Найти в Дзене
Учёный КотоПëс

"Бесприданница" Островского - пьеса о созданной для роскоши женщине, которая любви искала, да так и не нашла.

Всем привет! В литературной дуэли между Чеховым и Островским, проходящей в рамках годового читательского марафона "Открой школьную Вселенную", курируемого в этом месяце Анной, канал "Аннушка и масло | книжки"👇, снова предоставляю слово Александру Николаевичу Островскому и ещё одной его бессмертной пьесе о трагической женской судьбе (о судьбе Катерины из "Грозы" рассказывал позавчера тут👇), "Бесприданница". Фильм Рязанова является любимейшим в его творчестве, а вот первоисточник я, к своему стыду, не читал. И Анина часть марафона предоставила прекрасную возможность эту оплошность исправить. Пьеса была задумана Островским в 1870-ых годах, когда он занимал должность мирового судьи в Костромской губернии. В то время там произошло громкое уголовное дело, потрясшее всю губернию - муж в порыве ревности застрелил молодую красавицу - жену. Именно это происшествие и легло в основу пьесы, которую Островский писал на протяжении четырёх лет. Поначалу судьба была благосклонна к пьесе - она без

Всем привет! В литературной дуэли между Чеховым и Островским, проходящей в рамках годового читательского марафона "Открой школьную Вселенную", курируемого в этом месяце Анной, канал "Аннушка и масло | книжки"👇, снова предоставляю слово Александру Николаевичу Островскому и ещё одной его бессмертной пьесе о трагической женской судьбе (о судьбе Катерины из "Грозы" рассказывал позавчера тут👇), "Бесприданница". Фильм Рязанова является любимейшим в его творчестве, а вот первоисточник я, к своему стыду, не читал. И Анина часть марафона предоставила прекрасную возможность эту оплошность исправить.

Пьеса была задумана Островским в 1870-ых годах, когда он занимал должность мирового судьи в Костромской губернии. В то время там произошло громкое уголовное дело, потрясшее всю губернию - муж в порыве ревности застрелил молодую красавицу - жену. Именно это происшествие и легло в основу пьесы, которую Островский писал на протяжении четырёх лет.

Поначалу судьба была благосклонна к пьесе - она без труда прошла цензуру, популярный журнал "Отечественные записки" охотно принял её в печать, а труппы Малого и Александринского театров немедленно приступили к репетициям. Однако премьерные спектакли, состоявшиеся в конце 1878 года, закончились полным провалом и разгромными отзывами критиков - Островского ругали за отсутствие "действия", перегруженность пьесы диалогами и отсутствие "новых типов персонажей". Пьеса на длительное время была "изгнана" с театральных подмостков.

Переоценка её произошла только после смерти драматурга. В 1896 Александринский театр вернул "Бесприданницу" в свой репертуар, после чего она на полтора века закрепилась на сценах многих российских театров. В советские годы популярности ей добавила блистательная экранизация Эльдара Рязанова. Так что же так возмутило критиков в пьесе Островского? Давайте будем пробовать читать и разбираться вместе.

Постер блистательного фильма "Жестокий романс" с мощнейшим актëрским составом.
Постер блистательного фильма "Жестокий романс" с мощнейшим актëрским составом.

Харита Игнатьевна Огудалова, благородная, но бедная вдова, устраивает в своём доме светские приёмы с целью выдать замуж младшую дочь Ларису Дмитриевну. У Огудаловых любят бывать потенциальные женихи: барышня прехорошенькая, играет на разных инструментах, поёт, обращение свободное. А вот с предложением руки и сердца никто не торопится - все знают, что за Ларису Дмитриевну не дадут приданого. В отчаянии Лариса обещает матери пойти за первого, "кто посватается, богат ли, беден - разбирать не буду"(с). И мелкий чиновник Карандышев не задерживается с предложением. Накануне свадьбы в городе появляется Сергей Сергеевич Паратов, бывший возлюбленный Ларисы...

Откровенно говоря, " Бесприданница" понравилась мне значительно больше прочитанной двумя днями ранее "Грозы". Да, права Лена, с " Книгой в обнимку", хозяйка дружественного моему канала и одна из неутомимой четвëрки вдохновительниц и организаторов этого марафона, пьеса это исключительно разговорная и Рязанову пришлось изрядно поломать голову, чтобы отсечь для фильма "всё лишнее" (хотя можно ли говорить о "лишнем" в случае драматургического гения Островского? ). Да, хотя фильм практически побуквенно следует пьесе в области диалогов, Эльдару Александровичу пришлось добавить немного "отсебятины", дабы оживить несколько статичное действие, будь то несуществующая в пьесе прогулка Паратова и Ларисы на "Ласточке" по Волге с драматичной гонкой пароходов или перенесение финальной сцены на реку (в пьесе она происходит на берегу). И всё - таки я считаю, что именно в разговорности пьесы её прелесть - ведь именно в диалогах персонажей проявляется их психологическая неоднозначность.

С Кнуровым и Паратовым всё понятно - оба они прямолинейно омерзительны, как Кабаниха и Дикой из "Грозы": первый - заносчивый богатый сноб, считающий что за деньги можно купить всех и вся, за счёт Ларисы мечтающий потешить собственное самолюбие и продлить увядающую с каждым днём молодость, второй - промотавшийся кутила, порочный человек, однажды уже разбивший сердце Ларисы и вновь сбивающий её с пути праведности, хотя и знающий прекрасно, что не откажется от выгодного брака с наследницей золотых приисков. Оба омерзительны мне тем, что в открытую глумятся над человеком, которого считают ниже себя по статусу. А вот остальные герои...

Мокий Пармëнович Кнуров, гениально сыгранный Алексеем Петренко.
Мокий Пармëнович Кнуров, гениально сыгранный Алексеем Петренко.
Сергей Сергеевич Паратов, воплощённый Никитой Сергеевичем Михалковым - пожалуй самый омерзительный для меня его экранный образ после проводника из "Вокзала для двоих".
Сергей Сергеевич Паратов, воплощённый Никитой Сергеевичем Михалковым - пожалуй самый омерзительный для меня его экранный образ после проводника из "Вокзала для двоих".

Харита Игнатьевна Огудалова - благопристойная с виду дама, выполняющая при Ларисе по сути функцию сутенëра. Как иначе оценить её принуждения Ларисы любезничать, улыбаться, навязывать женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть? Огудалова, прикрываясь разговорами о желании счастья для дочери, фактически устраивает ей смотрины, словно бы та не девушка, а племенная кобыла. Омерзительная в своих поступках женщина...

Харита Игнатьевна Огудалова, образ которой на экране воплотила гениальная Алиса Фрейндлих.
Харита Игнатьевна Огудалова, образ которой на экране воплотила гениальная Алиса Фрейндлих.

Василий Данилыч Вожеватов - почётный, уважаемый в городе человек, богатый купец. Знаком с Ларисой с детства (та считает его родным человеком), но не женится на ней - ведь она ему не по статусу. Что, впрочем, не мешает ему разыгрывать Ларису в "орлянку" с Кнуровым. Противен ещё и тем, что отказывает Лариса в помощи в финале, оправдываясь "словом купеческим".

Франт Вожеватов, воплощённый в "Жестоком романсе" Виктором Проскуриным.
Франт Вожеватов, воплощённый в "Жестоком романсе" Виктором Проскуриным.

Лариса Дмитриевна Огудалова - героиня, по логике, должная вызывать жалость. От постыдных смотрин и опостылевшей матери ищет спасения в Карандышеве, идя за него исключительно ради тишины, уединения и возможности скрыться от людей в глухой губернии, куда он баллотируется мировым судьёй. Лариса симпатична мне тем, что прямо говорит Карандышеву, что не любит его, обещая правда постараться полюбить. Резонно... Но куда деваются все доводы разума, когда она соглашается ехать с Паратовым на роковой пикник, почему голос разума глушат чувства? Это клинический случай "я сам обманываться рад?" Ларису в моих глазах поднимает её нравственный поступок в финальной сцене, который Рязанов в фильме почему - то проигнорировал (не буду спойлерить, интересно - почитайте).

Лариса Гузеева в образе Ларисы Дмитриевны. Ну признайтесь, хоть один мужчина в СССР не был влюблëн в её экранный образ?
Лариса Гузеева в образе Ларисы Дмитриевны. Ну признайтесь, хоть один мужчина в СССР не был влюблëн в её экранный образ?

И, наконец, Юлий Капитоныч Карандышев. Герой, тоже должный вызывать нашу жалость, потому что по сути своей жалок и ничтожен. Человек из "ничего", да в "люди" попавший, считающий себя, вправе рассуждать о необразованности и неотëсанности бурлаков. Тщеславный, перенёсший множество уколов в собственное самолюбие, считающий себя теперь вправе погордиться и повеличаться. А инструментом самолюбования выбирает Ларису, не понимая, что дорогой бриллиант и дорогой оправы требует. Сильно поднимается Карандышев в моих глазах в самом финале, готовый принять Ларису и простить ей всё.

Андрей Мягков в образе Карандышева, пожалуй самый мой любимый в фильме персонаж, несмотря на свою ничтожность.
Андрей Мягков в образе Карандышева, пожалуй самый мой любимый в фильме персонаж, несмотря на свою ничтожность.

На выходе получаем блистательную пьесу о диких временах, когда о человеке судили не по его уму или красоте поступков, а по его общественному статусу, когда этот самый общественный статус с оглядкой на общественное же мнение порой становился препятствием к личному счастью... Ну чем не второе "тёмное царство"?

Отзывом на " Бесприданницу" закрываю гештальт участия в Аниной части марафона и фиксирую "ничью" в моей собственной дуэли между двумя классиками - гениями: даже несмотря на то, что рассказов у Чехова было прочитано больше, чем пьес у Островского, по публикациям счёт "2:2". И пусть будет так, для меня они равнозначны в своей гениальности. А окончательный счет подведёт сама Аня уже через неделю.

На этом прощаюсь с вами, дорогие друзья! А вы любите "Бесприданницу "? Какой ваш самый любимый персонаж пьесы? Предлагаю обсудить её в комментариях, подискутировать, поделиться мнениями! Ну, а пока -👋! Всём только позитивных эмоций от книг! И до новых книжных встреч на канале "Учëный Котопёс"!