнеева). Оригинал хранится в Эрмитаже. Кошмарный сон Мячикова, когда оживают статуи всадников и гонятся за ним на металлических конях, снят в Пушкинском музее. Для съёмок Юрию Никулину надевали специальную седую «накладку», хотя у него уже была своя седина, которую он красил в чёрный цвет.
На этом первая часть, об одном из Величайших режиссёров нашего кинематографа - Эльдаре Александровиче Рязанове, окончена... И уже можно сказать какие он на тот момент делал потрясающие фильмы... В следующем рассказе уже расскажу и его главные фильмы... И комедийную трилогию о любви, и как Эльдар Александрович работал в 80-90 годы...и как в целом он окончил свою режиссёрскую кинокарьеру...