Скупой платит дважды, любила повторять моя бабушка, а неумный — трижды. Слова «дешево» и «экономично» не всегда синонимы. Иногда одно напрочь исключает другое, и сбереженные копейки превращаются в зазря потраченные рубли.
Покупали когда-нибудь шампуни по 40-80 рублей в «Светофоре»? Более дорогого средства достаточно выдавить на ладонь диаметров с рублевую монетку, а это чудо косметологии приходится лить горстями, а толку мало. Волосы как пакля. Не повезло или это система — не берусь судить. Но поговорили с подругами, работающими в торговле, о дешевых товарах и пришли к выводу: экономия иногда разоряет сильнее, чем дорогие покупки. Низкая цена на полке часто оказывается ловушкой, а не помощью семейному бюджету.
Вижу как минимум три категории товаров, которые в супермаркетах сегментов эконом и суперэконом лишь кажутся выгодными. Возможно, в будущем продолжу список. Особенно если вы расскажете о своем опыте в комментариях.
«Экономные» средства гигиены, которые опустошают кошелек
Сверхдешевые шампуни, гели для душа и стиральные порошки часто имеют низкую концентрацию активных веществ. Вы тратите больше продукта за одно применение, чтобы получить хоть какой-то эффект.
— Привели жидкое мыло дешевое, взяла себе на пробу, — поделилась впечатлением моя подруга-продавец. — По консистенции — вода-водой, пенится плохо, а запах оставляет желать лучшего. В итоге на один раз руки помыть уходит в пять раз больше.
Что делать? Ценники читать и отзывы мониторить. Смотрите, как хитро:
Пятилитровая канистра дешевого жидкого мыла или большой мешок порошка — заманчиво, но есть два «НО»:
- Неудобно. Переливы или пересып в другую тару, хранение.
- Все пересчитывают цену на килограмм или литр. Но большой объем дешевого средства часто оказывается дороже небольшой упаковки качественного концентрата, который будет расходоваться медленнее.
Стиральный порошок — отдельная история. Почему-то привычный стаканчик порошка с пятнами не справляется, приходится сыпать два. А потом полоскать несколько раз, чтобы избавиться от пены и запаха. В результате двойной расход и порошка, и воды. И не факт, что не придется перестирывать в другом порошке!
Мясо и рыба, которые исчезают на сковородке
Привлекательные цены на курицу или рыбу могут скрывать сразу несколько неприятных сюрпризов. Продукт может быть нашприцован (правильно говорить — инъектирован) водой и фосфатами для увеличения веса, из-за чего при готовке он ужаривается на 30%, а больше чем в 2 раза, оставляя на дне сковороды пену и воду.
Еще одна опасность — нарушение условий хранения. Покупатели и даже сотрудники отмечали случаи, когда один и тот же товар по несколько раз перекладывали из морозилки в охлажденный прилавок и обратно. Такая «миграция» не только убивает вкус и текстуру, но и создает риски для здоровья.
— Купила рыбу, разморозила — а она вся дряблая. Нажала пальцем — и он буквально прошел насквозь, — описывает свой опыт неизвестная мне покупательница в нашем местном сообществе «Черный список». Ее не знаю, а с проблемой знакома хорошо.
Что делать? Три простых совета:
- Внимательно читайте состав на упаковке. Наличие влагоудерживающих компонентов (например, Е450, Е452) — плохой знак.
- Осматривайте упаковку. Большое количество кристаллов льда или снега говорит о повторной заморозке.
- Доверяйте носу. Это наш бесплатный встроенный детектор. Любой посторонний, даже слабый запах — повод отказаться от покупки.
Мясо из «Светофора» в следующих статьях рассмотрим подробнее, если увижу интерес к теме. Но покупать его я не буду даже ради контента.
Колбасы и молочка: цена за счет состава
Чтобы добиться низкой цены, производители идут на хитрости с рецептурой. В составе дешевых колбас и сосисок на первом месте часто стоят в лучшем случае субпродукты, а то и вовсе вода. А молочные жиры жиры в сметане, йогурте, сыре, сгущенке или мороженом заменяются на более дешевые растительные аналоги.
И вроде всех обязали указывать растительный жир. И на ценнике положено маркировать. Но люди все равно это покупают ради экономии… В результате не получают той пищевой ценности и пользы, которую должен дать натуральный продукт. Расплачиваться за такую экономию придется позже и уже не рублями.
Советов у меня всего два. Первый и главный — читайте состав. Нет, даже не так: ЧИТАЙТЕ СОСТАВ! Состав обычно пишут по убыванию массы, и первые позиции в списке ингредиентов — то, чего в продукте больше всего. Если в колбасе сначала идет вода, соевый белок и крахмал, а лишь потом мясо — это не выгода, а суррогат.
Второе правило — остерегайтесь небрендированных продуктов. Многие сети, включая «Светофор», продают товары в небрендированной упаковке от неизвестных компаний. Иногда они похожи на продукт известного производителя, но гораздо дешевле. Почему дешевле? А потому что это товар с удешевленной рецептурой, сделанный специально для суперэконом-магазинов. Нет бренда — нет заботы о репутации и мотивации работать на лояльность потребителя. Можно класть в продукт что угодно, а потом просто сменить ООО на этикетке.
Сиюминутная экономия в долгосрочной перспективе оказывается пшиком. Ну не зря же нас читать и считать научили? На этом канале мы учимся не просто экономить, а тратить деньги с умом. Вот и будем читать не только ценники, но и составы. И считать выгоду не только по объему, но и по фактическому использованию.
А вы сталкивались с ложной выгодой в «Светофоре» и других магазинах для экономных? Делитесь опытом в комментариях, он поможет другим читателям, а фото можно бесплатно прикреплять в моем телеграм-канале.