Найти в Дзене

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО НАРРАТИВА: ОТ КОМИКСА МАРИНЕТТ МОРТЕМ К ТАТУИРОВКЕ

Вышла научная статья: Калеева Ж.Г. Трансформация визуального нарратива: от комикса Маринетт Мортем к татуировке // АУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ НАУКИ И ТЕХНИКИ: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 ноября 2025 г., г. Челябинск). - Уфа: Аэтерна, 2025. – 192 с. С 160-161. https://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK-724.pdf УДК 7.01 Калеева Ж. Г., доцент ГАОУВО ЛО ЛГУ им. А.С. Пушкина ТРАНСФОРМАЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО НАРРАТИВА: ОТ КОМИКСА МАРИНЕТТ МОРТЕМ К ТАТУИРОВКЕ Аннотация: Работа посвящена изучению процесса трансформации визуального нарратива героев комикса Маринетт Мортем «Асоциальное сообщество» в практику татуировки. Рассматривается, как графический стиль комикса адаптируется к физическому оформлению человеческого тела, формируется новая система знаков и значений, закрепляющих индивидуальные и групповые идентичности. Исследование рассматривает социальную и культурную динамику, лежащую в основе распространения такого способа передачи си

Вышла научная статья:

Калеева Ж.Г. Трансформация визуального нарратива: от комикса Маринетт Мортем к татуировке // АУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ НАУКИ И ТЕХНИКИ: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 ноября 2025 г., г. Челябинск). - Уфа: Аэтерна, 2025. – 192 с. С 160-161.

https://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK-724.pdf

УДК 7.01

Калеева Ж. Г., доцент

ГАОУВО ЛО ЛГУ им. А.С. Пушкина

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО НАРРАТИВА:

ОТ КОМИКСА МАРИНЕТТ МОРТЕМ К ТАТУИРОВКЕ

Аннотация: Работа посвящена изучению процесса трансформации визуального нарратива героев комикса Маринетт Мортем «Асоциальное сообщество» в практику татуировки. Рассматривается, как графический стиль комикса адаптируется к физическому оформлению человеческого тела, формируется новая система знаков и значений, закрепляющих индивидуальные и групповые идентичности. Исследование рассматривает социальную и культурную динамику, лежащую в основе распространения такого способа передачи символов и визуальных сообщений, предлагая понимание особенностей рецепции и интерпретации персонажей комикса в рамках альтернативного искусства.

Ключевые слова: визуальный нарратив, комикс, Маринетт Мортем, татуировка, телесное декорирование, семиотика, идентичность, массовая культура, альтернативное искусство.

Настоящее исследование посвящено рассмотрению процесса трансформации визуального нарратива комикса Маринетт Мортем в татуированную графику. Данная проблема приобретает особое значение в свете роста интереса к визуальному контенту и расширения границ художественного самовыражения. Процесс переноса образов комикса на человеческое тело сопровождается значительным изменением восприятия оригинала и наделением его дополнительными смыслами и функциями.

Актуальность исследования обусловлена растущим интересом к проблемам визуальной культуры и взаимодействию разных видов искусства. Особенно интересно рассмотреть случай Маринетт Мортем, чья популярность привела к появлению множества поклонников, готовых превратить свои тела в носители избранных ими персонажей и историй.

Исследование проводится на основании анализа проведенного недавно мастер-класса по татуированию, состоявшегося 8 ноября 2025 года в Санкт-Петербурге в школе тату-студии KIVI. Во время этого события участники смогли ознакомиться с техникой нанесения татуировок и выбрать персонажей комикса Маринетт Мортем в качестве объектов нательного искусства. Данный опыт позволил выявить важные тенденции и закономерности восприятия визуального содержания современными потребителями.

Цель исследования заключается в изучении механизмов перевода визуального языка комикса в сферу татуированной графики и анализе возникающих при этом изменений в восприятии и трактовке изображенных персонажей.

Особый интерес вызывает выбор персонажа солнышка-психопата Хару-Хару в качестве референса для татуировки, так как творчество Маринетт Мортем широко популярно среди молодой аудитории: её персонажи встречаются в фанфиках, книгах, нейромемах, граффити и выступают отсылками в выступлениях известных Сантк-Петербургских стендап-комиков, таких как Андрей Бышов. Такая повсеместная интеграция в разные сферы культуры доказывает значительную культурную значимость её комиксов и глубокое воздействие на современную молодёжь. Привлекательность образа Хару-Хару объясняется простотой исполнения и лёгкостью распознавания. Чёткий лаконичный контур, уникальность образа и стиля, единственный черный цвет облегчают работу мастера, а экспрессия мимики и динамика движений персонажа создаёт впечатление жизнерадостности и энергии, что находит отклик у многих поклонников комикса. Поклонники видят в Хару-Хару отражение собственных стремлений и желаний. Яркая внешность персонажа ассоциируется с мечтательной свободой и готовностью жить полной жизнью. Понимание сути внутреннего состояния Хару-Хару укрепляет стремление к самовыражению, приобретающему физическое выражение в виде татуировки.

Образ Хару-Хару претерпевает значительные изменения, проходя этап преобразования от плоского двухмерного изображения до трёхмерного элемента тела. Теперь он приобретает персональную значимость, символизируя нечто большее, чем простой рисунок на бумаге. Переход от пассивной роли стороннего наблюдателя к активному участнику акта визуализации меняет отношение к образу, придавая ему новый личный смысл.

Трансформация визуального нарратива комикса Маринетт Мортем в область татуированных изображений выявляет разнообразные эффекты и следствия. Практика татуирования, основанная на выборе конкретных персонажей, обнажает глубину взаимосвязи между произведением искусства и индивидуальным восприятием. Создание татуировки на основе комикса — это не просто повторение существующего образа, а самостоятельный творческий акт, меняющий восприятие и придающий новому воплощению дополнительное значение. Полученные выводы подтверждают, что искусство комикса способно стать мощным инструментом самоопределения и формирования личной идентичности.

Литература:

1. Калеева ЖГ. Технико-художественные приемы создания образов Вероники и Хару-Хару в комиксе Маринетт Мортем: анализ психологической динамики и символизма// Международный научный журнал «Символ науки», 2025 - № 1-1-2 – С. 116-118 2024 https://os-russia.com/SBORNIKI/SN-2025-01-1-2.pdf

2. От комикса Маринетт Мортем к телу: Графика превращается в реальность через татуировки https://dzen.ru/a/aRA9gJIAoU018OT8

3. Мастер-класс по татуировкам в Питере: погружение в мир комикса Маринетт Мортем «Асоциальное общество» https://dzen.ru/a/aRA582-bzC5UcyiL

4. Хару-хару: выход из комикса на тату. Как персонаж комикса Маринетт Мортем стал лично значимым https://dzen.ru/a/aRA3jciZMUHtBmEm

(с) Калеева Ж.Г., 2025

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО НАРРАТИВА: ОТ КОМИКСА МАРИНЕТТ МОРТЕМ К ТАТУИРОВКЕ - Дива Яцура