Вас когда-нибудь называли хейтером? Меня – много раз. Я думаю, что для многих эта тема животрепещущая, болезненная и, к сожалению, очень близкая.
Я тут недавно рассказывала о том, что не люблю переписывать чужие мысли и стараюсь выбирать темы, по которым мало информации в интернете. А еще о том, что не верю в теории заговора. Так вот, в любых правилах есть исключения — и сегодня как раз тот самый день.
Во-первых, я бы очень рекомендовала посмотреть видео одной девушки-блогера (знаю, есть такие, кто ее уже смотрит). В этом видео она настолько полно и интересно раскрывает тему хейта в к-поп индустрии, что, если честно, добавить почти нечего. И для меня это тот редкий случай, когда я полностью согласна с каждой ее мыслью.
Ссылка на ютьюб: https://www.youtube.com/watch?v=DbxQzTnjKZI&t=439s
Во-вторых, я считаю, что тенденция к тому, что вполне безобидное личное мнение и адекватную критику сейчас принято называть «хейтом», — это, в каком-то роде, да, теория заговора. Возможно, стратегия, которая либо выработалась в индустрии естественным путем, либо была навязана искусственно.
В общем, суть проблемы в том, что в последнее время стало абсолютно невозможно не то что высказать критику в адрес айдолов, даже пошутить, выбрать экспрессивное словечко, просто сказать, что тебе что-то не понравилось в какой-то группе, в ее музыке и т.п. Да что там сказать – порой спросить или уточнить что-то невозможно. Сразу возникают вопросики: ты усомнился в идеальности айдола? Всё – хейтер. Знакомо? Я думаю, ооочень многим.
Можно было бы сказать, что никакая это не теория заговора. Просто невежественные люди, которым интернет, благодаря своей анонимности, развязал руки, а точнее – языки, от скуки скроллят паблики и цепляются к каждому, кто не хвалит их фавок. Даже неважно, кто из какого фандома. Не хвалишь или, еще ужаснее, критикуешь — хейтер. Такие вот санитары фандомного леса.
Однако перестали критиковать знаменитостей не только обыватели, но и крупные блогеры и даже серьезные журналисты. И проблема эта началась не с к-поп, а с западной индустрии.
Как это нередко бывает, благие намерения со временем незаметно обрастают уродливыми формами, и в какой-то момент отлаженный механизм дает сбой. Толерантность — дело хорошее, правильное. Но почему, когда зрители разгромили сериал «Анна Болейн» с чернокожей актрисой (по большей части за ужасный сценарий), сайт IMDb просто взял и обнулил негативные оценки? Потому что критиковать чернокожих — рacизм.
Критиковать женщин в откровенных нарядах — слaтшейминг, критиковать людей с лишним весом — бодишeйминг, назвать кого-то слишком юным/старым — эйджизм… То есть за любое малюсенькое слово критики на тебя могут повесить любое из этих нехороших определений и с легкостью «отменить» как безнадежно нетолерантного человека. Поэтому даже крупные журналисты в отношении знаменитостей теперь либо молчат, либо только хвалят.
Спрашивается: при чем тут к-поп? Там-то как раз полная свобода слова: нетизены что ни день вываливают на айдолов тонны «шеймингов» за любой проступок. Ну так это просто другая крайность. А результат тот же: критикуешь — значит, ты как те нетизены, которые за ошибку в хореографии или лишний килограмм веса желают айдолу всего самого плохого в жизни. Хейтер, короче. Вот.
В итоге грань между мнением, конструктивной критикой и хейтом стирается. И уже неважно, что хейт – это вообще-то оскорбления, угрозы, распространение порочащей информации. Любое слово можно вывернуть как угодно, выдернуть из контекста, домыслить. И вот уже человека, который просто высказался о том, что ему не понравилось и объяснил почему, ровняют с нездоровым фанатом, который возле агентства сжигает портреты айдола и устраивает ему кибeрбyллинг из-за того, что тот ручкой ему не помахал со сцены.
Вот про эту девушку-сасэнку Хёнджина, о которой я говорила в тг, есть еще информация, что она ненавидит Бан Чана. И рассказывали, что, если ей, например, в альбоме попадаются карты Бан Чана, она даже брезгует брать их в руки. Вот это хейтер. И явно нездоровый человек.
Сейчас об айдолах, как об усопших, либо говорят хорошо, либо молчат. Потому что боятся получить нехилую такую агрессию в ответ. Почему так? Я считаю, причин несколько.
Во-первых, это политика фандомов. И нет, к-поп фандомы не одиноки в этом. Западные слушатели совершенно так же страдают от агрессивных фанатов Тэйлор Свифт, как раньше страдали от таких же токсичных фанатов One Direction, которые набрасываются на любого – простого человека или журналиста – кто посмеет даже намекнуть на критику в сторону их кумиров.
В к-поп фандомах то же самое. Это «государство» тотaлитарнее условной Севеpной Кореи. Любое проявление инакомыслия, любое не восхваление группы или айдола карается изгнанием. Сказать, что тебе что-то не понравилось, — равноценно заявлению: «Я против вашего государства». Не наброситься на того, кто думает по-другому, — значит, не поддержать линию партии.
Получается, чтобы остаться в фандоме, нужно смешаться с толпой, хвалить и восхищаться, а заодно негативить в сторону тех, кто не обожает слепо. Кто-то это делает, потому что таковы правила. Кто-то, потому что действительно не обладает критическим мышлением и не способен отличить шутку, мнение и критику от хейта, расписываясь тем самым с собственном невежестве. А кто-то из-за этого просто выходит из фандома и остается независимым поклонником группы.
Во-вторых, в голове фаната нередко происходит сращивание реальной личности айдола и его сценического «я». Да, компании делают все, чтобы выстроить парасоциальные отношения между айдолом и фанатами, вплоть до того, что положат вам в альбом трусы, кольца и послания сердечком. Но желание узнать о реальной личности айдола до добра не доводят. Как с той же сасэнкой Хёнджина.
Вот и получается, что такой одержимый фанат любую критику артиста воспринимает как оскорбление реального человека. Или вообще принимает за личное оскорбление, ведь айдол для него сынок/внучок/любимый человек. А там безусловная любовь и желание защитить от жестокого мира. Тебе не понравилась песня? Значит, ты оскорбил не только моего айдола, который пел ее, но и его продюсера, который писал песню, и даже дерево, возле которого снимался клип на эту песню. Ты - хейтер.
В-третьих, обесценивать здоровую критику – выгодно индустрии. И это, я считаю, основная причина, почему сейчас всех так любят записывать в хейтеры. Ведь здорово, что фанаты хвалят буквально все, что выпустил айдол. И критики, боясь попасть под каток токсичных фанатов, тоже начинают хвалить. Журналисты, эксперты, хореографы, реакционеры – хвалят все. Так-то можно вообще не заботиться о качестве контента – пипл все равно схавает и еще в чартах повыше поднимет.
В чем опасность такого всеобщего одобрямса? Вот как раз в том, что ни айдолы, ни компании не видят реальных отзывов публики. А ведь сколько таких примеров, когда айдолы выпускают откровенно слабые альбомы. И получи компания хоть раз по-настоящему разгромный фидбэк от фанатов, в следующий раз они бы поработали над качеством. А так, зачем стараться? Всех же все устраивает. Еще и хвалят.
Я, например, много раз говорила, что мне не понравилась дорама «Король Земли» с Чуно, несмотря на то что считаю его классным актером. Но дорама – чистейшей воды конъюнктурщика, играть там нечего. Многие утверждали, что им, наоборот, понравилось, что актерам тоже нужно отдыхать от тяжелых ролей в таких незатейливых ромкомах. И вот, допустим, услышит Чуно оба эти мнения, и будет знать, что публика хочет от него как легких, так и более глубоких и серьезных ролей. А в индустрии 100% мониторят мнение аудитории.
Еще один момент – отсутствует нормальное разностороннее общение. Такое чувство, что в фандомах высказываться можно исключительно по методичке. Много раз замечала, как фанаты одной и той же группы в разных пабликах, в разные периоды времени как зомбированные говорят одними и теми же фразами, выражают одни и те же мысли. Как будто и правда существует некая методичка, в которой написано, что и как нужно думать и говорить о группе. Критическое мышление в этом случае отсутствует напрочь.
Тут, правда, нужно пояснить, что критическое мышление именно по отношению к своим любимкам. Потому что, когда происходят выпады в сторону чужого артиста под соусом личного мнения и «объективной» критики, а моего обсуждать не сметь, потому что он идеален, - так вот это ни разу не критическое мышление. Это вообще называется акгэ.
Можно ли найти золотую середину, чтобы высказываться об айдоле как об артисте, а не как об идеальном существе, но при этом не навлечь на себя волну обвинений в хейте? Думаю, можно, хотя это и непросто. Как в одном меме: хочешь конфликт – иди в твиттер. Лично для себя я вывела несколько правил.
В первую очередь, не общаться в тех пабликах, где существуют две крайности – либо одержимо фанатеют, либо одержимо оскорбляют. Со вторым – понятно. Думаю, любому нормальному человеку неприятно находиться там, где есть насмешки, оскорбления, пренебрежение и т.п.
С первым есть варианты. Как я уже говорила, «короли» и «феномены» - все мимо. Убежденные фанатики не приемлют критики ни от своих, ни от чужих. В любом виде – ты хейтер.
Сюда же относится позиция: мои – идеальные, остальные – недостойные, завистливые и вообще копируют моих. Особенно забавно, когда зачем-то (?!) выражают свое мнение относительно других айдолов и при этом подчеркивают, что не слушают их и даже не различают. Вывод всегда одинаков: наши лучше. капитан очевидность Если человеку действительно интересны другие айдолы, то он как минимум прислушается к мнению их фанатов. А так… ну нравится быть экспертом в том, в чем не разбираешься? Да пожалуйста.
Кроме того, я теперь придерживаюсь правила трех сообщений. Если в диалоге после двух-трех реплик начинаются упреки и недопонимание, то диалог нужно прекращать. Дальше – просто потерянное время и высокая вероятность, что закончится все обвинением в хейтерстве. Это вообще удобный аргумент в споре: не согласен с моей точкой зрения относительно каких-нибудь айдолов? Да ты просто хейтер.
В общем, моя любимая поговорка в эту тему: тени создают объем. А айдолы – обычные люди, а не двухмерное изображение.
P.S. Ждем камбэк Скизов:)