Мастер эпических кинополотен Кристофер Нолан завершает работу над, возможно, самым масштабным проектом в карьере — экранизацией гомеровской «Одиссеи». Ну кому еще, как не постановщику «Оппенгеймера» и «Довода» могли выдать кучу денег на такой визионерский и неоднозначный с точки зрения кассовых сборов проект (конечно, и «Троя» была неплоха, но собрала «всего» в три раза больше бюджета — все шли смотреть на кубики Брэда Питта, тогда как Нолан хочет копать глубже и снова собирается разбираться с излюбленной тайной пространства/времени)?
Неслучайно Кристофер решил уйти в античность — родину интеллектуальной культуры всего запада. Эпосы, паттерны, образы и архетипы Древней Греции и не только — это то, чем напитываются художники любого ранга и извода до сих пор. Высшая лига. Именно через интерпретацию тех самых базовых мотивов пытаются они постигнуть суть и цель бытия. Конечно, Одиссей Политехнос — потомок Зевса из царского рода Итаки — чьи странствия после окончания Троянской войны были собраны воедино и воспеты величайшим поэтом древности Гомером примерно в VIII веке до н. э., до сих пор остается одним из ключевых проводников в мир бездонных смыслов (чит. «Улисс») и безразмерных метафор.
Если, конечно, уметь расшифровать их. Иначе — на третьей странице начнет сводить скулы от скуки.
Кристофер Нолан вслед за Андреем Кончаловским (в сериале «Одиссей» 1997 года главную роль сыграл американец Арманд Ассанте) решился — и понятно, почему: путешествия во времени, можно сказать, лейтмотив всей жизни и творчества британца («Интерстеллар», «Довод», «Начало»), так что гомеровский сюжет как раз пришелся по адресу. Ведь именно хитрый Одиссей хочет обмануть судьбу и, значит, переиграть время, когда притворяется безумным пахарем, который сеет соль в землю, и пробует уйти от предначертанного. Многострадальный герой от рока, конечно, никуда не уйдет, но знатный каскад приключений на свой шлем (критики уже начали поливать Нолана за предмет гардероба главного героя «с перьями» — мол, образцы, подобные одиссеевскому шлему из клыков вепря, можно подсмотреть в Гераклионском музее) сыщет. Ну как иначе? Как известно, послушных судьба ведет, а непослушных тащит.
Потеря кораблей, друзей и свиты, гнев Зевса за убийство быков на острове Гелиоса, ослепление циклопа Полифема, проход в узком проливе между чудищами Сциллой и Харибдой, обращение в свиней на острове волшебницы Цирцеи и альковное пленение нифмой Калипсо, а еще троянские приключения и погружение в царство Аида — все это преодоление разных циклов времени и пространства придется пройти персонажу Мэтта Деймона, значительно подсушенному и подкаченному для этой роли.
На свежих кадрах, опубликованных на днях, видно, как старается режиссер передать мифопоэтику и размах повествования Гомера: эпичного деревянного коня, при помощи которого Одиссей берет Трою, при свете восходящего солнца тащат на берег десятки воинов.
На обложке журнала EMPIRE Одиссей изображен как раз на фоне того самого Троянского коня — очевидно, суперсовременного. Выглядящего скорее как фигурка в шахматах или новый бэтмобиль в стиле «древнегреческое ретро».
Попал в кадр и Том Холланд — известный зрителям всего мира как Человек-паук. Актеру тоже пришлось попотеть в зале, но его мускулатура не выглядит настолько качественной, как у коварного царя Итаки. Том сыграет Телемаха — сына главного героя, ради сохранения жизни которого Одиссей и раскрыл ясность ума (младенца положили перед волами), и отправился в путь.
А вот образ жены Одиссея, красавицы Пенелопы, которая ждет возвращения супруга, отвели Энн Хэтэуэй — одной из любимых актрис британского режиссера. Со времен «Интерстеллара» актриса выглядит сильно повзрослевшей, но такой же, когда это надо, величественной.
Как подчеркивает Платон в «Государстве», несмотря на всю аморальность философии жизни и методов выживания Одиссея, душа его, пройдя через горнило войны и множество других испытаний, «помнила прежние тяготы и, отбросив всякое честолюбие, долго бродила, разыскивая жизнь обыкновенного человека, далекого от дел; наконец она насилу нашла ее, где-то валявшуюся: все ведь ею пренебрегли, но душа Одиссея, чуть ее увидела, сразу же избрала себе, сказав, что то же самое она сделала бы и в том случае, если бы ей выпал первый жребий». Муки и скитания этой души и намерен талантливо продемонстрировать Кристофер Нолан.
Премьера эпопеи намечена на 17 июля 2026 года.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Гарри Поттер», «Клиника», «Мумия»: Как культовые проекты Голливуда перезагружают для возвращения
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru
Автор: Константин ГЛЫБА