Решив посмотреть что-то новое и околоисторическое, я выбирала между «Хрониками русской революции» и «Константинополем». Но кинороман Кончаловского и его ответы недовольным зрителям не обсудил и не обругал только ленивый, так что пока я воздержалась, несмотря на то, что в главных ролях, помимо, разумеется, Юлии Высоцкой - Юра Борисов, Евгений Ткачук и Никита Ефремов.
«Знать свою историю нужно, потому что память делает из обезьяны человека. Пусть искаженная, интерпретированная — но память <…> Я предложил, не нравится — не ешьте».
Андрей Кончаловский
Думаю, всем уже ясно-понятно, что дотошного соблюдения фактов нет нигде. Остается только смириться и надеяться, что в каких-то случаях исторического контекста больше, чем исторического фона, воодушевиться словами того же Кончаловского «А если для вас Ленин не такой, Сталин не такой - идите и снимайте сами», просто расслабиться и получить удовольствие)))
🎬КОНСТАНТИНОПОЛЬ (2025)
Чтобы закрыть тему с нестыковками и ляпами, сразу скажу, что я не сильна в данном периоде истории (конкретно про житье-бытье наших в Турции после бегства из новой России), но даже такому несведущему человеку видны промахи. Удивляет, например, что беженцы моются в душевых, что разговаривают с турками на английском, а не на французском. Были ли в Константинополе образца 1920 года бои на боксерских рингах??? Про вопиюще непозволительное с точки зрения мужчин поведение медсестры-турчанки и слугу-афроамериканца у высокопоставленного богача-османа вообще молчу. Это что-то на феминистическом и толерантном.
Но, честно говоря, куда как больше расстроила меня графика. Ну ребят, стыдно. Корабль с белоэмигрантами, отплывающий на чужбину, Босфор и Галатская башня… вы в курсе, что сейчас с помощью нейросети можно сделать простенькие ролики куда как более реалистичные и с намного лучшим качеством? Вы же кино снимаете, а не ChatGPT тестируете.
Ну да ладно, ближе к сути. А суть – перманентная резня и мордобой между нашими и не нашими, на, как мы уже выяснили, историческом фоне. Свою основную задачу - прочувствовать боль никому не нужных людей, сериал выполняет. Пилотное название «Изгои» как нельзя лучше отражает смысл. Дворяне-офицеры изгои как у себя на Родине, так и на чужбине, во враждебно настроенной к ненавистным русским Константинополе, ныне Стамбуле.
Послевкусие – тоска зеленая. Ну а что вы хотели? Какие времена, такое и послевкусие.
Сериал довольно жесткий, с мужским характером, который, тем не менее, может понравиться и женщинам, ведь помимо разборок, как в «Бригаде», только в Константинополе, которые, надо сказать, несколько утомляют, ибо «сходки братков» занимают львиную долю времени, здесь и романтичная линия, также трагичная и безысходная. Причем одна из главных femme fatale в исполнении Акиньшиной мне не понравилась категорически. Ну какая из неё, простите, баронесса, пусть и бывшая? Зато я в восторге от Чепурченко, который переиграл здесь вообще всех, включая главного героя в исполнении Александра Устюгова. Просто браво, наблюдать за персонажем Чепурченко – одно удовольствие. Еще тут же, раз уж пошла речь о хорошем – обратите внимание на романс в исполнении Аглаи Шиловской, который звучит в начале и в конце каждой серии.
Коротко о сюжете: после окончания Гражданской войны все несогласные с новым режимом (военнослужащие армии Врангеля, аристократы, врачами, коммерсанты) эвакуируются в Константинополь, где их никто не ждет. Для большинства Турция – перевалочный пункт, они ждут разрешения на выезд в более «цивилизованные» страны, например, Францию. Но для многих Константинополь становится последним пристанищем, братской могилой.
Главный герой - белогвардейский офицер Сергей Львович Нератов (Александр Устюгов), потерявший всю свою семью (жену и двоих сыновей), пытается устроить жизнь в мусульманской стране, но каждый день – как последний и битва не на жизнь, а на смерть. Сориентироваться Нератову помогает очаровательный жиголо, ловелас и аферист Ремнев (Вячеслав Чепурченко). Вокруг Нератова и Ремнёва, ставших негласными главами русской белой эмиграции, сформировывается активная группа, которая своей целью ставит защищать русское население. Сюда входят и военные, и, например, талантливый врач-вирусолог Бородаевский (Кирилл Кяро).
Помимо турок и англичан (которые и нашим, и вашим) Нератову противостоит и коммерсант Пётр Петрович Саблин (Сергей Марин), ради денег готовый на всё, включая оставленную после себя цепочку трупов. Единственная слабость Саблина – его младшая сестра Серафима (Ксения Трейстер), влюбленная в Нератова. Неравнодушна к Нератову и баронесса Екатерина Николаевна Дикова (Оксана Акиньшина), ради спасения сына продающая себя.
Трагедия на трагедии и трагедией погоняет. Женщины становятся проститутками, у мужчин руки по локоть в крови. Состоит сериал из смертей. Бесчисленных, бесконечных и ничем не оправданных. Люди, потерявшие Родину, пытаются сохранить честь и достоинство. Трогает, что к падшей женщине Диковой офицеры по–прежнему уважительно обращаются «баронесса Екатерина Николаевна», что, идя на большой риск, вытаскивают из тюрьмы Бородаевского. Они пытаются всех спасти, но спасаются единицы…
Действительность настолько сурова, что шокирует. Стало быть, цель режиссера достигнута? Удивительно, что хоть кто-то выжил в этой мясорубке.
«Чужбина - это пустыня, которая никогда не заменит землю, на которой похоронены твои предки. Где каждый камень помнит твои шаги. И пока ты это чувствуешь, ты понимаешь, счастье не здесь. Оно ждет тебя там, куда ты обязан вернуться. Ты не изгой, а странник, чья дорога ведёт к единственно родному дому. Поэтому биться нужно за живых, а не мстить за мёртвых».
А вы уже смотрели? Что думаете?
Обсуждаем книги и кино и здесь: ТГ , ВКонтакте и Max. Подписывайтесь, буду рада!