Найти в Дзене
LikeAvto

Китай усложняет импорт новых авто в 2026 году, всё, что нужно знать о новом законе

Китай с 1 января 2026 года резко меняет правила игры: теперь каждый новый автомобиль обязан находиться 180 дней внутри страны. Никто не сможет продать или вывезти новинку раньше. Этот закон серьёзно скажется на российском импорте. Разбираемся в материале, почему так произошло и что делать в сложившейся ситуации? Сейчас из Китая можно вывезти автомобиль только через официальное дилерство. А это целая вереница лицензий, разрешений, сертификатов, а также обязательное послепродажное обслуживание. Однако, есть лазейка. Достаточно поставить автомобиль на первичный учёт, получить все соответствующие документы, после чего снять её с учёта через 5 дней и отправить на экспорт. И действительно схема работала, как часы в течение последних четырёх лет. Но Китаю это надоело. Руководство Поднебесной решило “прикрыть эту лавочку” и у них на то были определённые основания. Главная фишка всех автомобилей, которые уходили буквально из салона на экспорт – это “феномен нулевого километра”. Как мы уже отмет
Оглавление

Китай с 1 января 2026 года резко меняет правила игры: теперь каждый новый автомобиль обязан находиться 180 дней внутри страны. Никто не сможет продать или вывезти новинку раньше.

Этот закон серьёзно скажется на российском импорте. Разбираемся в материале, почему так произошло и что делать в сложившейся ситуации?

Как всё происходит сейчас?

Сейчас из Китая можно вывезти автомобиль только через официальное дилерство. А это целая вереница лицензий, разрешений, сертификатов, а также обязательное послепродажное обслуживание.

Однако, есть лазейка. Достаточно поставить автомобиль на первичный учёт, получить все соответствующие документы, после чего снять её с учёта через 5 дней и отправить на экспорт.

И действительно схема работала, как часы в течение последних четырёх лет. Но Китаю это надоело. Руководство Поднебесной решило “прикрыть эту лавочку” и у них на то были определённые основания.

“Феномен нулевого километра”

Главная фишка всех автомобилей, которые уходили буквально из салона на экспорт – это “феномен нулевого километра”. Как мы уже отметили выше, автомобиль ставился на учёт, а затем снимался с него, при этом не проходя ни единого километра.

Таким образом, по документам выходил автомобиль с пробегом, у которого по факту никакого пробега-то и не было.

Помимо прочего, руководство Поднебесной снабжало электрокары и гибриды льготами, скидами и создавало всяческие условия для поддержания рынка. Благодаря чему прибыль компаний существенно росла. Для тех, кто перепродавал автомобили за рубеж, это было дополнительным стимулом, они получали себе разницу со скидок и наценкой за границей.

Доходило до того, что даже разрешали не платить обязательный 10% налог на покупку. Впрочем, по сравнению с новым утильсбором этот налог покажется каплей в море.

Иными словами, Китай за последние годы щедро поддерживал переход на электромобили. Это сильно разогрело рынок — и стало стимулом для серых схем экспорта.

Неужели на российский рынок из Китая поставлялось настолько много автомобилей?

Динамика поставок в Россию за последние годы оказалась действительно высокой. Но не только Россией живёт китайский экспорт. Помимо нас у них есть поставки в Африку, ОАЭ, всю азиатскую часть континента и не только. За 2025 год количество вывезенных их Китая авто составило 436000. Среди них 80% с “нулевым” пробегом.

По данным таможенных органов, параллельный импорт в Россию составил 164 тысячи автомобилей. Из них большая часть пришла из Китая, но есть корейские и японские поставки.

Иными словами, доля России в этом вопросе действительно очень большая. Но виновата ли Россия в изменении китайского законодательства? Вряд ли. В текущем законопроекте нет яркого политического подтекста. Надо понимать, что Китай руководствуется собственными интересами.

Вектор меняется

Помимо того, что авто с “нулевым пробегом” станут практически недоступными для зарубежных рынков, Китай вообще отказался от дальнейшей поддержки электрификации автомобилей. Руководство Поднебесной решило сделать упор на водородных технологиях, а производители “электричек” уже хорошо себя чувствуют, как на домашнем, так и на мировом рынках.

Поэтому приобрести китайскую “электричку” будет ещё сложнее в 2026 году. Есть вероятность, что многие из производителей придут на российский рынок и устроятся здесь официально с дилерскими центрами, а также центрами обслуживания. Но после этого выгода сразу же пропадёт. Можно будет забыть про покупку заряженного Zeekr 001 за 5 миллионов рублей.

Главные причины ужесточения

Позиция Китая касательно ввода ограничений звучит следующим образом:

  • Защита бренда и конечного покупателя. Китайские автопроизводители жалуются, что “нерыночные” авто, не адаптированные для других стран, приводят к проблемам и потере репутации.
  • Искажение статистики. Компании искусственно накачивали продажи, чтобы получить субсидии и налоговые льготы — на деле машины просто уезжали за границу.
  • Борьба с грязными схемами. Было много случаев с поддельными документами, “переоборудованными” спецмашинами, возвратом НДС и крупными скандалами — например, с автомобилями Kia для Ближнего Востока.

Явление “нулевого пробега” влияет не только на экспорт, но и внутри Китая. Автосалоны продают такие машины на 30% дешевле, чем официальные дилеры.

Итог — сильный перегрев рынка, постоянные ценовые “войны” и хаос на рынке подержанных машин. Смотрите наш ролик на эту тему.

Брать сегодня или подождать?

И главный на сегодня вопрос: “Когда покупать?”, ответ один — сейчас.

Уже после 31 декабря вывоз новых автомобилей станет невозможным по старым сертификатам.

Последствия — рост цен на перевозки, оформление, хранение, километровые очереди на границах и затяжные таможенные процедуры.

Новый закон усложнит экспорт: машины с “нулевым пробегом” придётся держать в Китае 180 дней, иным образом их получить будет невозможно.

Напишите в комментариях, что вы думаете о сложившейся ситуации?