Найти в Дзене
Светлана Каленик

Уж полночь близится, а Германна все нет.

Спектакль "Пиковая дама" Проходил в театре "Балтийский дом". Балтийский дом - российский государственный театр в Санкт-Петербурге. Является международным проектом, работающий над укреплением культурных связей между Россией и европейскими государствами. Театр был создан в результате слияния нескольких театров, созданных в первой половине 1900-х годов. С 1998 года на базе театра ежегодно проводится международный фестиваль русских театров зарубежья "Встречи в России". Фестиваль проходит при поддержке Министерства Культуры РФ и Россотрудничества. Цель фестиваля - укрепление связей с творческими соотечественниками, проживающими за рубежом. В 2000 году театр получил статус "театра-фестиваля". Этому способствует экспериментальный характер его деятельности. А началось все в 1896 году... В конце XIX века в России появляются общественные здания нового типа. Это культурно-просветительские учреждения, вошедшие в историю под названием Народных домов. Они включали в себя театрально-концертные залы,

Спектакль "Пиковая дама"

Проходил в театре "Балтийский дом".

Балтийский дом - российский государственный театр в Санкт-Петербурге. Является международным проектом, работающий над укреплением культурных связей между Россией и европейскими государствами.

Театр был создан в результате слияния нескольких театров, созданных в первой половине 1900-х годов.

С 1998 года на базе театра ежегодно проводится международный фестиваль русских театров зарубежья "Встречи в России". Фестиваль проходит при поддержке Министерства Культуры РФ и Россотрудничества. Цель фестиваля - укрепление связей с творческими соотечественниками, проживающими за рубежом.

В 2000 году театр получил статус "театра-фестиваля". Этому способствует экспериментальный характер его деятельности.

-2

А началось все в 1896 году...

В конце XIX века в России появляются общественные здания нового типа. Это культурно-просветительские учреждения, вошедшие в историю под названием Народных домов. Они включали в себя театрально-концертные залы, библиотеки с читальными комнатами, воскресные школы, помещения для лекционной и кружковой работы, чайные буфеты, торговые лавки и многое другое. Народные дома находились в ведении Попечительства о народной трезвости и строились в основном на средства частных лиц.

В 1896 году в Нижнем Новгороде проходила XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка, для которой был построен Павильон с уникальным чугунным каркасом. Автор Павильона - архитектор А.Н.Померанцев.

Выставочный павильон в Нижнем Новгороде. Фото с сайта citywalls.ru
Выставочный павильон в Нижнем Новгороде. Фото с сайта citywalls.ru

В январе 1898 года председатель Петербургского городского попечительства о народной трезвости принц А.П.Ольденбургский обратился в Министерство финансов с ходатайством, чтобы ему были переданы и перенесены в Петербург оставшиеся без всякого применения здания Нижегородской выставки для организации разного рода зрелищ, чтений и увеселений на летнее и зимнее время.

В 1899 году по повелению императора Николая II часть территории Александровского парка (14,68 га) была безвозмездно передана Петербургскому городскому попечительству о народной трезвости для устройства народных развлечений, для которых в 1899-1901 годах архитектор Г.И.Люцедарский приспосабливал бывшее выставочное здание.

Сначала был выстроен корпус с центральным вестибюлем под стеклянным куполом, Театральным залом слева и Железным залом для концертов справа.

Выставочный павильон в Нижнем Новгороде. Фото с сайта citywalls.ru
Выставочный павильон в Нижнем Новгороде. Фото с сайта citywalls.ru

12 декабря 1900 года здание Народного дома торжественно освятили и назвали "Заведением для народных развлечений императора Николая II". Это был самый большой Народный дом.

В 1902 году театр открылся оперой Глинки "Жизнь за царя".

При Народном доме был устроен сад с аттракционами, обсерваторией, павильонами и торговыми киосками.

На средства купца Елисеева были построены первые "Американские горы" - потешная горная железная дорога с крутыми подъемами, спусками и поворотами. Они выросли у кромки Невы, между Кронверком и Биржевым мостом.

Фото с сайта citywalls.ru
Фото с сайта citywalls.ru

В 1906 году проложена первая в России детская железная дорога.

Популярность театра была очень велика, и в 1910-1911 годах по проекту архитектора Г.И.Люцедарского к правому крылу пристроили дополнительную сцену с залом. Новый корпус получил название "Зрительный зал и народная аудитория им. его высочества принца А.П.Ольденбургского". Он замышлялся и начал функционировать как Оперный зал Народного дома.

Зрительный зал. Фото с сайта citywalls.ru
Зрительный зал. Фото с сайта citywalls.ru

После Февральской революции 1917 года Народный дом перешел в ведение Городской думы. Спектакли прекратились, а Народный дом стал использоваться для различных собраний и митингов.

В 1920 году он перешел в ведение Народного комиссариата просвещения и получил название Госнардома. Возобновили работу различные театры.

В 1924 году Оперный театр был переоборудован под кинотеатр "Великан", а в конце 1928 года - под Мюзик-холл, при этом кинотеатр был переведен в Железный зал. Затем Оперный зал передали Театру музыкальной комедии, где он действовал до 1939 года.

В 1932 году левое крыло Народного дома сгорело. В 1933-1936 годах на месте сгоревшей части по проекту архитекторов Н.А.Митурича и В.П.Макашова выстроено монументальное здание - Театр им. Ленинского комсомола. Сейчас это Театр "Балтийский дом".Зрительный зал.

Фото с сайта citywalls.ru
Фото с сайта citywalls.ru

После реконструкции, осуществленной в 1950 году, в Оперном зале вновь открылся крупнейший в городе кинотеатр "Великан", но в 1978 здание опять было передано Мюзик-холлу. Железный зал в 1957-1959 годах был приспособлен под Планетарий.

На сегодняшний день в "Балтийском доме" одновременно могут идти спектакли на трех сценах: на Большой, Малой, и 91-й комнате.

Сегодня в центре моего внимания мистическая повесть А.С.Пушкина "Пиковая дама".

Сюжет повести был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранное, поставив деньги по совету бабки (Натальи Голицыной) на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом.

Графиня Голицына.
Графиня Голицына.

Сен-Жермен - французский алхимик и оккультист XVIII века. Родился в 1712 году в Венгрии, умер в 1784 году. С его именем было связано множество вымыслов и легенд, из-за которых он остался одной из самых загадочных фигур в истории Франции XVIII века.

Сен-Жермен.
Сен-Жермен.

Спектакль проходит в Большом зале в формат "Зритель на сцене".

"Зритель на сцене" - вариант рассадки в большом зале театра-фестиваля, при котором ряды располагаются амфитеатром прям на сцене. Такого я еще не видела, будет интересно посмотреть)

Этот формат позволяет полностью погрузиться в события, происходившие на страницах "Пиковой дамы".

Но любой перенос классики на театральную сцену - это прежде всего сценическая версия театра, в которой не стоит искать прямого следования хрестоматийному тексту.

Посмотрим что из этого выйдет...

-10

На свои места проходишь не через зрительский вход, а через закулисье. Трибуна для зрителей располагается в недрах сцены, у самого дальнего ее края.

Сразу понравились декорации: мрачные, необычные, много деталей, которые хочется рассматривать. Хотя актеры находились уже на сцене, но я их даже не увидела🙈 Музыкальное сопровождение гармонично способствует погружению в сюрреалистичный мир игромана.

Сам спектакль необычный. Интересная постановка очень далекая от классических спектаклей. Умело создан эмоциональный мир игрока: нервный, апатичный, кривой; и Лизы: безрадостный и беспросветный. Игра актрисы, исполнившей роль старухи (з. а. Санкт-Петербурга Наталья Парашкина), потрясающа!

Получилась скорее психологическая драма, чем что-то мистическое. От пушкинской "Диковой дамы" ушли недалеко, изящно дополнив повествование.

Много нового и интересного увидела я сегодня за что спасибо "Балтийскому дому".

Фото с сайта Балтийского дома.
Фото с сайта Балтийского дома.