Вид прозы: роман (1984), под псевдонимом Ричарда Бахмана, бестселлер, 18+
Внимание! Спойлеры!
Сюжет: Успешный адвокат с завышенными весом и чувством собственной важности Билли Халлек, занимаясь с женой Хейди мастурбацией за рулем автомобиля, сбивает насмерть старуху-цыганку Сюзанну Лемке. Халлек «в доску свой» среди судейских и полицейских, поэтому легко выходит «сухим» из произошедших неприятностей.
Не дождавшись законной справедливости, адвоката «наказывает» отец Сюзанны, Тадуз Лемке. Старик заклинает Халлека худеть.
Ритуал Тадуза сначала воспринимается Билли как странная шутка, но с течением времени повергает последнего в ужас – он стремительно и неотвратимо сбрасывает вес, и процесс этот не останавливается:
Можешь, конечно, дурачить свою жену, имея любовницу, но весом её не проведёшь. Женщина, которая по ночам время от времени ощущает этот вес на себе, чётко знает, сколько ты весишь
Халлек начинает осознавать, что скоро умрет, и винит в смертельной аварии жену, которая якобы и отвлекла его внимание от дорожной обстановки. А в это время от последствий проклятий старика-цыгана заканчивают жизни самоубийством «отмазавшие» Билли полицейский Дон Хопли и судья Кэри Россингтон.
Теперь адвокат отчаянно цепляется за остатки своей жизни и устремляется на поиски Тадуза Лемке, чтобы тот снял свое смертельное заклятье. Когда переговоры ни к чему не приводят, Халлек прибегает к силовым методам – обращается за помощью к гангстеру Ричарду (Молотку) Джинелли:
Когда веришь, что угроза серьёзная, зевать не станешь, даже если давно не спал
Под давлением Халлека и Джинелли старый цыган соглашается снять проклятье с изможденного юриста, и дает ему клубничный пирог с напутствием, что пирог должен съесть враг Билли, врагу же и перейдут все несчастья последнего.
На прощанье Тадуз все же предлагает адвокату справедливо принять наказание и съесть пирог самому. Но Халлек несет пирог своей ставшей ненавистной жене:
Он почувствовал, как внутри него рождается улыбка, словно утопленник, всплывающий на поверхность спокойного озера
Драмы главных героев:
Роман изобилует действующими лицами, но в качестве главных героев выделим двоих противостоящих друг другу от начала и до конца персонажей – Билли Халлека и Тадуза Лемке. Отметим, что среди них двоих нет выраженных протагониста и антагониста, оба героя – просто отрицательные.
Уильям (Билли) Халлек – тридцативосьмилетний преуспевающий адвокат, в начале повествования толстый, высокомерный, самонадеянный, к концу – изможденный физически и морально. Женат на Хейди, имеет четырнадцатилетнюю дочь Линду. Отрицательный герой. Сходящий с ума Неудачник. Убийца. Угрызениями совести особо не мучается, а вот за свою жизнь очень даже переживает.
Тадуз (Тадзо, Тадзио) Лемке – стошестилетний (не точно, может, и больше) цыганский барон. Отец сбитой насмерть Халлеком семидесятичетырехлетней Сюзанны. Носитель так называемой «цыганской магии». Самопровозглашенное орудие возмездия. Отрицательный герой. Убийца. Победитель.
Развязка (она же концовка):
Билли приносит проклятый пирог домой и оставляет для жены. Наутро адвокат обнаруживает, что пирог ела не только Хейди, но и преждевременно вернувшаяся из гостей дочь.
С ужасом осознавая произошедшее, совершенно заблудившийся в своем несчастье и безумии Халлек отрезает себе кусок оставшегося пирога:
Звук собственного тихого смеха испугал: только чокнутые смеются в одиночестве. Это и делает их чокнутыми
Изюм произведения:
А изюм до банальности прост и понятен - любой проступок влечет наказание, но:
Пусть проклятие соответствует преступлению (слоган к одноименной экранизации романа в 1996 году)
Отмечается, что в момент написания «Худеющего» автор сам страдал избыточным весом и тяжело с ним боролся. Поэтому основная идея «Худеющего» - быстрое похудение, - своего рода личная боль автора, положенная на бумагу:
Я злился на мерзкого врача: нет, ну наглец! Хочет заставить меня пойти на жуткие жертвы ради спасения моей же жизни! (С. Кинг на приеме у врача по поводу повышенного веса и уровня холестерина)
Следы личных триггеров и переживаний Кинга прослеживаются в немалой части его произведений, к примеру, тема алкоголизма и внутрисемейной агрессии в «Сиянии», «Докторе Сне», «Розе Марене», «Томминокерах», тема наркомании - в «Дьюма-Ки», «Мизери», «Оно», «Талисмане», саге «Темная Башня».
Пасхалочки:
Все произведения, написанные автором под псевдонимом Ричарда Бахмана, отличают «плохие» концовки, такая авторская фишечка. Удивительный факт, но этот псевдоним Кинга был публично разоблачен случайным поклонником, рядовым сотрудником вашингтонского книжного магазина Стивеном П. Брауном, как раз перед официальным выходом «Худеющего» в продажу.
Кинг в сложившейся ситуации повел себя сдержанно и дипломатично, но своеобразно отомстил книготорговцу, «убив» похожего на Брауна героя в «Темной половине».
У неожиданного обнародования «личности» Ричарда Бахмана был и положительный момент – читательский спрос на «Худеющего» взлетел в десять раз!
В июне 1985 года Кинг с друзьями шутливо «похоронили» Ричарда Бахмана, опустив картонный гроб с «ним» в импровизированную могилу на Бангорском центральном кладбище. У «покойного» осталась «вдова» Клаудия Инес Бахман)).
Мафиозо Ричарда Джинелли Читатели еще раз повстречают в «Извлечении троих» цикла «Темная Башня». Там он будет одним из прихвостней нью-йоркского босса Энрико Балазара.
Еще имел место быть Вито Джинелли – бандит, убитый в отеле «Оверлук» («Сияние»).
А еще - Виктор Донатти, менеджер фирмы «Бросайте курить» с варварскими методами работы («Корпорация «Бросайте курить»).
Экранизации: роман экранизирован в 1996 году, режиссер Том Холланд (не путать с молодым актером Томом Холландом!).
Фильм провалился в прокате, Кинг тоже остался недоволен, а критики практически единогласно отмечали слишком гротескный грим исполнителя роли Халлека Роберта Д. Берка. Иронично, но экранизация выиграла премию «Сатурн» как раз в категории «Лучший грим»).
Лично мне данное кино вполне «зашло»: и Роберт Д. Берк, и Майкл Константин в роли Тадуза Лемке вполне убедительны, а красавица Кэри Вюрер в амплуа Джины (Галины) Лемке Романи свежа и крайне притягательна.
Да, отчасти соглашусь с тем, что:
Постепенно тайны и страхи уступают место низкосортному триллеру про охоту на цыган (издание Интертаймент Уикли)
Но такой сюжетный переход глаз не режет и на общий вайб кинопроизведения в целом не влияет. Фильм динамичный и вполне смотрибельный, зрелищный. Профессиональная игра актеров превалирует над невысоким качеством спецэффектов.
Моя субъективная оценка «5». По-возможности пересматриваю, и с удовольствием.
«Худеющий», — шепчет старый цыган с гниющим носом Уильяму Халлеку в тот момент, когда он со своей женой Хейди выходит из здания суда (самая первая строчка романа)