Найти в Дзене

Эльдар Рязанов: "Ирония судьбы..." (1 часть)

Эльдар Александрович Рязанов... Сегодня я бы хотел рассказать об одном очень Великом человеке - нашего кинематографа... Он знал чего хочет, поэтому и практически каждый фильм который он создавал, получались - шедеврами... Он писал стихи, прозы, создал наверное одну из самых популярных телепередач на ТВ советского времени... Сегодня я хочу просто более детально рассказать о его творчестве, о том как создавались его бессмертные и легендарные фильмы, с нашими потрясающими актёрами... Сегодня история об Эльдаре Александровиче Рязанове... 1. Родился 18 ноября 1927 года в Самаре. Имя Эльдар в переводе с персидского означает «владеющий миром». В начале Великой Отечественной войны был с матерью и младшим братом эвакуирован в Куйбышев. В Куйбышеве Рязанов окончил седьмой класс школы №58. Летом 1942 года в связи с работой отчима семья переехала в Нижний Тагил, где жила в посёлке Красный Камень (ныне микрорайон города). Через год отчима вновь перевели в Москву, где Эльдар экстерном сдал экзамены
Эльдар Александрович Рязанов...
Эльдар Александрович Рязанов...

Сегодня я бы хотел рассказать об одном очень Великом человеке - нашего кинематографа... Он знал чего хочет, поэтому и практически каждый фильм который он создавал, получались - шедеврами... Он писал стихи, прозы, создал наверное одну из самых популярных телепередач на ТВ советского времени... Сегодня я хочу просто более детально рассказать о его творчестве, о том как создавались его бессмертные и легендарные фильмы, с нашими потрясающими актёрами... Сегодня история об Эльдаре Александровиче Рязанове...

1. Родился 18 ноября 1927 года в Самаре. Имя Эльдар в переводе с персидского означает «владеющий миром». В начале Великой Отечественной войны был с матерью и младшим братом эвакуирован в Куйбышев. В Куйбышеве Рязанов окончил седьмой класс школы №58. Летом 1942 года в связи с работой отчима семья переехала в Нижний Тагил, где жила в посёлке Красный Камень (ныне микрорайон города). Через год отчима вновь перевели в Москву, где Эльдар экстерном сдал экзамены за курс средней школы.

Эльдар Александрович в детстве
Эльдар Александрович в детстве

Родного отца Рязанов почти не помнит — тот покинул семью, когда Эльдару было всего пять лет. Когда мальчику было семь лет, мама вышла замуж во второй раз, и именно отчим стал воспитывать будущего режиссёра. С новым главой семьи отношения сложились тёплые, именно его Рязанов считал своим отцом, тогда как родного папу он почти не помнил.

Эльдар Александрович (слева) со своей матерью - Софья Михайловна Шустерман
Эльдар Александрович (слева) со своей матерью - Софья Михайловна Шустерман

2. С детства проявлял любовь к книгам — часто читал книги, даже подделывал справку с третьеклассника на пятиклассника, чтобы ходить в библиотеку. Мечтал стать писателем — доносить читателю различные мысли, истории, рассуждения. Хотел уйти в море, чтобы посмотреть весь мир. Даже отправил письмо в Одесское мореходное училище, интересуясь возможностями поступления. Не воспринимал это как своё призвание — был уверен, что к писательству надо идти долгие годы, набираясь жизненного опыта.

Эльдар Александрович в молодости
Эльдар Александрович в молодости

3. В Куйбышеве Рязанов окончил седьмой класс школы №58. Летом 1942 года в связи с работой отчима семья переехала в Нижний Тагил, где жила в посёлке Красный Камень (ныне микрорайон города). Через год отчима вновь перевели в Москву, где Эльдар экстерном сдал экзамены за курс средней школы. Вернувшись в Москву, Рязанов сдал экзамены за 10-й класс экстерном.

В 1944 году Рязанов поступил на режиссёрский факультет ВГИКа. Курс набирал Григорий Козинцев — тогда ещё молодой, но уже известный кинорежиссёр, автор фильмов «С.В.Д.», «Юность Максима», «Возвращение Максима». Рязанова приняли условно — конкурс на режиссёрский факультет в то время был высоким, на одно место претендовало 25 человек.

Эльдар Рязанов студент
Эльдар Рязанов студент

В 1950 году Рязанов с отличием окончил ВГИК (мастерская Григория Козинцева). Дипломной работой стала документальная лента «Они учатся в Москве», снятая совместно с однокурсницей Зоей Фоминой.

На втором курсе Рязанова едва не отчислили из института за неуспеваемость — декан факультета вызвал его и сказал, что из-за молодости Рязанова его отчисляют. Однако режиссёр сумел убедить педагога в том, что ему очень важна эта профессия. На третьем курсе Рязанов взялся экранизировать юмористический рассказ Карела Чапека «Покушение на убийство». 

4. Ну а теперь хочу уже более детально рассказать о самых культовых фильмах Эльдара Александровича. И первый с которого мы начнём... Это конечно - «Карнавальная ночь» — советский комедийный музыкальный фильм 1956 года.

Съёми фильма Карнавальная ночь, по центру Игорь Ильинский, левее Людмила Гурченко.
Съёми фильма Карнавальная ночь, по центру Игорь Ильинский, левее Людмила Гурченко.

Сценарий Бориса Ласкина и Владимира Полякова пылился на полке «Мосфильма» целых три года и считался невыразительным набором эстрадных номеров. Рязанов не хотел браться за сценарий, так как видел себя в другом жанре, но директор киностудии Иван Пырьев настоял: нужен праздничный фильм, лёгкий и музыкальный.

Рязанов переделал сценарий, добавив действие и лучше проработав характеры персонажей. Особенно важную роль Рязанов отводил образу товарища Огурцова, который делал картину более сатирической и злободневной.

На съёмках фильма Карнавальная ночь
На съёмках фильма Карнавальная ночь

Часть сцен снимали в павильонах «Мосфильма», часть — в коридорах и фойе Театра Советской армии, который пустовал во время гастролей труппы. Многие сцены придумывались практически с нуля. Например, Рязанов вспомнил, как ему принесли текст песни «Пять минут», а что с ней делать — непонятно. Постепенно пришла идея, что песню нужно петь за 5 минут до полуночи, а чтобы это показать — поставить на сцену огромный будильник.

Некоторые сцены специально переснимались. Например, сцену в кабинете Огурцова пришлось переделать трижды. Сложности возникали с техникой: свет нагревал помещение до невыносимой температуры, а Гурченко приходилось петь и танцевать в плотных нарядах. Некоторые актёры на съёмках даже падали в обмороки.

Когда примерно половина фильма была отснята, из-за возникшего перерасхода бюджета созвали специальный худсовет. В итоге худсовет раскритиковал фильм, назвав его несмешным и бездарным. Однако режиссёру дали возможность закончить съёмки, потому что менять что-либо было уже поздно. 

Людмила Гурченко (по центру) в главной роли фильма Карнавальная ночь 1956 г.
Людмила Гурченко (по центру) в главной роли фильма Карнавальная ночь 1956 г.

5. Следующий фильм Эльдара Александровича о котором я бы хотел рассказать это Гусарская баллада, 1962 г. Действие картины начинается в 1812 году, в основе сюжета — история семнадцатилетней Шуры Азаровой, которая, переодевшись в мундир гусарского корнета, отправляется защищать родину.

Драматургической основой для фильма стала пьеса Александра Гладкова «Давным-давно» (1941). Рязанов адаптировал пьесу к экранизации: сократил ряд сцен и диалогов и ввёл в действие восемь новых стихотворных эпизодов.

На роль Шурочки Азаровой пробовались Валентина Малявина, Татьяна Никулина, Светлана Немоляева и Людмила Гурченко, но в последний момент Рязанов утвердил Ларису Голубкину.

Лариса Голубкина в роли Шуры Азаровой в фильме "Гусарская баллада" 1962 г. реж. Эльда Рязанов.
Лариса Голубкина в роли Шуры Азаровой в фильме "Гусарская баллада" 1962 г. реж. Эльда Рязанов.

На роль поручика Ржевского пробы проходили Сергей Юрский, Александр Лазарев, Вячеслав Тихонов, но предпочтение отдали Юрию Яковлеву.

Юрий Яковлев в роли поручика Ржевского
Юрий Яковлев в роли поручика Ржевского

Для участия в рукопашных сценах были приглашены советские рапиристы, саблисты и шпажисты, в том числе чемпион СССР по фехтованию Владимир Балон.

На съёмках фильма Гусарская баллада, 1962 г., слева Эльдар Рязанов, чуть нижу, Лариса Голубкина (Шура), правее Юрий Яковлев (поручик Ржевский)
На съёмках фильма Гусарская баллада, 1962 г., слева Эльдар Рязанов, чуть нижу, Лариса Голубкина (Шура), правее Юрий Яковлев (поручик Ржевский)

Стихотворная форма диалогов. Зрители отмечают, что диалоги живые и запоминающиеся. Музыкальное сопровождение. Многие песни можно узнать безошибочно по первым нотам, особенно нравится заглавная «Давным-давно». Костюмы персонажей. Для 1962 года, по отзывам, костюмы неплохие. Забавные ситуации. Например, когда Шура на всём скаку влетает во французский лагерь, а потом улепетывает. Также зрители отмечают, что фильм соответствует представлению о той эпохе: костюмы, декорации, игра актёров.

6. Следующий фильм Эльдара Александровича о котором я бы хотел рассказать, это конечно - "Берегись Автомобиля" 1965 г.

Сценарий был придуман Рязановым и Эмилем Брагинским на основе народной легенды о благородном автоугонщике. Рязанов и Брагинский слышали эту историю в разных городах: в Москве, Ленинграде и Одессе, но оказалось, что она вымышлена. Так как прототип героя не нашёлся, Рязанов и Брагинский придумали его сами, основываясь на трёх личностях — Дон Кихоте, Чарли Чаплине и князе Мышкине.

Изначально на роль Деточкина планировался Юрий Никулин, но он вместе с цирком отправился на гастроли в Южную Африку почти на полгода. Затем пробовался Олег Ефремов, но в итоге роль отдали Иннокентию Смоктуновскому.

Иннокентий Смоктуновский в роли Юрия Деточкина, в х/ф "Берегись Автомобиля", реж. Эльдар Рязанов
Иннокентий Смоктуновский в роли Юрия Деточкина, в х/ф "Берегись Автомобиля", реж. Эльдар Рязанов

Чтобы сыграть роль подруги Деточкина — Любы, её исполнительнице Ольге Аросевой пришлось на самом деле получить права водителя троллейбуса и затем водить настоящий троллейбус во время съёмок.

Сцены погони и трюки выполнялись каскадерами без комбинированных съёмок. Например, каскадёр на полной скорости проскакивал под мчащимся грузовиком-трубовозом, взлетал на быстро едущий трейлер и бросал машину под откос. Самодеятельный театр, в котором главные герои репетировали, а затем сыграли спектакль, снимали в двух городах: интерьеры — в Москве, в зрительном зале Дома культуры завода «Каучук», а вход в здание ДК — в Одессе, на перекрёстке улиц Жуковского и Екатерининской. Специально для съёмок Иннокентий Смоктуновский по настоянию Рязанова сдал на водительские права.

Ольга Аросева в роли Любы в х/ф Берегись автомобиля, 1965 г. реж. Эльдар Рязанов
Ольга Аросева в роли Любы в х/ф Берегись автомобиля, 1965 г. реж. Эльдар Рязанов

Олег Ефремов сыграл следователя Максима Подберёзовикова. Актёр рассматривался и на главную роль, но после кинопроб художник фильма Борис Немечек воскликнул: «Это же волк в овечьей шкуре!». Однако «стальной взгляд, решительная походка, уверенность жеста, волевое лицо» актёра в сочетании с самоиронией и индивидуальностью «оживили» образ следователя, сделали его запоминающимся.

Слева Иннокентий Смоктуновский, справа Олег Ефремов
Слева Иннокентий Смоктуновский, справа Олег Ефремов

Андрей Миронов исполнил роль Димы Семицветова. Воплотив характер типичного советского спекулянта, он стал олицетворением роскоши по-советски, вызывавшим как зависть, так и гнев. Анатолий Папанов сыграл тестя Димы Семицветова — подполковника в отставке Семёна Васильевича Сокол-Кружкина. Герой Анатолия Папанова, зная о тайных заработках Семицветова, пытается всячески вывести на чистую воду предприимчивого зятя. Практически все фразы протагониста Папанова разлетелись на цитаты: «Тебя посодют, а ты не воруй» или «Надо бы тебе дать под зад коленом, надо!».

Потрясающий тандем этого фильма слева Анатолий Папанов (тесть Димы Семицветова) и Андрей Миронов (Дима Семицветов)
Потрясающий тандем этого фильма слева Анатолий Папанов (тесть Димы Семицветова) и Андрей Миронов (Дима Семицветов)

Юрий Яковлев ушёл в закадровое пространство и стал голосом фильма.

Отзывы о фильме «Берегись автомобиля» (1966) различаются: зрители отмечают как положительные, так и отрицательные стороны картины.

Динамичность и живость. Зрители отмечают, что фильм захватывает внимание, особенно сцены погони. Смена амплуа персонажей. Тот, кто изначально видится зрителю хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником, становится героем, в то же время потерпевшие сами превращаются в преступников. Актёрский состав. Зрители отмечают игру Иннокентия Смоктуновского, Олега Ефремова, Андрея Миронова и других актёров. Сатира, высмеивающая быт той эпохи. Картина, по отзывам, обросла народным признанием благодаря сквозящей сатире.

Также зрители отмечают, что фильм смотрится даже сейчас в современных условиях.

7. Ещё один очень сатирический, и даже я бы сказал пародийный в (в сюжете) фильм, 1971 г. "Старики-разбойники"

Следователя Николая Сергеевича Мячикова хотят отправить на пенсию по возрасту. Начальник Мячикова — прокурор Фёдор Федяев — мотивирует это тем, что за последние два месяца тот не раскрыл ни одного преступления, хотя на самом деле причина в другом: «сверху» поступило указание освободить место следователя для блатного Юрия Проскудина.

Евгений Евстегнеев и Юрий Никулин в главных ролях х/ф "Старики-разбойники", 1971 г. реж. Эльдар Рязанов
Евгений Евстегнеев и Юрий Никулин в главных ролях х/ф "Старики-разбойники", 1971 г. реж. Эльдар Рязанов

Мячиков отказывается идти на пенсию, чувствуя в себе ещё достаточно сил для хорошей работы. Вместе с другом — инженером Валентином Петровичем Воробьёвым — он решает организовать «преступление века», которое «раскроет» пожилой следователь и докажет всем, что у него ещё есть порох в пороховницах.

В основном фильм снимали во Львове — в кадр попали Львовская ратуша, Пороховая башня, Королевский арсенал, рынок, Латинский собор, башня Корнякта и другие достопримечательности. Сцену «ограбления» в музее снимали в трёх местах — около городской ратуши Львова, на лестницах журфака МГУ в Москве и в павильонах «Мосфильма».

слева Ольга Аросева, в центре Евгений Евстигнеев, справа Юрий Никулин в съёмках фильма "Старики-разбойники", 1971 г. реж. Эльдар Рязанов
слева Ольга Аросева, в центре Евгений Евстигнеев, справа Юрий Никулин в съёмках фильма "Старики-разбойники", 1971 г. реж. Эльдар Рязанов

Специально для съёмок художник Борис Щербаков написал копию картины Рембрандта «Портрета молодого человека с кружевным воротником» (её-то и похитили герои Никулина и Евстигнеева). Оригинал хранится в Эрмитаже. Кошмарный сон Мячикова, когда оживают статуи всадников и гонятся за ним на металлических конях, снят в Пушкинском музее. Для съёмок Юрию Никулину надевали специальную седую «накладку», хотя у него уже была своя седина, которую он красил в чёрный цвет.

На съёмках фильма "Старики-разбойники" 1971 г. слева Юрий Никулин, по центру - Эльдар Рязанов, слева: Георгий Бурков
На съёмках фильма "Старики-разбойники" 1971 г. слева Юрий Никулин, по центру - Эльдар Рязанов, слева: Георгий Бурков

На этом первая часть, об одном из Величайших режиссёров нашего кинематографа - Эльдаре Александровиче Рязанове, окончена... И уже можно сказать какие он на тот момент делал потрясающие фильмы... В следующем рассказе уже расскажу и его главные фильмы... И комедийную трилогию о любви, и как Эльдар Александрович работал в 80-90 годы...и как в целом он окончил свою режиссёрскую кинокарьеру...